5. Европа нового времени. Эстетические учения конца XVII - XVIII веков. Эстетические учения франции. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ внимания фасады, рококо разбрасывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные узоры, достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. В живописи появляется жанр натюрморта, направленного на постижение сочетаемости цвета, пространства, формы и объемов. В середине XVII века рождается новая живопись, названная теоретиками реалистической. Проявлением специфики эстетики Нового времени в живописи стал «караваджизм». Микеланджело да Караваджо первый ввел в живопись реалистические сюжеты народного быта. Эстетические учения конца XVII - XVIII веков Если раньше эстетические идеи были частью онтологии, учения о бытии, то теперь они становятся частью гносеологии, учения о познании. Эстетические теории приобретают ярко выраженные национальные особенности, что заставляет рассматривать не только их историческую, но и культурную динамику. В целом эти идеи можно разделить на два направления: классицизма и просвещения. Эстетические учения Франции Философской основой эстетики французского классицизма был рационализм. Начало рационалистической философии положил Рене Декарт (1596 - 1650). Его идеи строятся на противопоставлении чувственного познания (куда, по-видимому, он относит и искусство) интеллектуальному. Декарт выделяет в интеллектуальном познании интуитивное (непосредственное) и дискурсивное (опосредованное). Эти идеи, истолкованные им на основе рационализма, будут использованы в последующем развитии философии и эстетики для истолкования различия видов символизма в искусстве и науке. В своем «Рассуждении о методе» Декарт говорит о несравненной силе и красоте красноречия и восхитительной прелести поэзии. Философ признает сладость и зажигательность искусства, но предпочитает рационалистический идеал. Он считает красоту относительной и непостоянной.
В «Компендиуме музыки» понятие красоты связывается Декартом с приятным ощущением, а приятность представляется как близость или приспособление стимула к отклику. Человеческий голос - самый приятный для человека звук, потому что он наиболее близок его духу. Все в искусстве, согласно его взглядам, должно быть естественно. Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Никола Буало (1636 - 1711), который изложил свою доктрину в стихотворном трактате «Поэтическое искусство», хотя основные принципы классицизма уже были изложены Декартом в его трех письмах к Гез де Бальзаку. Буало пишет о том, что искусство должно строго контролироваться разумом. Поэт, по мнению философа, несет моральную ответственность за свои творения. Основным источником для творчества Буало признает античное искусство, особенно мифологию. Но следует отметить, что ориентация в данном случае шла не на греческие образцы, а на римские, олицетворяющие долг и патриотизм, призывающие к подчинению личных интересов государственным. Поэтому мера гармонии в классицизме выступает в виде не внутреннего, а внешнего фактора, олицетворенного в государственности. Идеи французских просветителей выдвигают на первое место проблему социальной значимости искусства и важности эстетического воспитания. Просветители рассматривают искусство как средство изменения и преобразования нравственности общества. Дени Дидро (1813 - 1884)писал о том, что главная задача искусства -трогать и волновать людей, причем делать это надо, приближаясь к природе. Красоту он определял словом «соотношение». Наш эстетический опыт, подобно всякому другому, начинается с чувственных восприятий. Кроме того, в основе нашего опыта лежат определенные примитивные потребности, и мы изобретаем орудия и средства для того, чтобы удовлетворять их. Эстетический опыт возникает из тех же источников, что и всякое ремесло или наука. Поэтому он призывает студентов-художников покинуть унылые аудитории и отправиться наблюдать жизнь непосредственно. Дидро требует демократизации искусства. Аристократическое искусство рассматривается им как испорченное и недостоверное. Дидро пишет о том, что театр есть идеальное средство для просветительства. Поэтому он сам становится автором драм «Побочный сын» и «Отец семейства». Дидро создает театр третьего сословия. В связи с этим он выдвигает новые жанровые категории:
- веселая комедия, бичующая порок и глупость; - серьезная комедия, олицетворяющая добродетель и долг; - буржуазно-мещанская трагедия, призванная изобразить домашние дела и несчастья; - высокая историческая трагедия, посвященная общественным событиям и злоключениям великих людей. Дидро принадлежит удивительное пророческое высказывание о том, что искусству и красоте враждебен мир материального достатка. Жан Жак Руссо (1712 - 1778)стоял во главе такого литературного направления, которое называлось сентиментализмом. Его социальный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|