Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Третьим этапом развития идей импрессионизма в живописи стал неоимпрессионизм, представленный творчеством П. Синьяка и Ж. Сера. Художники-неоимпрессионисты стремились ввести в живопись научные методы изображения в области цвета, разрабатывая особую технику точечного письма, получившую название пуантилизма.

Искусство XIX века (особенно второй половины) отличается стремлением к новаторству. Например, новшествами в театре стали развитие условного жеста, ансамбль искусств, который перестал быть суммой различных видов художественной деятельности, а стал явлением, обладающим целостностью. Среди представителей драматургии XIX века можно назвать Бернарда Шоу, Генриха Ибсена, Юхана Стринберга. Это время рождения на сцене великих актеров (расцвет творчества которых произойдет на заре XX века), таких, как Сара Бернар, Эдмунд Кин, Элеонора Дузе.

XIX век интересен появлением самостоятельного классического балета как особого вида искусства. У истоков этого вида художественной деятельности стоит английский хореограф Джон Уивер. Он первым начал создавать целые балетные спектакли на античные сюжеты; но главным был полный отказ от пояснительных слов к танцу - их заменила пантомима. В балете начинается процесс выработки самостоятельного языка. Появляется особая система техники движения на пуантах, техника прыжка и т. д. В стилевом отношении в балете развивается романтизм. Романтический балет отдал основное место женщине-балерине. Достижением жесткой техники стала особая грация, плавность и выразительность движения. В конце XIX века в области художественной литературы, несмотря на разнообразие направлений, развиваются новые жанры: научная фантастика (Ж. Верп, Г. Уэллс) и детектив (Э. По, К. Дойл).

В середине XIX века возникает новый вид искусства - фотография, воплотившая в себе синтез физики и химии.

28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд кафе» состоялся первый публичный киносеанс. Братья Люмер, показав зрителям свои короткометражки, даже не осознавали важности данного события. Среди первых картин были «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», которые сразу разделили кино на игровое и документальное. В США над проблемой движущихся картинок работал Эдисон. Самыми популярными были сказочные и фантастические сюжеты.

В архитектуре новым было то, что она отличается стилевой мозаичностью. Ведущим стилем архитектуры начала XIX века был классицизм, но под влиянием идей романтизма в середине века возникает интерес к готике, итальянскому Ренессансу, барокко, а самое интересное, что появляются сооружения, которые соединяли в себе черты разных стилей. Такое смешение получило право называться самостоятельным стилем - «эклектическим».

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Именно это время изобретает канкан, который назовут переложенной на язык танца непристойностью. Популярными видами развлечения становятся оперетты и варьете.

Общая характеристика эстетических идей данного периода

XIX век способствовал возникновению новых идей, которые подготовили особое направление эстетики, названное в XX веке неклассическим. Все кардинально новое требовало и новых оценок, которые классическая эстетика дать уже не могла. Но главный итог XIX века - вхождение в век XX. Предавангард конца XIX века - это и есть зародыш XX века.

XIX век представлен эстетикой романтизма, немецкой психологической эстетикой, эстетикой биопсихологической ориентации, этнографической эстетикой, практической эстетикой.

Эстетика романтизма

Романтизм в эстетике проявился в конце XVIII века в Германии. В кружок романтиков входят Новалис, Ф. Шлегель, Л. Тик и др. Эстетические идеи романтизма проявились прежде всего в следующих идеях:

• свобода человеческой личности;

• самоценность искусства;

• синтез искусств;

• неограниченный субъективизм;

• снятие грани между искусством и жизнью («романтическая ирония»);

• смещение акцента от композитора-импровизатора на композитора -виртуоза;

• концертность в музыкальной эстетике;

• развитие лирического начала;

• психологизм;

• творчество начинает рассматриваться как процесс самовыражения, а не как средство достижения результата, проявленного в произведении искусства;

• прекрасное приобретает критерий - завершенность, целостность, самодостаточность;

• основной закон искусства - преобразование внешней целесообразности во внутреннюю, что и составляет суть воплощения прекрасного.

Новалис (Фридрих фон Гарденберг) (1772 - 1801) назначение художественного творчества вообще и поэзии в частности видит в способности человеческого сознания созидать мир из самого себя, отличный от мира реальностей. Этот самосоздаваемый мир художник способен подчи-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...