Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анкетирование - основная разновидность опроса




Исследователю часто бывает нужна информация о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и которые не находят отражения в доку­ментах. Это может быть информация о мотивах, инте­ресах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т. д. Источником этой инфор­мации являются сами люди, их высказывания о своих мнениях, настроениях, поступках или о том, что их окружает.

Такую информацию можно получить только благо­даря опросу. Это наиболее распространенный вид со­циологического исследования и самый широко ис­пользуемый метод сбора первичной информации. До 90% всех социологических данных получено благо­даря этому методу. Опрос является средством получе­ния данных о состоянии общественного мнения, со­стояния сознания и поведения людей.

Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации — человек (респондент).

Отметим достоинства этого метода, во-первых, он экономичен, так как опросив небольшую совокуп­ность, можно судить о состоянии и тенденциях разви­тия социальных процессов общества в целом.

Во-вторых, ему присуща широта охвата разных сфер. Нет проблем, о которых социолог не мог бы по­лучить информацию, обратившись с вопросником к разным слоям населения. Но при этом необходимо учитывать, что получаемая информация отражает изу­чаемую действительность в «преломленном» в созна­нии опрашиваемых виде. Нет равенства между реаль­ной действительностью и данными людей.

Опрос — метод сбора первичной информации, ос­нованный на устном или письменном обращении к оп­ределенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эм­пирическом уровне.

Связь между исследователем и источником инфор­мации (респондентом) обеспечивается, во-первых, специальным методическим инструментом: это может быть анкета или план интервью, т. е. перечень вопро­сов, в которые на языке обыденного сознания «пере-медена» эмпирически изучаемая проблема.

Во-вторых, связь обеспечивается анкетером, кото­рый выполняет функции оператора и непосредствен­но обеспечивает заполнение вопросников всеми рес­пондентами.

Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование (заочный опрос) и интервьюирование (очный опрос).

Анкетирование. Опрашиваемый заполняет вопрос-м 11 к сам, это может происходить как в присутствии ан кетера, так и без него. В практике прикладной социо­логии этот вид опроса самый распространенный.

Интервьюирование. При его проведении происхо­дит личное общение интервьюера с респондентом. Ин­тервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фик­сирует полученные ответы.

Более развернутая характеристика будет дана ан­кетированию, потому что:

1. Анкетирование является наиболее широко рас­пространенным и наиболее оперативным методом сбора первичной социологической информации.

2. Анкетирование более доступно для овладения мас­сой исследователей, у которых нет большого педагогиче­ского и житейского опыта (что бывает очень важным при проведении интервьюирования) и которые не могут бы­стро и легко вступить в контакт с незнакомыми людьми.

3. Для подготовки анкетеров не надо тратить многовремени и денег.

4. Овладев методикой анкетирования, исследова­тель получает основной объем знаний и умений, кото­рые необходимы для проведения интервью.

5. Результаты анкетирования более доступны для математической обработки.

6. Можно за короткий промежуток времени опро­сить большое количество людей.

Существует две различные организационные фор­мы проведения опроса: по месту работы (занятий) и по месту жительства.

Выбор места проведения опроса зависит от цели и предмета исследования.

По месту работы — изучаются производственные или учебные коллективы. Предметом исследования выступает производственная или учебная деятель­ность (обстоятельства, связанные с предметом опроса, быстрее актуализируются в сознании опрашиваемых на привычном их месте работы или учебы).

По месту жительства — анкетирование проводит­ся, когда надо получить мнение по интересующей про­блеме не только работающего, но и неработающего на­селения или когда надо ослабить влияние официально­го помещения. Такую форму опроса используют при исследовании культурного и бытового обслуживания, |Ц0 вопросов досуга и т. д.

Сложность этой формы:

1. Усложняется поиск респондентов (может поме­нять адрес).

2. Часто во время прихода исследователя респон­дента нет дома.

3. Присутствие главы семьи, «третьего» лица (гость, сосед) оказывает влияние на результат опроса.

4. Наличие свободного времени у респондента обычно ведет к отвлечению от главной темы разгово­ра (например, пенсионеры очень словоохотливы, на­чинают делиться всеми своими житейскими пробле­мами).

Достоинства:

1. Дома у человека больше свободного времени. В домашней обстановке он охотнее отвечает на острые вопросы, связанные с сообщением критичес­кой информации об отрицательных фактах и явлениях на его рабочем месте.

Поэтому перед началом проведения опроса надо решить, какая форма проведения его даст Вам более ценную информацию по интересующей проблеме.

В зависимости от источника информации различа­ют опросы массовые и специализированные.

Массовый опрос. Основной источник информа­ции — представители различных категорий трудящих­ся, чья профессиональная деятельность не связана не­посредственно с предметом анализа.

Специализированный опрос. Главный источник — компетентные люди, профессиональная деятельность которых имеет тесную связь с предметом изучения, или накопленный жизненный опыт дает возможность делать авторитетные заключения. Часто такой вид оп­роса носит название — экспертный опрос.

Виды анкетирования

Существует много разнообразных видов анкетиро­вания, это зависит от того, по каким признакам их. группировать. В связи с этим в нашей литературе мож­но встретить разные классификации.

Здесь приводится одна, которая даст более полное представление о существующих видах анкетирования.

Методы сидра информации

Классификация видов анкетирования

 

по объему

 

сплошное

Выборочное

по способу заполнения анкет


прямое косвенное

 

по способу общения


заочное личное (очное)

по способу распространения анкет по процедуре проведения

прессовое почтовое раздаточное групповое индивидуальное

В зависимости от того, какое количество людей бу­дет опрошено, анкетирование бывает: сплошным и вы­борочным.

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность.

При выборочном анкетировании — только часть генеральной совокупности — выборочная совокуп­ность. Такой вид анкетирования наиболее распростра­нен среди исследователей при получении первичной социологической информации.

По способу заполнения анкеты анкетирование бы­вает: прямое и косвенное.

Прямая анкета — ответы вписываются лично опра­шиваемыми лицами.

Косвенная анкета — если ответы записывает анке­тер. Этот вид анкетирования применяется, если для респондента трудно лично заполнить анкету. Напри­мер, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т. п.

По способу общения между исследователем и рес­пондентом: очное (личное) и заочное.

При очном опросе происходит прямое общение ис­следователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуаль­ную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может прокон­тролировать качество их заполнения.

По характеру процедуры личного опроса анкетиро­вание бывает групповым и индивидуальным.

Групповое анкетирование — это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, ко­торых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по мес­ту работы и учебы. При его проведении достаточно од­ного анкетера для работы с группой в 15 — 20 человек, что дает возможность собрать значительный матери­ал, не тратя на это много времени.

Индивидуальное анкетирование — проводится, если нет возможности собрать респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.

Заочное анкетирование. При проведении этого ви­да анкетирования респондент заполняет анкету в от­сутствии исследователя.

По способу распространения анкет респондентам различают прессовое, почтовое и раздаточное анке­тирование.

Прессовое анкетирование. Анкета публикуется на страницах газет и журналов.

Почтовое анкетирование. Вопросники рассылают­ся определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте.

При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%.

Раздаточное анкетирование. Анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты.

Недостатки, во-первых, респондент при заполне­нии анкеты может советоваться с другими людьми, а это значительно уменьшает достоверность информа­ции. Во-вторых, процент возврата вопросников низ­кий, хотя и более высокий, чем при прессовом и почто­вом анкетировании.

опрос живых свидетелей того, как ситуация складыва­лась и в каком направлении она развивалась.

На первый взгляд, кажется, нет ничего проще, чем провести опрос, задать вопросы клиенту. Но при более глубоком рассмотрении проблемы, необходимо, как от­мечал Ш. Рамон, учитывать, что социальный работник и клиент находятся в неравных отношениях с точки зре­ния власти, т. е. клиент во многом зависит от социально­го работника. В связи с этим некоторым клиентам, осо­бенно проживающим в доме престарелых, детском до­ме, доме инвалидов и т. д., бывает довольно трудно выразить свои негативные чувства и мнения к социаль­ным работникам. Часто прямые вопросы со стороны со­циального работника могут только обострить существу­ющую проблему, лучшие результаты приносит опрос, проведенный приглашенным исследователем1.

Поэтому чаще всего желательно проводить пись­менный опрос респондентов. В настоящее время уже разработан ряд универсальных анкет, помогающих со­циальным работникам собирать и обрабатывать полу­ченные данные о клиенте. Но эти анкеты имеют опре­деленные недостатки. Самым главным является то, что вследствие своей универсальности они слишком об­щи, поэтому социальный работник не может использо­вать их в каждом конкретном случае. В связи с этим можно сделать вывод, что «наряду с патентованными и имеющимися средствами сбора и обработки инфор­мации социальный работник должен уметь разрабаты­вать и свои, отвечающие узким задачам и специфике работы в данном социальном агенстве»2.

Хорошо разработанная анкета, самостоятельно со­ставленная или только применяемая социальным ра­ботником, позволяет экономить время сбора инфор­мации, обеспечивает респондентам анонимность и помогает им избежать влияния на них мнения других участников опроса. При этом социальный работник должен быть уверен, что респонденты способны и про­являют готовность выполнять поставленные перед ни­ми задачи. В некоторых случаях предпочтительнее со­четать анкетирование с интервьюированием.

Если потенциальный клиент заполняет соответствую­щую анкету до обращения за помощью к социальному работнику и до первого разговора с ним, то таким обра­зом могут быть получены сведения о том, как данный клиент видит свою проблему и в каких услугах он нужда­ется. Успех самостоятельного заполнения анкеты во мно­гом зависит от грамотности и способности выразить в письменном виде свои проблемы и нужды. При недо­статке необходимых умений для составления ответа кли­ент может смутиться, растеряться, в итоге, либо на ряд вопросов не будет ответов, либо вообще анкета останет­ся незаполненной или не сдана обратно исследователю.

Если клиент справляется с анкетой легко и непри­нужденно, то социальный работник может получить много ценной информации, которую с помощью дру­гого метода сбора информации он, может быть, даже и не получил бы. Проведение анкетирования часто бы­вает полезным, если социальный работник хочет оце­нить знания или отношения индивида или группы. Ре­спонденты меньше смущаются и более раскованно се­бя ведут при письменных ответах нежели при интервьюировании или беседе, когда отвечать надо у всех на виду и когда всем становится очевидны не только знания опрашиваемых, но также их отсутствие.

Например, социальная работница хочет помочь группе несовершеннолетних девушек решить пробле­мы свиданий и секса. В данном случае сначала следует составить небольшую анкету (около 12—15 вопросов), в которой выяснились бы факты, имеющие отношение к деторождению и сексу. Результаты анкетирования позволят лучше понять, насколько осведомлены де­вушки в жизненных вопросах, и станут стимулом для организации дискуссии, полезной для всех3.

Для того чтобы провести анкетирование необходим специфический инструментарий — анкета. В преды­дущей главе мы рассмотрели подробно: что такое про­грамма, зачем она нужна и из каких частей состоит. Теперь подробно остановимся на том, что такое анке­та, из чего она состоит, как правильно и грамотно ее составить.

Составить инструментарий социологического ис­следования не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, вто­рой, третий... — и анкета готова. Процесс создания ан­кеты можно сравнить с игрой на музыкальном инстру­менте. Только упорядоченная определенная гамма зву­ков будет давать стройную мелодию. Так и при составлении анкеты необходимо соблюдать опреде­ленные правила и принципы, а также знать особенно­сти разных видов вопросов, уметь правильно их фор­мулировать и рационально располагать, чтобы полу­чить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

Что такое анкета? В существующих учебниках и словарях, под анкетой подразумевается упорядочен­ный список вопросов. Но указания, о том, как следует упорядочить их, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос. Анкета — это не меха­ническая последовательность вопросов, которые рас­полагаются в ней в зависимости только от личного же­лания исследователя, а определенная взаимосвязь во­просов, образующих особое целое. Анкета не сводится к простой сумме свойств расположенных в ней вопро­сов, а обладает своими собственными свойствами. Анкета должна состоять из трех частей:

Вводная часть.

Основная часть.

Паспортичка».

Вводная часть. Главная ее функция — возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всегорасполагается на титульном листе. Вводная часть начи­нается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:

1. Данные организации или учреждения, проводя­щих опрос.

2. Цель и задачи исследования, а также теоретиче­ское и практическое значение решения этих задач.

3. Значимость роли респондента для решения этих задач.

4. Гарантированность анонимности анкеты (глав­ ное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкети­руемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).

5. Техника заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопро­сов или на полях анкеты).

6. Выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его запол­нить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, должна быть ясной и понятной для любого респонден­та и главное — мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная по значению. От того, как она составле­на, зависит и отношение к анкете респондента.

Основная часть. Эта часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы. Их цель — заинтересо­вать респондента, облегчить процесс включения в про­блему. Эти вопросы должны быть просто сформулиро­ваны, а ответы на них — легкими. Благодаря постанов­ке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготав­ливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых к сложным вопросам носит название пра­вило воронка. Его использование помогает опрашивае­мым постепенно выработать некоторые навыки запол­нения анкеты.

После контактных вопросов ставятся основные во­просы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы ма них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.

 

Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть располо­жены между вопросами других блоков. Самый слож­ный блок вопросов необходимо располагать в середи­не содержательной части анкеты.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная ра­бота. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

Необходимо отметить, что указанный принцип рас­положения вопросов сначала по мере нарастания их сложности, а затем по мере убывания имеет опреде­ленный недостаток. Если все вопросы логически взаи­мосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последую­щие. Такое влияние одних вопросов на другие получи­ло название эффект излучения, или эффект эха.

«Паспортичка». В паспортичку включаются вопро­сы, раскрывающие следующее содержание: профес­сия, образование, социальное происхождение, семей­ной положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопро­сов может быть уменьшено или увеличено.

Правильно составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

«Паспортичка» располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди уче­ных шли длительные дискуссии. Если она будет распо­ложена в начале анкеты, то у респондента появится со­мнение в том, что анекетирование анонимное, тем бо­лее, если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесооб­разно, так как эти вопросы могут насторожить респон­дента, что повлияет на достоверность информации, или вовсе оттолкнуть его от заполнения анкеты.

Любой вежливый человек в конце общения, кото­рое происходило по его инициативе и удовлетворив­шего его какие-то личные интересы, выражает благо­дарность. В конце анкеты также желательно поблаго­дарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания типа: «Благодарим за участие в ис­следовании», «Спасибо за помощь», «Благодарим Вас за то, что, несмотря на занятость, Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты» и т. п.

Некоторые социологи, перед тем как закончить ан­кету, интересуются у респондентов, насколько свое­временным, интересным и полезным был опрос. На­пример: «^Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса».

В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например: «Если проведен­ный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напиши­те, пожалуйста, свой адрес».

Классификации вопросов

В предыдущем параграфе мы выяснили, что анкета состоит из вопросов. В этом параграфе мы рассмот­рим, что такое вопрос анкеты, какие виды вопросов су­ществуют, как лучше их сформулировать и располо­жить в анкете.

Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты — это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или от­рицающую формулировку, и которые побуждают рес­пондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблица, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. Л если социолог предлагает закрытый вопрос с гото-и им набором возможных ответов, то это может быть пмбор одного или нескольких ответов, соответствую­щих истине.

Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формули­ровки вопроса могут быть такими:

1. Пол — мужской, женский (ненужное зачеркните).

2. Ваш пол? (подчеркните).

а) мужской

б) женский

3. Ваш пол? (обведите соответствующий код),
мужской 1 женский 2

4. Ваш пол? (напишите, пожалуйста)____________

Для выяснения более сложных признаков могут быть использованы другие, более разнообразные фор­мулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т. д. Для этого необходимо знать классификацию существую­щих видов вопросов, это поможет правильно сформу­лировать и расположить вопрос, чтобы получить до­стоверную информацию.

 

Классификация вопросов анкеты  
По форме  
закрытые открытые полузакрытые прямые Косвенные  
  По конструкции ответов  
дихотомические: — «да-нет»: — альтернативные вопросы     поливариантные: — вопросы - меню   шкальные вопросы (разновидность альтернативных вопросов)     воросы-диалоги вопросы- иллюстрацин  
{разновидности функционально- психологических вопросов)  
     
   
По целям  
   
содержательные функциональные  
    функционально-психологические: — контактные;   — буферные; — вопросы-диалоги; — вопросы – иллюстрации.     вопросы-фильтры     контрольные вопросы: — вопрос-тест: — вопрос-ловушка (трюко­вый вопрос)  
  По содержанию  
вопросы о фактах   вопросы о знаниях     вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отноше­ниях, мотивах и т.д.)  
                       

Рассмотрим сначала три первые формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или 100 несколько вариантов возможных ответов.

Для ответа на закрытый вопрос респонденту необ­ходимо или подчеркнуть выбранный вариант ответа или обвести кружком соответствующий ему код. Да­вайте рассмотрим один из возможных закрытых во­просов.

«Что нравится Вам в Вашей работе?

— Хороший заработок.

— Разнообразная работа.

— Удобная сменность.

— Хорошее отношение товарищей.

— Работа дает возможность повышать квалифика­
цию».

С одной стороны такой вопрос можно считать закры­тым, так как перечислены ответы, из которых надо вы­брать соответствующий истине. Но с другой стороны, в данном случае неполной уверенности в том, что иссле­дователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие фак­торы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Может быть, предприятие находится через до­рогу от дома респондента, а может потому, что очередь на жилье небольшая и у него есть возможность в тече­ние года получить квартиру и т. д. А так как такие вари­анты ответов не даны, то респондент или не ответит на заданный вопрос или отметит другой, не такой сущест­венный для него вариант ответа. В результате получен­ная информация не будет соответствовать истине.

Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции. Поэтому лучше в данном случае упо­требить полузакрытый вопрос.

Полузакрытые вопросы. Дают возможность респон­денту уклониться от выбора данных альтернатив, отме­чая в конце списка ответов такие варианты: «Не по­мню», «Не думал», «Не могу ответить» или ответить по-своему в строке: «Что-то еще» или «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место, две или три строки.

«Какие положительные изменения произошли в этом году в Вашей жизни?

— продвинулся по службе

— увеличилась заработная плата


 

 

— приобрел новых друзей

— получил новую квартиру
что-то еще______

 

— никаких положительных изменений не произошло

— затрудняюсь ответить».

Открытые вопросы. Возможные варианты ответов не даются респонденту, он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ.

«В чем, по-Вашему, состоит смысл жизни?

Открытые вопросы в отличие от закрытых не со­держат подсказок и не «навязывают» какой-то вари­ант ответа респонденту. Благодаря этим вонросам оп­рашиваемые имеют возможность выразить свое мне­ние во всей полноте, со всеми подробностями. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по со­держанию информацию, в отличие от закрытых во­просов.

Выбор формы вопроса. Выбор формы вопроса зави­сит, во-первых, от информации, которую исследова­тель хочет получить, а во-вторых, от того, знает ли ис­следователь все возможные варианты ответов на по­ставленный вопрос.

Так как, отвечая на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлени­ями, то такой ответ будет более индивидуализирован и будет содержать более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондента. Поэтому, если главная задача — познавательная, т. е. необходимо получить данные об особенностях словар­ного языка респондента, о структуре его представле­ний по опрашиваемой проблеме и т. д., то необходимо использовать открытый в"опрос.

Если главная задача вопроса — выявление фактов и отношений, при этом перечень всех возможных от­ветов заранее известен и единообразен, то использу­ют закрытый вопрос.

При выборе формы вопроса надо помнить также, что если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы.

А если предмет опроса для него мало знаком, сложен для анализа, то либо будет отвечать не по существу, ли­бо уклонится от ответа. Поэтому, применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию или выяснить только, что опрошенный не имеет сформировавшегося мнения.

В данной ситуации использование закрытой фор­мы вопроса помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выбрать ответ из предложен­ного набора возможных суждений или оценок. Набор предлагаемых ответов принадлежит исследователю, а это значит, что респондент освобождается от само­стоятельной работы над возможными вариантами от­ветов.

Поэтому, выбирая форму вопроса, необходимо ре­шить, какую информацию Вы хотите получить, а так­же — исчерпывают ли предложенные Вами ответы все возможные варианты. Хорошая анкета обычно состо­ит из всех 3-х форм вопросов: закрытых, открытых и полузакрытых. Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме.

Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть, когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?».

Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает воз­можность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а по­средством серии вопросов. Если при опросе затрагива­ется личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т. д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной. Благодаря этому бу­дет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спра­шивать, как к подобным явлениям относится большин­ство людей или его знакомые. Как показывает прак­тика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказы­вания обычно более доверительные, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Ча­ще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Принято считать, что... А как думаете Вы?».

Теперь рассмотрим классификацию вопросов в за­висимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопро­сы-иллюстрации.

Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет» и альтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.

«Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие во­просы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписывае­тесь ли Вы на газеты?».

Специфика вопроса: формулировка не уравнове­шена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изуче­нии знаний, мнений и установок респондентов. Напри­мер, если задается вопрос: «Знаете ли Вы...?», «Любите ли Вы...?», «Нравится ли Вам...?», «Хотели бы Вы...?» и т. п., то ответы в основном бывают смещены в поло­жительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем со­знаться кому-то в своем незнании. Ведь каждый стре­мится, если не быть, то хоть выглядеть в глазах других лучше и умнее, чем он есть на самом деле. Поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос.

Альтернативные вопросы. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравно­вешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма от­ветов на альтернативный вопрос равняется 100%. На­пример после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указы­ваются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить) тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.

Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «ме­ню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респон­дент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.

Например: «Какие газеты Вы выписываете?
«Московский комсомолец» 1

«Вечерняя Москва» 2

«Труд» 3

«Правда» 4

и т. д.»

Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т. е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него. Например: «Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии? (отметьте, пожалуйста, не более 3-х)

 

Летчик 1

Врач 2

Переводчик 3

Бухгалтер 4

Мененджер 5

и т. д.»

Теоретически респондент может указать одновре­менно все перечисленные профессии. Поэтому заме­чание «не более трех» позволяет выделить из всего пе­речня наиболее значимые и существенные для опра­шиваемого профессии.

Шкальные вопросы. Эти вопросы содержат шкалу из­мерения признака вопроса. Это разновидность альтерна­тивного вопроса. При ответе респонденту необходимо от­метить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.

«Довольны ли Вы своей работой?

— работой очень доволен

— скорее доволен, чем недоволен

— работа для меня безразлична

— скорее недоволен, чем доволен

— работой очень недоволен».

 

Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстка: «Насколько важно для Вас, что­бы работа была престижной? (отметьте на шкале сте­пень значимости)».

совсем не важно очень важно

1 2 3 4 5

Шкала может быть и десятибальной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полно­го выражения его мнения.

Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким во­просам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько.

«Из каких источников и как часто вы узнаете о те­кущих событиях в жизни страны и за рубежом? (обве­дите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке)»

 

  почти всегда часто редко никогда
Из газет        
Из телевизионных передач        
Из разговора с коллегами на работе        
и т.д.        

Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.

Вопросы-диалоги. Это разновидность функцио­нальных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из проти­воположных высказываний воображаемых лиц. Рес­пондент должен согласиться с одним из псевдособе­седников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря та­кой форме диалога абстрактное становится более на­глядным.

Если при составлении вопроса использовался и ри­сунок, то это будет вопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуа­цию вопроса.

Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, ко­торому надо завершить начатое предложение или от­ветить на заданный вопрос.

При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображе­ны женщины, т. е. анкеты должны быть напечатаны в 2-х вариантах: «мужском» и «женском».

По цели вопросы бывают содержательные и функ­циональные, иногда их еще называют основными и не­основными.

Содержательные — направлены на раскрытие со­держания определенных явлений и их взаимосвязях.

Функциональные — главная их функция упорядо­чение течения опроса. Функциональные вопросы в свою очередь делятся на функционально-психологи­ческие, вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Фу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...