Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по 1 главе. Глава 2. Экспериментальная работа по развитию аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники




Выводы по 1 главе

Анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по теме работы позволил нам сделать следующие выводы:

1. Аналитико-синтетические умения – это основа логических операций, именно от уровня их развития зависит дальнейший процесс обучения учащихся.

2. Аналитико-синтетические умения – это способность выделять и соединять знания об элементах и признаках того или иного объекта на практике, способность включать полученные знания в новые связи.

4. В состав аналитико-синтетических умений детей 7-8 лет входят: анализ с целью выделения признаков, отделение существенных признаков от несущественных, формулирование выводов, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, установление логической последовательности.

3. Развитие аналитико-синтетических умений сложный процесс, который двигается по определенной схеме.

3. Образовательная робототехника дает огромную базу для развития аналитико-синтетических умений детей. Позволяет овладеть навыками начального технического конструирования, элементарного программирования, изучение понятий конструкций и их исследование.

4. Изучение робототехники в курсе внеурочной деятельности - это привлекательная образовательная среда, которая вдохновляет детей к новаторству через науку, технологию, математику, окружающий мир, учит думать творчески, размышлять логически, анализировать ситуации, применять свои умения и навыки на практике.

Занимаясь конструированием, дети изучают простые механизмы, при этом учатся работать руками, т. к. руки и мышление работают одновременно усвоение происходит эффективнее. Происходит развитие логических операций мышления, они фантазируют, придумывая новые модели (элементы моделей) и механизмы изучают принципы их работы.

 


 

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет средствами робототехники

2. 1 Определение уровня развития аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития аналитико-синтетических умений.

Задачи:

1. Подобрать методики для выявления уровня развития аналитико-синтетических умений

2. Проведение диагностики, анализ ее результатов и определение ориентиров для формирующего эксперимента.

Время проведения: 24 ноября 2017 - 4 марта 2018 года.

База проведения: МОАУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова 1 «Д» (25 человек) и 1 «Г» классы (25 человек).

Нами были определены критерии сформированности аналитико-синтетических умений: полнота выполнения, правильность, самостоятельность.

С целью выявления уровня развития аналитико-синтетических умений были подобраны методики:

Первая методика - «Найди несколько различий? » Р. С. Немов. (см. Прил. Б)

Цель методики: Выявление уровня развития операции логического мышления - анализ и сравнение.

Материал и оборудование: бланк с заданием, ручка или карандаш.

Инструкция: Перед показом рисунков ребенку предлагается найти несколько различий между двумя рисунками и отметить их.

Обработка и анализ результатов производится в баллах:

10 баллов - справился с заданием менее чем за 20 сек.

8-9 баллов - решил все за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

1 балл - не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

1 балл - очень низкий.

На основе проведенной методики были получены результаты исследования уровня развития аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Д» и 1 «Г» классов.

Из 25 учащихся 1 «Д» класса 9 человек имеет высокий уровень развития, 12 человек средний уровень и у 4 человек низкий уровень развития операций логического мышления анализ и синтез

Из 25 учащихся 1 «Г» класса 13 человек имеет высокий уровень развития, 9 человек средний уровень и у 3 человек низкий уровень развития операций логического мышления анализ и синтез

Полученные данные представлены в процентном соотношении на Рисунке 3 и Рисунке 4.

 

 

Рисунок 3 - Результаты исследования уровня аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Д» класса

Анализ полученных данных по 1 «Д» классу показал, что 36% класса имеют высокий уровень развития аналитико-синтетических умений, 48% средний уровень и 16% низкий уровень развития аналитико-синтетических умений.

Рисунок 4 - Результаты исследования уровня аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Г» класса

Анализ полученных данных по 1 «Г» классу показал, что 52% класса имеют высокий уровень развития аналитико-синтетических умений, 36% средний уровень и 12% низкий уровень развития аналитико-синтетических умений.

Таким образом, обобщая результаты проведенной диагностики, можно сказать, что в 1 «Г» классе в целом уровень развития умений немного выше чем в 1 «Д» классе т. к. в 1 «Г» классе больше учащихся с высоким уровнем развития 52% к 36% в 1 «Д» классе и меньше учащихся с низким уровнем развития умений в 1 «Г» классе - 12% и 1 «Д» классе - 16%.

Для более точного определения уровня развития аналитико-синтетических умений у детей 7-8 лет была проведена вторая методика «Существенные признаки» С. Я. Рубинштейн (см. Прил. В).

Цель методики: Выявление уровня развития операции логического мышления - анализа и синтеза выделяя существенные признаки.

Материал и оборудование: бланк с заданиями, ручка или карандаш.

Инструкция: в каждой строке вы найдете слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-либо отношение к стоящему перед скобками. Выберите 2 и подчеркните их.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Обработка и анализ результатов: один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0, 5 балла - за одно правильно выбранное слово.

высокий уровень - 6-7 баллов

средний уровень - 3-5 баллов

низкий уровень - 1-2 баллов

На основе проведенной методики были получены результаты исследования уровня развития аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Д» и 1 «Г» классов.

Из 25 учащихся 1 «Д» класса 21 человек имеет средний уровень развития, 4 человека высокий уровень развития операций логического мышления анализ и синтез.

Из 25 учащихся 1 «Г» класса 16 человек имеет средний уровень развития, 9 человек высокий уровень развития операций логического мышления анализ и синтез.

Полученные данные представлены в процентном соотношении на Рисунке 5 и Рисунке 6.

 

Рисунок 5 - Результаты исследования уровня аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Д» класса

Анализ полученных результатов показал, что 16% класса имеет высокий уровень развития аналитико-синтетических умений и 84% средний уровень.

Рисунок 6 - Результаты исследования уровня аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Г» класса

Анализ полученных результатов показал, что 36% класса имеет высокий уровень развития аналитико-синтетических умений и 64% средний уровень.

В итоге, обобщая результаты использованной методики, можно сказать, что высокий уровень развития выше в 1 «Г» классе 36%, чем в 1 «Д» классе 16%, учащихся со средним уровень развития больше в 1 «Д» классе чем в 1 «Г» классе, ни в 1 «Д ни в 1 «Г» учащиеся с низким уровнем развития отсутствуют.

Что бы исследовать развитие аналитико-синтетических умений более полно была проведена еще одна методика.

Третья методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. Методика состоит из 4 субтестов. В полном варианте диагностики 10 заданий, нами использовался краткий вариант по 5 проб (см. Прил. Г) [30].

Материал и оборудование: бланк с заданиями, ручка или карандаш.

Первый субтест направлен на осуществление учащимися логического выбора на основе синтеза информации и осведомленности.

Инструкция: Вам необходимо закончить предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы.

Обработка и анализ результатов: Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не …? » После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла. Если ответ не­правильный, выясняется понимание слова «всегда». Далее уточняющие во­просы не задаются.

Второй субтест выявляет способность к классификации и обобщению. Учащимся необходимо выделить общее из множества частных явлений и исключить из ряда лишнее слово, которое не подходит по признакам к остальным словам.

Инструкция: Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?

При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве­тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла.

Третий субтест «Аналогии». Учащиеся делают умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе анализа сходства в признаках с другим предметом.

Инструкция: Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» к слову «огурец».

За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0, 5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

Четвертый субтест «Обобщение». Ученики мысленно соединяют сходные признаки нескольких предметов в одном понятии об этих предметах.

Инструкция: Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?

Оценки аналогичны предыдущим субтестам.

Обработка результатов: Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, - 20 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X * 100%: 20,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень – 80-100%

Нормальный — 3-й уровень — 79-65%

Ниже среднего — 2-й уровень — 64, 9-50%

Низкий — 1-й уровень — 49, 9% и ниже.

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, а также социально-бытовой запущенностью.

На основе проведенной методики были получены результаты исследования уровня развития аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Д» и 1 «Г» классов.

Из 25 учащихся 1 «Д» класса 13 человек имеет высокий уровень развития, что соответствует 4 уровню успешности, 12 человек с нормальным уровнем развития способности к анализу и синтезу.

Из 25 учащихся 1 «Г» класса 17 человек имеет высокий уровень развития, 8 человек с нормальным уровнем развития способности к анализу и синтезу.

Полученные данные представлены в процентном соотношении на Рисунке 7 и Рисунке 8.

Рисунок 7 - Результаты исследования уровня аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Д» класса

Анализ полученных результатов показал в 1 «Д» классе, что 52% класса имеет высокий уровень и 48% нормальный уровень развития аналитико-синтетических умений.

Рисунок 8 - Результаты исследования уровня аналитико-синтетических умений учащихся 1 «Г» класса

Анализ полученных результатов показал в 1 «Г» классе, что 68% класса имеет высокий уровень развития аналитико-синтетических умений и 32% нормальный уровень.

Таким образом, обобщая результаты использования методики, можно сказать, что уровень развития аналитико-синтетических умений в 1 «Г» классе чуть выше 68% с высоким уровнем и 32% с нормальным, в 1 «Д» 52% - высокий и 48% нормальный. В целом уровень развития умений находится в норме, отклонений не в одном из классов не обнаружено.

Полученные на констатирующем этапе результаты оформлены в таблицу и представлены в Приложении Д, экспериментальная группа – таблица Д. 1 и контрольная группа – таблица Д. 2.

По результатам проведенных диагностик, формирующий эксперимент будет проводится в 1 «Д» классе т. к. в нем уровень развития аналитико-синтетических умений ниже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...