Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • подразделяет виды искусства по принципу доли эстетического опьянения на дионисийские (театр, танец, музыка и лирическая поэзия) и аполлоновские (живопись, скульптура и эпическая поэзия). Архитектура остается вне классификации, так как в ней проявляется созидательный акт воли во всей ее чистоте; • искусство существует для того, чтобы мы не погибли от истины; • признаком декаданса искусства является массовость и демократизация. Зарождение идей экзистенциализма Значительное место в эстетике XIX века принадлежит теории датского мыслителя Сёрена Кьеркегора (1813 - 1855), повлиявшей на такое направление XX века, как экзистенциализм. Это направление развивается в основном в философии Франции и Германии XX века. Для него характерен иррационализм. Экзистенция (существование духовной части человека) делает новый акцент в философии жизни: существование важно лишь с позиций человеческого существования, его души и мало определяется позициями физического проживания в окружающей среде. Основная работа Сёрена Кьеркегора «Наслаждение долг» поставила проблему вечного изменения и неустойчивости человеческой личности. Для экзистенциализма характерно отождествление процессов создания произведения искусства и его восприятия. И то, и другое является процессами наслаждения. Наслаждение, которое дарит человеку искусство, всегда иллюзорно. Кьеркегор создает учение о трех типах экзистенции: эстетической, этической и религиозной. Он пишет об определенной последовательности форм человеческого существования. Первая из них - эстетическая - характеризуется как устремленность человека в идеальный мир. Для эстетического типа существования характерны свобода от действительности, стремление к наслаждению и отсутствие целостности. Осознание человеком несовершенства эстетического существования способствует переходу его на вторую ступень - этическую. Она более устойчива как отношение к миру, но не совершенная, так как неспособна освободить человека от страха и тревоги. Этическая ступень основана на свободном выборе человека. Третья ступень - религиозная - помогает освободиться человеку от отчаяния, осознать страх и освободиться от него.
Эстетические идеи XIX века во многом подготовили становление новых направлений развития эстетической мысли XX века. Вопросы и творческие задания 1. На какие два направления условно можно разбить мироощущение, характерное для человека XIX века? 2. Что характерно для романтического мироощущения? 5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ 3. Что определяет мироощущение декаданса? 4. Какие основные течения развиваются в искусстве XIX века? 5. Подготовьте сообщения о наиболее знаменитых представителях натурализма в литературе. 6. В чем проявился импрессионизм в музыке и живописи? Обоснуйте возникновение данного течения с мироощущением эпохи. 7. Что такое «романтический герой»? Приведиде примеры из литературы. 8. Что характерно для романтического направления в музыке? 9. Проведите дискуссию на тему «Романтизм и художественная культура XIX века». 10. Назовите основные идеи романтиков по осмыслению значимости искусства в человеческой жизни. 11. Что характерно для английского романтизма в эстетике? 12. Каковы основные эстетические идеи позитивизма? Как они связаны с наукой этого периода? 13. В чем суть идей эстетики натурализма? 14. Чем реалистический метод отображения действительности в искусстве отличается от натуралистического метода?
15. Назовите основные эстетические идеи символизма. Кто является наиболее ярким представителем этого направления в эстетике? 16. Назовите основные идеи представителей «философии жизни» в эстетике. 17. Сравните классификацию искусства Шопенгауэра с классификацией Гегеля. Темы для рефератов 1. Эстетические новации романтизма. 2. Ницше как предвестник неклассической эстетики. 3. Кьеркегор как представитель эстетики экзистенциализма. 4. Идеи синтеза искусств в творчестве Р. Вагнера. 5. Система морфологии искусства А. Шопенгауэра. 6. Новое понимание литературы и литературности в идеях натурализма. 7. Символизм как направление эстетики. 8. Роль искусства в обществе в теории О. Конта. 9. Аполлоническое и дионисийское в искусстве по Ницше. 10. Проблема правдивости искусства и научное познание в идеях натуралистов. 11. Мир реальный и мир художественный в теории философов-романтиков. Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Советуем прочитать 1. Европейский романтизм. - М., 1973. 2. Кукаркин А. В. Модернизм. - М., 1980. 3. Кулькова И. С. Философия и искусство модернизма. - М., 1984. 4. Турчин В. В. Эпоха романтизма. - М., 1978. 5. Романтизм: Энциклопедия. - М., 2001. (Энциклопедия живописи). 6. Вагнер Рихард. Статьи и материалы. / Пер. с нем. - М., 1974. 7. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX в. - М., 1976. 8. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981. 9. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. - Тверь, 1992. 10. Эстетика немецких романтиков. - М., 1987. 11. Делёз Ж. Ницше. - М., 1970. 12. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962. 13. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994. 14. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993. 15. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2 - М., 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|