Анкетирование - основная разновидность опроса
Исследователю часто бывает нужна информация о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и которые не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т. д. Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о своих мнениях, настроениях, поступках или о том, что их окружает. Такую информацию можно получить только благодаря опросу. Это наиболее распространенный вид социологического исследования и самый широко используемый метод сбора первичной информации. До 90% всех социологических данных получено благодаря этому методу. Опрос является средством получения данных о состоянии общественного мнения, состояния сознания и поведения людей. Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации — человек (респондент). Отметим достоинства этого метода, во-первых, он экономичен, так как опросив небольшую совокупность, можно судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов общества в целом. Во-вторых, ему присуща широта охвата разных сфер. Нет проблем, о которых социолог не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к разным слоям населения. Но при этом необходимо учитывать, что получаемая информация отражает изучаемую действительность в «преломленном» в сознании опрашиваемых виде. Нет равенства между реальной действительностью и данными людей. Опрос — метод сбора первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
Связь между исследователем и источником информации (респондентом) обеспечивается, во-первых, специальным методическим инструментом: это может быть анкета или план интервью, т. е. перечень вопросов, в которые на языке обыденного сознания «пере-медена» эмпирически изучаемая проблема. Во-вторых, связь обеспечивается анкетером, который выполняет функции оператора и непосредственно обеспечивает заполнение вопросников всеми респондентами. Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование (заочный опрос) и интервьюирование (очный опрос). Анкетирование. Опрашиваемый заполняет вопрос-м 11 к сам, это может происходить как в присутствии ан кетера, так и без него. В практике прикладной социологии этот вид опроса самый распространенный. Интервьюирование. При его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы. Более развернутая характеристика будет дана анкетированию, потому что: 1. Анкетирование является наиболее широко распространенным и наиболее оперативным методом сбора первичной социологической информации. 2. Анкетирование более доступно для овладения массой исследователей, у которых нет большого педагогического и житейского опыта (что бывает очень важным при проведении интервьюирования) и которые не могут быстро и легко вступить в контакт с незнакомыми людьми. 3. Для подготовки анкетеров не надо тратить многовремени и денег. 4. Овладев методикой анкетирования, исследователь получает основной объем знаний и умений, которые необходимы для проведения интервью. 5. Результаты анкетирования более доступны для математической обработки. 6. Можно за короткий промежуток времени опросить большое количество людей. Существует две различные организационные формы проведения опроса: по месту работы (занятий) и по месту жительства.
Выбор места проведения опроса зависит от цели и предмета исследования. По месту работы — изучаются производственные или учебные коллективы. Предметом исследования выступает производственная или учебная деятельность (обстоятельства, связанные с предметом опроса, быстрее актуализируются в сознании опрашиваемых на привычном их месте работы или учебы). По месту жительства — анкетирование проводится, когда надо получить мнение по интересующей проблеме не только работающего, но и неработающего населения или когда надо ослабить влияние официального помещения. Такую форму опроса используют при исследовании культурного и бытового обслуживания, |Ц0 вопросов досуга и т. д. Сложность этой формы: 1. Усложняется поиск респондентов (может поменять адрес). 2. Часто во время прихода исследователя респондента нет дома. 3. Присутствие главы семьи, «третьего» лица (гость, сосед) оказывает влияние на результат опроса. 4. Наличие свободного времени у респондента обычно ведет к отвлечению от главной темы разговора (например, пенсионеры очень словоохотливы, начинают делиться всеми своими житейскими проблемами). Достоинства: 1. Дома у человека больше свободного времени. В домашней обстановке он охотнее отвечает на острые вопросы, связанные с сообщением критической информации об отрицательных фактах и явлениях на его рабочем месте. Поэтому перед началом проведения опроса надо решить, какая форма проведения его даст Вам более ценную информацию по интересующей проблеме. В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. Массовый опрос. Основной источник информации — представители различных категорий трудящихся, чья профессиональная деятельность не связана непосредственно с предметом анализа. Специализированный опрос. Главный источник — компетентные люди, профессиональная деятельность которых имеет тесную связь с предметом изучения, или накопленный жизненный опыт дает возможность делать авторитетные заключения. Часто такой вид опроса носит название — экспертный опрос. Виды анкетирования
Существует много разнообразных видов анкетирования, это зависит от того, по каким признакам их. группировать. В связи с этим в нашей литературе можно встретить разные классификации. Здесь приводится одна, которая даст более полное представление о существующих видах анкетирования. Методы сидра информации Классификация видов анкетирования
по объему
Выборочное по способу заполнения анкет
по способу общения
по способу распространения анкет по процедуре проведения прессовое почтовое раздаточное групповое индивидуальное В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает: сплошным и выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании — только часть генеральной совокупности — выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен среди исследователей при получении первичной социологической информации. По способу заполнения анкеты анкетирование бывает: прямое и косвенное. Прямая анкета — ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами. Косвенная анкета — если ответы записывает анкетер. Этот вид анкетирования применяется, если для респондента трудно лично заполнить анкету. Например, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т. п. По способу общения между исследователем и респондентом: очное (личное) и заочное. При очном опросе происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может проконтролировать качество их заполнения. По характеру процедуры личного опроса анкетирование бывает групповым и индивидуальным. Групповое анкетирование — это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по месту работы и учебы. При его проведении достаточно одного анкетера для работы с группой в 15 — 20 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени.
Индивидуальное анкетирование — проводится, если нет возможности собрать респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно. Заочное анкетирование. При проведении этого вида анкетирования респондент заполняет анкету в отсутствии исследователя. По способу распространения анкет респондентам различают прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование. Прессовое анкетирование. Анкета публикуется на страницах газет и журналов. Почтовое анкетирование. Вопросники рассылаются определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте. При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%. Раздаточное анкетирование. Анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты. Недостатки, во-первых, респондент при заполнении анкеты может советоваться с другими людьми, а это значительно уменьшает достоверность информации. Во-вторых, процент возврата вопросников низкий, хотя и более высокий, чем при прессовом и почтовом анкетировании. опрос живых свидетелей того, как ситуация складывалась и в каком направлении она развивалась. На первый взгляд, кажется, нет ничего проще, чем провести опрос, задать вопросы клиенту. Но при более глубоком рассмотрении проблемы, необходимо, как отмечал Ш. Рамон, учитывать, что социальный работник и клиент находятся в неравных отношениях с точки зрения власти, т. е. клиент во многом зависит от социального работника. В связи с этим некоторым клиентам, особенно проживающим в доме престарелых, детском доме, доме инвалидов и т. д., бывает довольно трудно выразить свои негативные чувства и мнения к социальным работникам. Часто прямые вопросы со стороны социального работника могут только обострить существующую проблему, лучшие результаты приносит опрос, проведенный приглашенным исследователем1. Поэтому чаще всего желательно проводить письменный опрос респондентов. В настоящее время уже разработан ряд универсальных анкет, помогающих социальным работникам собирать и обрабатывать полученные данные о клиенте. Но эти анкеты имеют определенные недостатки. Самым главным является то, что вследствие своей универсальности они слишком общи, поэтому социальный работник не может использовать их в каждом конкретном случае. В связи с этим можно сделать вывод, что «наряду с патентованными и имеющимися средствами сбора и обработки информации социальный работник должен уметь разрабатывать и свои, отвечающие узким задачам и специфике работы в данном социальном агенстве»2.
Хорошо разработанная анкета, самостоятельно составленная или только применяемая социальным работником, позволяет экономить время сбора информации, обеспечивает респондентам анонимность и помогает им избежать влияния на них мнения других участников опроса. При этом социальный работник должен быть уверен, что респонденты способны и проявляют готовность выполнять поставленные перед ними задачи. В некоторых случаях предпочтительнее сочетать анкетирование с интервьюированием. Если потенциальный клиент заполняет соответствующую анкету до обращения за помощью к социальному работнику и до первого разговора с ним, то таким образом могут быть получены сведения о том, как данный клиент видит свою проблему и в каких услугах он нуждается. Успех самостоятельного заполнения анкеты во многом зависит от грамотности и способности выразить в письменном виде свои проблемы и нужды. При недостатке необходимых умений для составления ответа клиент может смутиться, растеряться, в итоге, либо на ряд вопросов не будет ответов, либо вообще анкета останется незаполненной или не сдана обратно исследователю. Если клиент справляется с анкетой легко и непринужденно, то социальный работник может получить много ценной информации, которую с помощью другого метода сбора информации он, может быть, даже и не получил бы. Проведение анкетирования часто бывает полезным, если социальный работник хочет оценить знания или отношения индивида или группы. Респонденты меньше смущаются и более раскованно себя ведут при письменных ответах нежели при интервьюировании или беседе, когда отвечать надо у всех на виду и когда всем становится очевидны не только знания опрашиваемых, но также их отсутствие. Например, социальная работница хочет помочь группе несовершеннолетних девушек решить проблемы свиданий и секса. В данном случае сначала следует составить небольшую анкету (около 12—15 вопросов), в которой выяснились бы факты, имеющие отношение к деторождению и сексу. Результаты анкетирования позволят лучше понять, насколько осведомлены девушки в жизненных вопросах, и станут стимулом для организации дискуссии, полезной для всех3. Для того чтобы провести анкетирование необходим специфический инструментарий — анкета. В предыдущей главе мы рассмотрели подробно: что такое программа, зачем она нужна и из каких частей состоит. Теперь подробно остановимся на том, что такое анкета, из чего она состоит, как правильно и грамотно ее составить. Составить инструментарий социологического исследования не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, второй, третий... — и анкета готова. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. Так и при составлении анкеты необходимо соблюдать определенные правила и принципы, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта. Что такое анкета? В существующих учебниках и словарях, под анкетой подразумевается упорядоченный список вопросов. Но указания, о том, как следует упорядочить их, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос. Анкета — это не механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней в зависимости только от личного желания исследователя, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое. Анкета не сводится к простой сумме свойств расположенных в ней вопросов, а обладает своими собственными свойствами. Анкета должна состоять из трех частей: Вводная часть. Основная часть. Паспортичка». Вводная часть. Главная ее функция — возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всегорасполагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются: 1. Данные организации или учреждения, проводящих опрос. 2. Цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач. 3. Значимость роли респондента для решения этих задач. 4. Гарантированность анонимности анкеты (глав ное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия). 5. Техника заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты). 6. Выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его заполнить анкету. Вводная часть не должна быть очень большой, должна быть ясной и понятной для любого респондента и главное — мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента. Основная часть. Эта часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы. Их цель — заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть просто сформулированы, а ответы на них — легкими. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых к сложным вопросам носит название правило воронка. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты. После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы ма них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.
Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п. Необходимо отметить, что указанный принцип расположения вопросов сначала по мере нарастания их сложности, а затем по мере убывания имеет определенный недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние одних вопросов на другие получило название эффект излучения, или эффект эха. «Паспортичка». В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейной положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую. «Паспортичка» располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди ученых шли длительные дискуссии. Если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анекетирование анонимное, тем более, если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации, или вовсе оттолкнуть его от заполнения анкеты. Любой вежливый человек в конце общения, которое происходило по его инициативе и удовлетворившего его какие-то личные интересы, выражает благодарность. В конце анкеты также желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Благодарим Вас за то, что, несмотря на занятость, Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты» и т. п. Некоторые социологи, перед тем как закончить анкету, интересуются у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например: «^Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса». В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например: «Если проведенный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напишите, пожалуйста, свой адрес». Классификации вопросов В предыдущем параграфе мы выяснили, что анкета состоит из вопросов. В этом параграфе мы рассмотрим, что такое вопрос анкеты, какие виды вопросов существуют, как лучше их сформулировать и расположить в анкете. Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты — это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку, и которые побуждают респондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблица, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. Л если социолог предлагает закрытый вопрос с гото-и им набором возможных ответов, то это может быть пмбор одного или нескольких ответов, соответствующих истине. Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формулировки вопроса могут быть такими: 1. Пол — мужской, женский (ненужное зачеркните). 2. Ваш пол? (подчеркните). а) мужской б) женский 3. Ваш пол? (обведите соответствующий код), 4. Ваш пол? (напишите, пожалуйста)____________ Для выяснения более сложных признаков могут быть использованы другие, более разнообразные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т. д. Для этого необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию.
Рассмотрим сначала три первые формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или 100 несколько вариантов возможных ответов. Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо или подчеркнуть выбранный вариант ответа или обвести кружком соответствующий ему код. Давайте рассмотрим один из возможных закрытых вопросов. «Что нравится Вам в Вашей работе? — Хороший заработок. — Разнообразная работа. — Удобная сменность. — Хорошее отношение товарищей. — Работа дает возможность повышать квалифика С одной стороны такой вопрос можно считать закрытым, так как перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующий истине. Но с другой стороны, в данном случае неполной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Может быть, предприятие находится через дорогу от дома респондента, а может потому, что очередь на жилье небольшая и у него есть возможность в течение года получить квартиру и т. д. А так как такие варианты ответов не даны, то респондент или не ответит на заданный вопрос или отметит другой, не такой существенный для него вариант ответа. В результате полученная информация не будет соответствовать истине. Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции. Поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос. Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: «Не помню», «Не думал», «Не могу ответить» или ответить по-своему в строке: «Что-то еще» или «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место, две или три строки. «Какие положительные изменения произошли в этом году в Вашей жизни? — продвинулся по службе — увеличилась заработная плата
— приобрел новых друзей — получил новую квартиру
— никаких положительных изменений не произошло — затрудняюсь ответить». Открытые вопросы. Возможные варианты ответов не даются респонденту, он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ. «В чем, по-Вашему, состоит смысл жизни? Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не «навязывают» какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вонросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов. Выбор формы вопроса. Выбор формы вопроса зависит, во-первых, от информации, которую исследователь хочет получить, а во-вторых, от того, знает ли исследователь все возможные варианты ответов на поставленный вопрос. Так как, отвечая на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями, то такой ответ будет более индивидуализирован и будет содержать более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондента. Поэтому, если главная задача — познавательная, т. е. необходимо получить данные об особенностях словарного языка респондента, о структуре его представлений по опрашиваемой проблеме и т. д., то необходимо использовать открытый в"опрос. Если главная задача вопроса — выявление фактов и отношений, при этом перечень всех возможных ответов заранее известен и единообразен, то используют закрытый вопрос. При выборе формы вопроса надо помнить также, что если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы. А если предмет опроса для него мало знаком, сложен для анализа, то либо будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа. Поэтому, применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию или выяснить только, что опрошенный не имеет сформировавшегося мнения. В данной ситуации использование закрытой формы вопроса помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выбрать ответ из предложенного набора возможных суждений или оценок. Набор предлагаемых ответов принадлежит исследователю, а это значит, что респондент освобождается от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов. Поэтому, выбирая форму вопроса, необходимо решить, какую информацию Вы хотите получить, а также — исчерпывают ли предложенные Вами ответы все возможные варианты. Хорошая анкета обычно состоит из всех 3-х форм вопросов: закрытых, открытых и полузакрытых. Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме. Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть, когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?». Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т. д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной. Благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или его знакомые. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительные, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Принято считать, что... А как думаете Вы?». Теперь рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации. Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет» и альтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер. «Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписываетесь ли Вы на газеты?». Специфика вопроса: формулировка не уравновешена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: «Знаете ли Вы...?», «Любите ли Вы...?», «Нравится ли Вам...?», «Хотели бы Вы...?» и т. п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем сознаться кому-то в своем незнании. Ведь каждый стремится, если не быть, то хоть выглядеть в глазах других лучше и умнее, чем он есть на самом деле. Поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос. Альтернативные вопросы. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравновешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить) тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра. Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «меню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений. Например: «Какие газеты Вы выписываете? «Вечерняя Москва» 2 «Труд» 3 «Правда» 4 и т. д.» Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т. е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него. Например: «Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии? (отметьте, пожалуйста, не более 3-х) Летчик 1 Врач 2 Переводчик 3 Бухгалтер 4 Мененджер 5 и т. д.» Теоретически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии. Поэтому замечание «не более трех» позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии. Шкальные вопросы. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения. Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу. «Довольны ли Вы своей работой? — работой очень доволен — скорее доволен, чем недоволен — работа для меня безразлична — скорее недоволен, чем доволен — работой очень недоволен».
Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстка: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости)». совсем не важно очень важно 1 2 3 4 5 Шкала может быть и десятибальной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения. Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким вопросам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько. «Из каких источников и как часто вы узнаете о текущих событиях в жизни страны и за рубежом? (обведите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке)»
Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним. Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным. Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будет вопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса. Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос. При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т. е. анкеты должны быть напечатаны в 2-х вариантах: «мужском» и «женском». По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и неосновными. Содержательные — направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях. Функциональные — главная их функция упорядочение течения опроса. Функциональные вопросы в свою очередь делятся на функционально-психологические, вопросы-фильтры и контрольные вопросы. ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|