Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. 4. Россия XIX века. 5. Европа нового времени. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




5. 4. Россия XIX века

Прежде чем рассмотреть специфику русской эстетической мысли и искусства XIX века, необходимо оговориться, что эстетическая мысль, а именно проблемы красоты, совершенства, художественности и т. д. были неотъемлемой частью философских учений в России со времен далекой древности. Вклад русских мыслителей в эстетику достаточно велик. Русская эстетическая мысль - это особый предмет разговора, требующий особого места в курсе изучения истории эстетики. Но именно XIX век отличается необычайным всплеском интереса к данным проблемам. Поэтому из-за невозможности охватить столь огромный материал на страницах данного пособия ограничимся лишь рассмотрением XIX века.

XIX век в России условно делится на два периода: век золотой и век серебряный. К золотому веку относят первую половину и середину столетия, к серебряному - его конец и начало XX столетия. Мироощущение этого времени во многом подчиняется общей характеристике, уже данной в теме о западноевропейской культуре XIX века. Его тоже условно можно представить как два разных состояния человеческого восприятия мира и себя в нем. Первый период - романтическое мироощущение, второй -состояние декаданса. Специфическим моментом русского мироощущения данного периода было прежде всего становление национального самосоз-

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

нания. Кроме того, на мироощущение этого периода повлияли особенности религиозной культуры России, обусловленные православной традицией (идея жертвенности, особого предназначения - миссии русского народа в деле спасения всего человечества, духовного самосовершенствования и др. ).

Первый период характеризуется интересом к проблемам человека, его места в мире, обществе. Это время взлета веры в человеческое могущество, его разумность, благородство. Поэтому не случайно оно отмечено таким количеством открытий и творческих достижений в совершенно разных областях культуры. Человек хочет и стремится познавать и преобразовывать мир.

Второй период - духовный кризис человека и поиск выхода из него, конфликтность с миром. Мир многозвучен и разнообразен, а человек в нем - потерянное существо, противостоящее всему миру. Возникает потребность в поиске утраченного единства, целостности не только самого мира, но и человека, находящегося в нем. Человек видит себя маленьким и беззащитным. Прогресс, угрожающий духовной культуре, - вот проблема, перед которой оказывается человек XIX века. Время серебряного века связано с появлением тенденции трагического понимания мира. Оно связано с необычайным всплеском философско-интеллектуальной мысли. Поэтому не случаен наблюдающийся интерес к поэзии, которая из всех искусств наиболее способна выражать трагедийность восприятия мира.

Искусство

Век золотой отличается тем, что хотя практически все виды искусства переживают невиданный расцвет, королевой среди них выступает литература. Она становится в этот период универсальной формой самосознания нации, проявляя в себе специфическое своеобразие мироощущения русского человека данного времени. О русской художественной культуре узнает весь мир, восторгаясь ее возвышенностью и наполненностью, тягой к гармоничному и прекрасному. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

А. Пушкин был основателем русского реализма. Его творчество наполнено гармонией и совершенством и является вершиной проявления прекрасного в русской литературе.

Основным эстетическим ориентиром М. Лермонтова является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» характерны культ страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит люб-

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ви. Лермонтов воплотил в своем творчестве возвышенно-трагические идеалы романтизма.

Н. Гоголь стал признанным мастером комичного в мировой литературе. Его творчество можно рассматривать как своеобразную энциклопедию проявления комичного: от мягкого юмора до едкой сатиры и гротеска.

Особенностью музыкальной культуры России становится активное взаимодействие с литературой. Но это не простой перенос сюжета из одной формы в другую: как правило, музыкальное воплощение наполняет литературный сюжет новой эстетикой восприятия.

Очень любима русскими композиторами тема сказки. Н. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер, для которых характерен идеальный в своей гармоничности мир. В основе его музыкального творчества лежат категории прекрасного и возвышенного. Образы высокопоэтического мира его опер весьма наглядно показывают, что искусство представляет собой действенную силу, что оно покоряет и преображает человека, несет в себе жизнь и радость. Подобная функция искусства соединялась у Римского-Корсакова с пониманием его как эффективного средства нравственного совершенствования человека. Этот культ искусства в чем-то восходит к романтическому утверждению Римского-Корсакова о том, что музыка возвышает человеческое в человеке, отыгрывает великую гражданскую роль в обществе.

А. Даргомыжский наполняет музыку элементами трагедии «маленького» человека (опера «Русалка»). В то же время многие его образы явно тяготеют к комичному (вокальные миниатюры «Блоха», «Козел», «Титулярный советник»).

В творчестве композиторов этого периода происходит пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам.

Начало века серебряного связано с уже другой эстетической насыщенностью: это время тяготеет к трагическому. Серебряный век связан с такими именами, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Блок, И. Стравинский, А. Куприн, С. Есенин, Н. Гумилев, А. Белый, С. Рахманинов, А. Павлова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...