36. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. – 145 с.
36. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. – 145 с. 37. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. – 416 с. 38. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с. 39. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. 40. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2013. - 576 с. 41. Соломонова, Т. П. Формирование аналитических умений учащихся / Т. П. Соломонова // Профессиональное образование. - М.: Столица, 2009. - No5 - С. 22-23. 42. Столяренко, Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация / Л. Д. Столяренко. - М.: РГ-Пресс, 2016. - 330 с. 43. Страхова, Н. М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н. М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - № 3. - С. 107. 44. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. 45. Талызина, Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления // Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму. - М.: Просвещение, - 1966. - С. 16-22. 46. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с. 47. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2005. – 144 с.
48. Толстова, Н. А., Бондаренко, Д. А., Ганьшин К. Ю. Образовательная робототехника как составляющая инженерно-технического образования // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - №3. – С. 171-177. 49. Тузикова, И. В. Изучение робототехники - путь к инженерным специальностям / И. В. Тузикова // Школа и производство. - 2013. - № 5. - С. 45-47. 50. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 N 373 (ред. от 18. 12. 2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 12. – 22. 03. 2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. – N 5408. 51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http//zakon-ob-obrazovanii. ru/ 52. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С. А. Филиппов; под ред. А. Л. Фрадкова. - СПб.: Наука, 2013. - 319 с. 53. Хазыкова, Т. С. Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математики // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография (Чебоксары, 31 июля 2016 г. ) / гл. ред. О. Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 158-176. 54. Халперн, Д. Психология критического мышления /Д. Халперн. – СПб.: Издательство " Питер", 2000. - 512 с. 55. Шишкина, М. А. Развитие аналитико-синтетических умений детей 7-8 лет средствами робототехники /М. А. Шишкина // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLIV международной студенческой научно-практической конференции № 9(44). Режим доступа: https: //sibac. info/archive/meghdis/9(44). pdf 56. Эдвард де Боно Шесть шляп мышления / перевод с англ. А. Захарченко, под ред. В. Усманова, М. Чуракова, Н. Аникиева, С. Лебедева. - СПб.: Издательство " Питер Паблишинг", 1997. - 256 с. 57. Юревич, Е. И. Основы робототехники / Е. И. Юревич. – СПб.: БХВ - Петербург, 2005. - 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Справка-подтверждение опубликованной статьи на тему «Развитие аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Найди несколько различий? » Р. С. Немов Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия Форма проведения: письменный опрос Возраст: 6-7 лет. Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V). Оценка результатов теста 10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек. 8-9 баллов - ребенок справился за время от 21 до 30 с. 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития восприятия 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 1 балл - очень низкий.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Выделение существенных признаков» С. Я. Рубинштейн Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия Форма проведения: письменный опрос Возраст: младшие школьники. Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7. (правильных ответов) средний уровень- 3-5. низкий уровень 1-2. Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0, 5 балла – за одно правильно выбранное слово. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого. Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции. Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Стимульный материал: 1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 5. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). Ключ 1. Растение, земля. 2. Берег, вода. 3. Здание, улица. 4. Крыша, стены. 5. Глаза, печать. 6. Бумага, редактор. 7. Игроки, правила. Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Э. Ф. Замбацявичене
Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия. Форма проведения: письменный опрос. Возраст: младшие школьники 1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5. Задания 1-го субтеста «Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? » 1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос). Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок? » После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86%). 3. В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. ) (96%). 4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%). 5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%). 2-й субтест. Классификация, способность к обобщению «Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить? » При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла. 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ). 2. Река, озеро, море, мост, пруд (100%). 3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%). 4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%). 5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%). 3-й субтест. Умозаключение по аналогии «Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0, 5 балла. Уточняющие вопросы не задаются. 1. Огурец - Овощ Гвоздика -? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%) 2. Огород - Морковь Сад -? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%) 3. Учитель - Ученик Врач -? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%) 4. Цветок - Ваза Птица -? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%) 5. Перчатка - Рука Сапог-? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%) 4-й субтест. Обобщение «Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом? » При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают. 1. Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ) 2. Метла, лопата... (43%) 3. Лето, зима... (84%) 4. Огурец, помидор... (97%) 5. Сирень, орешник... (74%)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|