Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ги де Мопассан (1850 - 1893) призывал к искусству, правдиво отражающему мир. В отличие от реализма натурализм не требовал изображения типичного героя, а шел по пути точного изображения того, что видит перед собой автор в данный момент. Мопассан считал, что настоящий художник не имеет права приукрашивать изложение. Высшей правдой для Мопассана была красота, которую он поднимает на пьедестал высшей истины. С другой стороны, безобразное, которое наблюдает в жизни художник, должно переосмысляться им и, воплощаясь в искусстве, оцениваться уже как прекрасное. Для искусства нет запретных тем. Важно правильно их показать, подняв на уровень высших ценностей. Талант заключается в способности находить интересное, видеть важное и правильно отображать в искусстве. Главным средством перевоплощения безобразного в прекрасное в искусстве становится стиль. Эстетика символизма Параллельно с натурализмом во Франции возникает еще одна эстетическая школа, связанная с новыми идеями, - символизм. Наиболее ярко это явление проявилось в поэзии, а также в живописи (английские прерафаэлиты, творчество Чюрлёниса) и музыке (Р. Вагнер). Символизм связан с таким явлением искусства как синэстетизм. В поэзии он проявился в понятии «звучание слова». Центральным понятием поэзии символисты считали Личность. Они отрицают значимость школы, традиции и провозглашают «свободу творчества». Рифма становится не обязательной, а ритмический размер вариативным. Слово рождается не разумом, а эмоцией, оно музыкально и символично. Эти идеи были реализованы в творчестве таких поэтов, как А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме. Поэзия обращается к другим искусствам. Например, Рембо соотносит звучание гласных звуков с цветом, Малларме объявляет высшей поэзией тишину.
Идеи символизма в музыке реализовались в творчестве Рихарда Вагнера (1813 - 1883). Вагнера интересует синтез искусств. Музыка для него -это продолжение человеческой речи. Он считает, что музыка должна создаваться по законам драмы, а не состоять из отдельных номеров. Более того, позднее он приходит к выводу о необходимости создать единое искусство, существующее по одному закону. Этим законом может стать миф. Основные эстетические идеи Р. Вагнера сводятся к следующему: • началом, обусловливающим художественное творчество, является народ; • миф порождает поэзию; • создание «всеобщего вида искусства» как апофеоза всех творческих усилий. 5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ Эстетика «философии жизни» Эстетика «философии жизни» строится на понимании ценности не результата, жизненного достижения, а самого процесса проживания. «Философия жизни» рождается как ответ позитивизму, призывавшему в начале века к изменению научных подходов в эстетике. Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) в труде «Мир как воля и представление» пишет о том, что наслаждение - это отсутствие боли. Всякое наслаждение, входящее в удовольствие, всегда компенсируется болью. Помочь человеку способно только искусство, которое дает ему возможность созерцать. Шопенгауэр выдвигает теорию отдельных видов искусства на основе концепции отдельных стадий объективации воли. Архитектура в этом смысле расположена на самой низкой ступени в системе искусств. Ее функция заключается в уточнении отношения силы тяжести к твердости предмета. По Шопенгауэру музыка - это бессознательное философствование, олицетворение воли. Шопенгауэр подразделяет музыкальные формы на элементы и сопоставляет их с элементами Вселенной. Основной бас в гармонии соответствует грубой планетной массе, тенор - кристаллам, альт - животным, в самом высоком голосе отражена высшая ступень объективации воли - осмысленная жизнь и устремления человека.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) призывает к переоценке всех ценностей. Его сверхчеловек - это воплощенная воля к творчеству, которое помогает преодолеть ограниченность срока жизни и знания о мире. Основные эстетические идеи Ницше можно свести к следующему: • искусство - это пробуждение животной энергии благодаря образам и стремлению к более полной жизни; • красота достигается только благодаря акту самоутверждения, который формирует, видоизменяет действительность, чтобы сделать ее прекрасной; • воспринимать прекрасное - значит воспринимать его ложно; • оригинальность не ценна, истинный «классический» стиль должен быть холодным, ясным и четким, логически последовательным. В нем избыток жизненной энергии сдерживается пределом обобщающего начала; • начало художественного творчества - некое опьянение, ошеломление художника, который становится одержимым дионисийской энергией. На второй стадии он освобождается от пут сладострастного возбуждения и явления, озаренные волшебной символической картиной, приводятся в стройный порядок. Сам художник переживает перерождение себя сначала в сатира, затем в бога; • истинное искусство пронизано дионистическим началом; • все самое ценное человек добывает через совершение греха;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|