5. Европа нового времени. Франция XVII - XVIII веков стала родиной возникновения эстетических принципов классицизма в искусстве. Ведущее место начинает принадлежать художественной литературе, далее по популярности идут театр и архитектура.
5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ идеал - республика, свобода, равенство всех. Отношение к искусству у Руссо противоречиво. С одной стороны, оно есть результат человеческих пороков, оно способствует упадку культуры. Театр и зрелища развращают молодежь. Поскольку театр является только пустым развлечением, его надо наполнить нацеленностью воздействовать на нравы людей. Руссо критикует аристократическое искусство, особенно рококо, и ратует за демократическое искусство. В центре искусства должен стоять простой высоконравственный человек. Искусство должно быть простым и доступным для всех. Идеальны для Руссо народные зрелища, проникнутые духом патриотизма. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 - 1778)рассматривал искусство как средство просвещения умов. Только искусство способно воздействовать на человека, изменяя его эстетический вкус. Эстетический вкус Вольтер разделял на здоровый и извращенный. Первый стремится к простоте и естественности, а второй - к излишествам и извращенности. Искусство, по его мнению, одинаково зависит от естественной природы, которую оно изображает, и от воображения художника. Но воображение не должно уходить от естественности, произведение необходимо создавать правдиво. Вольтер был одним из тех, кто поднимал проблему восприятия искусства как проблему понимания народов разных культур. Он призывал к осторожному отношению к искусству прошедших времен, необходимости понимать его на языке той эпохи, которая его порождала. Франция XVII - XVIII веков стала родиной возникновения эстетических принципов классицизма в искусстве. Ведущее место начинает принадлежать художественной литературе, далее по популярности идут театр и архитектура.
Эстетические учения Англии Специфика эстетических учений Англии связана с такими особенностями, как опора на реального человека, антипуританская направленность (пуритане выступали против искусства и особенно осуждали театр), рассмотрение искусства как дороги к нравственной жизни. Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626)делит сферу интеллектуальной деятельности на три части и каждой из них отводит определенную умственную способность: память - истории, воображение - поэзии, рассудок - философии. Он ставит науку и философию явно выше поэзии. Поэзию он называет «мечтой науки» и признает в ней существование чего-то божественного. Воображению Бэкон отводит промежуточное между рассудком и памятью место и рассматривает его как связующее звено. Целью воображения является скорее развлечение или игра ума, чем работа или долг. Этим Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ он предвосхищает будущее определение искусства как игры воображения. В своем очерке «О красоте» Бэкон объявляет необычность в пропорции неотъемлемым свойством красоты. И высмеивает Дюрера за попытку свести красоту к математическим отношениям. В «Новой Атлантиде» Бэкон представляет искусство не как свободное творчество прекрасных форм, а как способ выражения научных истин или моральных устоев. Бэкон был одним из первых философов Нового времени, увидевших глубокую связь между гносеологией и теорией коммуникации, которую он называл «искусством сообщения». Томас Гоббс (1588 - 1679) пишет о том, что реально существуют только материя и движение. Ощущение - это тоже движение, вызванное внешним воздействием. Поэтому художественная деятельность - это движение в определенных местах человеческого организма. Красота - это восприятие вызванного внешними воздействиями внутреннего движения в какой-то части живого организма. Говоря о чувствах, вызываемых искусством, Гоббс подчеркивает их оценочный (положительный или отрицательный) характер. Проблему изображения Гоббс рассматривает и в связи с красотой форм, чувством приятного, а также весьма подробно в связи с «техническим» вопросом об отображении предметов в перспективе.
Давид Юм (1711 - 1776) в работах «О красоте и безобразии», «О норме вкуса», «Скептик», «О том, как писать эссе» и др. рассматривает красоту и безобразие как эстетические категории-антагонисты. Если красота доставляет человеку наслаждение, то безобразное - неприятные чувства. Красота не рассматривается им как качество предмета, а только как аффект, впечатление, переживаемое душой. Юм исключает сферу эстетического из познавательной деятельности человека. Область эстетического -это чувства человека. Юм отмечает, что внутреннее ощущение поддается изменению при помощи рационального воздействия. Искусство изображает прежде всего самого человека, давая ему возможность оценить себя со стороны. Юм делает попытку выявления единства этического и эстетического. Основу его анализа составляет психологический аспект. Эстетика английского просвещения отличается интересом к проблемам эстетического воспитания, формирования эстетического вкуса, социальной роли искусства. Она наполнена оптимизмом, умеренностью и рациональной трезвостью. Именно эти идеи способствовали развитию в искусстве реализма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|