Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • потенциала целой нации. Именно в позднем романтизме возникает такое понятие как «естественная поэзия». Английский романтизм имел некоторое своеобразие: • интерес к самоценной личности; • выдвижение на первое место идеала красоты; • главный критерий красоты - нравственность человека; • возвышенное понимается как простое и обыденное, но наполненное глубоким содержанием; • наличие рациональных моментов, которые не вытесняются мечтательностью и сказочностью общей настроенности произведения. Романтизм в английском искусстве нашел несколько вариантов проявления: • «озерная школа»; • революционные романтики; • лондонские романтики. Зрелый романтизм проявился в философско-романтическом романе. Среди поэтов этого периода можно назвать Уильяма Блейка (1757 - 1827). Главной эстетической категорией Блейка становится воображение. Под воображением он понимает «духовное чувствование», способное проникать в самые глубинные тайны жизни. Свою поэзию Блейк наполняет мечтой о тех временах, когда мир наполнится красотой и справедливостью. Особое место среди романтиков занимает творчество таких поэтов и писателей Англии, как Байрон и Скотт. Первый создаст особый тип героя, который войдет в теорию художественной культуры романтизма как романтический герой. Второй раскроет возможности исторического романа не только со стороны описания прошедших событий, но и как попытку осмысления духовного мира человека вообще. В целом романтизм проявил несостоятельность классической эстетики решать проблемы человека средствами искусства и художественной деятельности. В основе разлада действительности и искусства лежала неспособность теории воздействовать на практику. Это объясняет тот факт, что теория в этот период существует в рамках фундаментальной философии, а искусство в это же время пытается решить свои проблемы в сфере творчества романтиков. В таких условиях расхождения теории и практики рождается осознание модернизации основных направлений эстетической науки.
Эстетика позитивизма Появление идей позитивизма в эстетике связано с нарастанием пессимизма и неверия в возможности человека. Человек полон пороков, которые нельзя преодолеть. Искусство бессильно. Знание относительно, а 5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ искусство ограничено в возможностях. Согласно воззрениям позитивистов, человек в начале своего существования не был тем, чем он станет благодаря длительному процессу развития. Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798 - 1857) выделяет две основные эпохи: период теологии и период метафизики, переход между которыми осуществлялся через две стадии - фетишизма и политеизма. По его мнению, период, когда искусство играло главенствующую роль в жизни общества, отошел в прошлое. Но он же отстаивал идею непрерывности процесса прогрессивного развития эстетических способностей человека и возвещал искусство будущего, достойное освобожденного человечества и настолько совершенное, что оно затмит искусство античности. Эстетика позитивизма строила свою теорию на фундаменте субъективного принципа, под которым понималось выяснение роли искусства как фактора совершенствования общества и отдельной человеческой личности. Ипполит Тэн (1828 - 1893) основные эстетические позиции изложил во «Введении в историю английской литературы». Тэн рассматривает произведение искусства как факт, находящийся во взаимосвязи с другими фактами и обусловленный ими. Произведение искусства - продукт среды. Литература - это такое же знание и исследование человека, как и научное. Любое произведение искусства - это факты эстетического исследования, которые необходимо классифицировать и систематизировать. Эстетика должна исследовать взаимозависимость автора, творчества и его результативность. Кроме того, отдельный автор зависим от культурной среды, следовательно, проследить динамику искусства можно теми же методами, что и эволюцию растений. Среда определяет своеобразие. Главными критериями искусства Тэн считает физиологические факторы творчества. Именно на основе позитивизма в искусстве появляется течение художественного реализма. Художник должен смотреть на мир глазами исследователя и видеть мир реальным. Эти идеи сильно повлияли на рождение такого направления, как натурализм.
Эстетика натурализма Эстетика натурализма связана с именами Ги де Мопассана, Эмиля Золя, братьев Гонкуров и Флобера. Натуралистическая эстетика достигает своего высшего расцвета в творчестве Эмиля Золя (1840 - 1902). Он утверждает, что труд романиста - это труд ученого-социолога и физиолога. Его главная цель - истина. Подобно ученому, он работает, руководствуясь заранее выдвинутыми гипотезами, и применяет открытые им при этом законы к конкретному случаю. Искусство - это природа, рассматриваемая через темперамент автора. Писатель подобен экспериментатору, ведущему дневник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|