Выпускная квалификационная работа
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический институт Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) по направлению подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование профиль «Начальное образование, Дополнительное образование» На тему: «Развитие аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники»
Выполнил студент гр. ПОДб-5702-61-00 Шишкина Марина Андреевна _________________________ (подпись) Научный руководитель Рожина Вера Анатольевна, кандидат пед. наук, доцент _________________________ (подпись)
Допущено к защите в ГЭК: «__»__________________2018 г. Заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования
__________________________________________________________Л. Н. Вахрушева (подпись) (расшифровка подписи)
Декан факультета педагогики и психологии
__________________________________________________________В. В. Утемов (подпись) (расшифровка подписи)
Киров 2018 Содержание Введение…………………………………………………………………………... 4 Глава 1. Теоретические и методические основы развития аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники…………... 8 1. 1 Понятие и состав аналитико-синтетических умений, характеристика процесса их развития у детей………………………………………………..... 8
1. 2 Методика использования робототехники как средства развития аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет…………………………. 19 Выводы по 1 главе ……………………………………………………………. …30 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники…………………………... 32 2. 1 Определение уровня развития аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет………………………... …………………………………….. …………32 2. 2 Работа по совершенствованию аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники и динамика процесса их развития…….. 41 2. 3 Динамика развития аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники………………………………………………....... 49 Выводы по 2 главе…………………. ……………………………………………59 Заключение………………………………………………………………………. 60 Библиографический список…………………………………………………….. 63 ПРИЛОЖЕНИЕ А Справка-подтверждение опубликованной статьи на тему «Развитие аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники» ……………………….. ……………………………….. …. …... 70 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Найди несколько различий? » Р. С. Немов…... 71 ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Выделение существенных признаков» С. Я. Рубинштейн………………………………………………………………... 73 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Э. Ф. Замбацявичене…………………………….... …... 75 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты проведенных диагностик на констатирующем этапе эксперимента …………………………….. ………………. …………. …... 78 ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты проведенных диагностик на контрольном этапе эксперимент ……………………………………………………………………... 80 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Примеры заполненных анкет ……………………. ….. ….. 82
Введение
Актуальность. Развитие аналитико-синтетических умений у детей играет большую роль для всего процесса образования, так как лежит в основе любой учебной деятельности, например, в чтении художественных произведений или решении задач. Хорошо развитые аналитико-синтетические умения помогут ребенку в обучении в среднем звене и в последующей профессиональной деятельности. Это связано с тем, что мы живем в век информационных технологий, учащиеся постоянно сталкиваются с обилием различной информации, в которой необходимо ориентироваться, находить существенные признаки, выделять связи. Для этого необходимо овладеть определённым набором логических операций. Значимость и необходимость формирования аналитико-синтетических умений младших школьников заложена в ФГОС НОО. Так, одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» [50]. Формирование логических действий рассматривается в работах А. Г. Асмолова, Н. Ф. Талызиной и др. Интересные возможности для развития логических УУД дает образовательная робототехника. Робототехника обладает большим образовательным потенциалом и формирует привлекательную учебную среду для детей. Знание законов робототехники позволит ребенку соответствовать запросам времени. Во время занятий робототехникой дети сами открывают для себя новые знания, исследуют модели, которые сами же построили, программируют их модернизируют и создают свои проекты. Технологии не стоят на месте, в связи с этим появляются новые профессии, различные технологические устройства и роботы находятся рядом с человеком, помогают ему в жизни. Ребенок видит их каждый день, интересуется, как они работают. На занятиях по робототехнике дети, конструируя модели сами смогут «добыть» ответы на эти вопросы. Робототехника позволяет подготовить детей к жизни в высокотехнологичном мире, попробовать себя в новой области, развить навыки конструирования, программирования, помочь в выборе профессии, возможно кто-то из детей выберет профессию инженера-конструктора, инженера мехатроника, проектировщика робототехники и т. д.
К сожалению, данная тема недостаточно исследована, внедрение робототехники и ее роль в развитии аналитико-синтетических умений требует дополнительных исследований, разработки программ и приемов работы. Проблема исследования: каковы пути развития аналитико-синтетических умений детей 7-8 лет средствами робототехники. Цель исследования: определить возможность развития аналитико-синтетических умений детей 7-8 лет средствами робототехники. Объект исследования: процесс развития аналитико-синтетических умений детей 7-8 лет. Предмет исследования: влияние робототехники на развитие аналитико-синтетических умений детей 7-8 лет. Гипотеза исследования: развитие аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники будет эффективным при соблюдении следующих условий: - использование на занятиях приемов: «Программисты», «Цепь питания», «Проблемные вопросы», «Схемы сборки» и др. - если в содержание приемов будут включены задания на: выделение признаков (существенные и несущественные), составление целого из частей, составление плана изучения объекта, установление причинно-следственных связей, установление логической последовательности. - указанные приемы будут применяться на каждом занятии по робототехнике. В соответствии с целью и гипотезой дипломной работы нами были определены следующие задачи: 1) обобщить и систематизировать материал о понятии «аналитико-синтетические умения», их составе и специфике процесса развития у детей 2) рассмотреть понятия «робототехника», «образовательная робототехника» и проанализировать методику использования робототехники как средства развития аналитико-синтетических умений. 3) разработать приемы развития аналитико-синтетических умений средствами робототехники и экспериментально проверить их эффективность. Теоретическим основанием для изучения проблемы развития аналитико-синтетических умений стали идеи С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, А. Г. Асмолова, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, Т. П. Соломоновой; исследованиями в области робототехники занимались: С. Пейперт, Е. И. Юревич, Т. И. Аленина, В. Л. Бекренев.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников; педагогический эксперимент; диагностические методики; математическая обработка данных. Теоретическая значимость: обобщить и систематизировать материал о понятиях «аналитико-синтетические умения», «образовательная робототехника», обосновать возможность развития аналитико-синтетических умений средствами робототехники. Практическая ценность заключается в разработке приемов развития аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники. Апробация результатов исследования нами была опубликована статья «Развитие аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники» в сборнике материалов XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» г. Новосибирск (см. Прил. А). База исследования. Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова. Учащиеся 1 «Д» (экспериментального) и 1 «Г» (контрольного) классов в количестве 50 человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|