Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7. Эстетика маньеризма. 8. Николай Кузанский - представитель эстетики неоплатонизма. 9. Эстетические взгляды натурфилософов. 10. Эстетические идеи и архитектурное творчество Леона Альберти. 11. Архитектура Возрождения. 12. Представления о совершенстве человека и творческие поиски скульпторов Возрождения. 13. Морфология искусств в эпоху Возрождения. Советуем прочитать 1. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. -М., 1978. 2. Винчи Леонардо да. Избранные произведения: В 2 т. - СПб., 2000. 3. Эстетика Ренессанса. Антология. - М., 1981. Т. 1-2. 4. Микеланджело: [Альбом]. - М., 2000. 5. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1 - 2. - М., 1935-37. 6. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Т. 1 - 2. - М., 1957. 7. Петрарка Франческа. Эстетические фрагменты. - М., 1982. 8. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. - М., 1988. 5. 2. Западная Европа в XVII - XVIII веках XVII век в Западной Европе - расцвет идей классицизма, основанного на культе разума и человеческой рациональности. Эти идеи найдут свое развитие и в философских трактатах, и в художественной традиции времени. В конце XVII - XVIII веках в Европе зарождаются идеи, получившие название Просвещения. Идеи просветителей так же как идеи классицизма проявились в искусстве этого времени и отразились на философии данного периода. Философия Просвещения подготовила Великую французскую революцию и сформировала ее основной лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Просветители призывали к естественности в искусстве, к правдивости чувств. Поэтому мироощущение этого периода тяготеет к возвышенному свободолюбию. В художественных произведениях эти идеи приводили к сентиментальности. Апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Но при этом просвещение имело яркое национальное своеобразие.
5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ Мироощущению эпохи Просвещения присущи: • научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта); • рационализм (обусловлен возникновением идей деизма); • вера в прогресс; • абсолютизация значимости воспитания (материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»); • понимание личности как сложного и противоречивого явления. Эти изменения проявились в искусстве двояко: с одной стороны -интерес к иррациональному, иллюзорному, динамическому и эмоциональному, с другой - акцент на разумности человека, способном преодолеть свою страстную природу. Первое направление проявилось в таком стиле, как барокко, второе - в классицизме. Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко, которое можно считать переходным этапом к эпохе Просвещения. Барокко - стилевое направление в искусстве Европы конца XVI -середины XVIII веков, возникшее в Италии и распространившееся в большинстве европейских стран. Барокко тяготеет к эффекту, контрастности, совмещению иллюзорного и реального, к синтезу искусств и одновременно к точному разделению в жанровых характеристиках. Оно связано с пониманием творчества как процесса овладения художником природой, технического мастерства духа гения, превозмогшего материальность мира. Понимание мира как разнообразного по своим проявлениям, но конечного с позиций человеческой жизни явления, привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь - не более, чем иллюзия. Излюбленной формой выражения не только поэтов, но и живописцев становится метафора, эмблема, аллегория.
Другое направление - классицизм XVIII века - тоже воспринимается как облегченный классицизм предшествующего периода. Его мироощущение строилось на идее абсолютной монархии. Философской предпосылкой классицизма был рационализм. Главное требование, предъявляемое к художнику классицисту, - «благородность замысла». Классицизм тяготеет к историчности событий. Реальность с ее пейзажностью и портретностью выступает вторичной по значимости проблематикой. В основе классицизма лежит обязательность канона по принципу подражания античности. Классицисты ставят проблему социализации личности. Духовная красота начинает превозноситься выше физической, а произведения искусства - выше природы. Природа перестает быть образцом для подражания. Классицисты стремятся к типизации. В основе принципа создания типа является выделение в характере одной самой яркой черты, которая Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • преднамеренно выпячивается. Типический образ превращается в абстракцию. Типичный характер у классицистов лишен индивидуальности. В художественной деятельности на первое место выдвигаются литература и театр как виды искусства, наиболее способные воздействовать на чувственную природу человека. Главными становятся этические темы. Красота рассматривается прежде всего как средство этического воздействия. Наиболее популярными жанрами литературы становятся роман, мемуары и эпистоляры. Среди популярных писателей - Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Иоган Вольфганг Гёте. Театр (Пьер Корнель, Мольер, Жан Расин) в XVIII веке становится мощным средством просветительской идеологии. В Англии появляется новый жанр - мещанская драма, где главными героями становятся простые обыватели. Во Франции пишут для театра Вольтер, Дидро и Бомарше. В Италии Карло Гольдони создает комедию нравов, а Карло Гоцци вводит на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»). XVII - XVIII века - начало расцвета музыкальной культуры (Иоган Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, «венские классики» - Гайдн, Моцарт, Бетховен). Особо можно отметить развитие оперного искусства, связанного с именем Глюка.
На протяжении XVIII века музыкальная культура сделала значительные шаги: большое значение приобрела проблема передачи человеческих чувств, наметились основные принципы реалистичности, развитие сонатно-симфонического мышления, построенного уже не на развитии одного образа в музыкальном произведении, а на сопоставлении нескольких контрастных образов. Основными жанрами в музыке становятся концерт, оратория и сюита. Во Франции развивается танцевальная музыка, что проявилось в творчестве Люлли, который создал не только балет, но и привел танцевальность в оперные спектакли. В этих условиях зарождается и бурно развивается галантный стиль - рококо, для которого характерны: • тематика празднества, маскарада, пасторали, легкого флирта, • изысканность и утонченность, • внутренняя динамичность, • миниатюрность форм, • игрушечность, • обильность украшений, отделок (особенно в форме завитков). Ярким образцом французского рококо в музыке является расцвет клавесинного искусства. Архитектура XVIII века находится в состоянии кризиса: мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|