2.2 Работа по совершенствованию аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники и динамика процесса их развития
Цель формирующего эксперимента: разработать приёмы, направленные на развитие аналитико-синтетических умений детей 7-8 лет и проверить их эффективность на практике. Задачи: 1) Разработка приемов и заданий по повышению уровня аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники. 2) Реализация разработок в экспериментальном классе. Время проведения: 24 октября 2017 - 11 апреля 2018 года. База проведения: МОАУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова 1 «Д» класс, 25 человек. В соответствии с гипотезой исследования нами были разработаны приемы и задания. 1. «Назови из каких деталей». Учащимся необходимо проанализировать собранную модель и назвать детали из которых она состоит. Можно использовать как на занятии по конструированию, так и по программированию и исследованию на этапе повторения пройденного. 2. «Чем похожи? » Дети сравнивают модель с реальным объектом из окружающей среды, например, модель «Обезьянки-барабанщицы» с фотографиями реальных обезьян разных видов. Для начала дети рассматривают фото обезьян разных видов с целью выделения общих признаков, затем проверяют можно ли выявленные признаки применить к модели. Данный прием влияет на развитие таких приемов как анализ с целью выявления признаков и отделение существенных признаков от несущественных. 3. «Собери по аналогии». Ученикам требуется, сконструировать 2 половину тела или механизма и т. д. Сначала дети отбирают из конструктора необходимые детали, далее выполняют сборку. 4. «Схемы сборки». Можно предложить несколько вариантов использования данного приема, но все они опираются на установление логической последовательности. Например, разложить карточки с изображением этапов сборки по порядку или нарисовать схему сборки на бумаге.
5. «Цепь питания». Данные задания направлено на установление связи между деталями механизма. Учащимся необходимо назвать детали, которые приводят модель в движение и рассказать, как передается движение. 6. «Программисты». Задания данного приема влияют на развитие таких аналитико-синтетических умений как установление причинно-следственных связей и установление логической последовательности. Например, назвать блоки действия и соотнести их с движениями модели; составление программы по заданию, задание придумывает другая группа. 7. «Паспорт модели». Данный прием можно применять на этапе совершенствования модели или во время рефлексии. Учащиеся могут дать модели имя, рассказать про место обитания (если речь идет о животных), а также рассказать о признаках животных, особенностях поведения, питания. Таким образом с помощью таких заданий развивается умение формулировать выводы. 8. «Проблемные вопросы». С помощью данного приема возможно осуществить развитие всех аналитико-синтетических умений, представленных в гипотезе исследования. Проблемные вопросы могут присутствовать на любом этапе занятия по робототехнике. Например, при исследовании модели «Голодный аллигатор» дана программа для проверки работы модели в которой не задействован датчик, поэтому поведение аллигатора не естественное. Учащимся необходимо изменить программу добавив датчик и продемонстрировать работу. В экспериментальном 1 «Д» классе было проведено 8 занятий по робототехнике. Класс был поделен на 3 группы, у каждой группы был один набор конструктора Lego WeDo и ноутбук. На каждом занятии использовались приемы и задания, направленные на развитие аналитико-синтетических умений.
Программа проводимой работы по повышению уровня аналитико-синтетических умений описана в таблице 1. Таблица 1 - Работа по повышению уровня аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет на занятиях по робототехнике
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
К сожалению, группы были больше чем предполагалось из-за ограниченного количества конструкторов (их было три), поэтому во время сборки учащиеся были ограничены. Сборка проходила парами (1 собирает, 2 подготавливает детали) и через каждые 2-3 этапа конструктор передавался следующей паре. На первых занятиях учащиеся уже запомнили названия деталей конструктора и блоки программы, поэтому при комментировании этапов работы проблем не возникало. На занятиях по робототехнике, все учащиеся были вовлечены в работу, с большим интересом и увлеченностью слушали и выполняли задания. Особо нравились задания, связанные с исследовательской частью: установление логической последовательности (сборка блоков программы, этапов конструирования модели), установление причинно-следственных связей (объяснение работы модели, движение механизма). Сложнее оказались задания, связанные с формулированием выводов, возможно это связано с недостаточно развитой речью. На этапе модернизации конструкций помимо предусмотренных изменений ребята предлагали свои идеи по улучшению модели, которые мы проверяли если позволяло время.
Для определения результата формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. С учащимися контрольной и экспериментальной группой были проведены те же диагностики, что и на констатирующем этапе. Данные в диагностике были изменены на подобные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|