Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций




(2 часа)

 

1. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.

2. Основы административно-правового статуса общественных объединений.

3. Религиозные объединения и их административно-правовой статус.

4. Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений.

 

Дополнительная литература

 

Нормативные правовые акты

 

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993г.- М., 2008.

2. Российская Федерация. Законы. Об Общественной палате Российской Федерации: закон от 4 апр. 2005г. № 32-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. 11 апр. № 15. Ст. 1277 (с последующ. изм. и доп.).

3. Российская Федерация. Законы. О политических партиях: закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. 16 июля. № 29. Ст. 2950 (с последующ. изм. и доп.).

4. Российская Федерация. Законы. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: закон от 15 апр. 1998 г. № 66-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. 20 апр. № 16. Ст. 1801 (с последующ. изм. и доп.).

5. Российская Федерация. Законы. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: закон от 1 янв. 1996 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 15 янв. № 3. Ст. 148 (с последующ. изм. и доп.).

6. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях: закон от 12 янв. 1996 г. №7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 15 янв. № 3. Ст. 145 (с последующ. изм. и доп.).

7. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ, в ред. от 22 авг. 2004 г. // Рос. газ. 1995. 17 авг. № 159; Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. 14 авг. № 33. Ст. 3340.

8. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, в ред. от 2 февр. 2006 г. // Рос. газ. 1995. 25 мая. № 100; Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. 22 мая. № 21. Ст. 1930.

9. Российская Федерация. Законы. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: закон от 14 нояб. 2002г. № 161-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 48. Ст. 4746.

 

Специальная литература

 

1. Артеменков, С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. № 5.

2. Ищенко, С. А. Проблемы теории правового статуса общественных объединений // Право и политика. 2004. № 3.

3. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М., 2003.

4. Лапаева, В. В. Ответственность политической партии за нарушение действующего законодательства // Законодательство и экономика. 2002. №8.

5. Ловинюков, А. С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1.

6. Лупарев, Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. № 11.

7. Морозова, Л. Л. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3.

8. Смирнов, В. В., Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве // Государство и право. 2000. № 3.

9. Становление многопартийности в России (Социально-правовой анализ) // Государство и право. 1995. № 8.

10. Чередина, Н. В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. № 7.

11. Черемных, Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. 1996. № 4.

Контрольные вопросы

1. На каких принципах строятся взаимоотношения общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления?

2. Перечислите документы, которые общественное объеди­нение представляет для государственной регистрации.

3. Какому государственному органу и в каком порядке обществен­ное объединение приносит жалобу на отказ в регистрации?

4. Назовите основания, по которым общественному объединению может быть отказано в регистрации.

5. Вправе ли общественные объединения осуществлять предпринимательскую деятельность?

6. Какие из перечисленных качеств относятся к обществен­ным объединениям: обладают государственно-властными полномочиями, преследуют коммерческие цели и извлече­ние прибыли, образуются гражданами на добровольной ос­нове?

7. В какой из предложенных вам ролей могут выступать фор­мы управления: формы реализации законодательной власти, формы реализации исполнительной власти или формы реализации обеих указанных ветвей власти?

 

Задания для работы в часы самоподготовки

1.Изучить рекомендуемую к данной теме литературу.

2.Законспектировать в тетради Закон РФ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».

 

Темы для рефератов и докладов

1.Особенности административно-правового статуса политических партий.

2.Особенности административно-правового статуса религиозных объединений.

3.Особенности административно-правового статуса субъектов частной детективной и охранной деятельности.

 

Методические рекомендации

 

К коллективным субъектам административного права относятся:

Предприятия - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлет­ворения общественной потребности и получения при­были.

Выделяют пять видов предприятий:

1. Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе казенные, унитарные;

2. Государственные предприятия субъектов Федерации;

3. Муниципальные предприятия;

4. Негосударственные предприятия, находящиеся в соб­ственности юридических и физических лиц;

5. Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциа­ции и др.

Учреждения - выполняют социально-культурные или административно-политические функции, создают со­циальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования).

Указанные нами субъекты различаются по результатам их основной деятельности.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на: государственные; муниципальные; на­ходящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государствен­ные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъек­тов Федерации.

Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, город­ское или поселковое значение.

К негосударственным относятся: частные (индивидуаль­ные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.

По характеру или виду выпускаемой продукции и ока­занию услуг, иначе говоря, по отраслевой специальности, предприятия подразделяются на:

- промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);

- сельскохозяйственные (колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.);

- строительные (строительные управления, кооперати­вы, мостостроительные поезда и др.);

- транспортные (железные дороги, отделения желез­ных дорог, станции, депо, пароходства, аэропорты и др.);

- предприятия связи (узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и т.д.);

- предприятия торговли (универмаги, гастрономы и др.);

- жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети и др.).

На договорной основе предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (ап­параты представительных органов, органы исполнитель­ной власти - министерства, службы, управления, от­делы и т.п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения можно разделить на три основных вида:

1. Учреждения - аппараты органов государственной вла­сти;

2. Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения, культуры и др.);

3. Негосударственные социально-культурные и иные учреждения.

Учреждения подразделяются на виды по разным осно­ваниям:

- по форме собственности (государственные, муници­пальные, нетождественные, частные и др.);

- по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов Федерации, местные (муни­ципальные);

- по характеру и сфере деятельности: образования (шко­лы, высшие учебные заведения и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.); социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Правовой статус предприятия или учреждения опреде­ляется преимущественно нормами трех отраслей права: ад­министративного, гражданского и трудового.

Нормы права, устанавливающие административно-пра­вовой статус предприятий и учреждений, независимо от форм их собственности, устанавливают:

- государственную регистрацию предприятий и учреж­дений;

- порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

- общий порядок их взаимоотношений с исполнитель­ными органами государственной власти;

- общий порядок ведения и представления бухгалтер­ской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и веде­ния общегосударственной экономической информации.

К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государ­ства.

К ведению государственных органов в данном случае, относится следующее:

- создание предприятий;

- определение предмета и целей их деятельности;

- утверждение устава;

- управление предприятиями;

- назначение на должность и освобождение от должно­сти руководителей;

- предоставление, в установленных случаях, государ­ственных заказов;

- реорганизация и ликвидация государственных предпри­ятий.

Разновидностью государственных предприятий являют­ся: казенные заводы, фабрики и хозяйства. Их правовое по­ложение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государствен­ными предприятиями. У них, например, может быть изъя­то неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Административно-правовой статус муниципальных пред­приятий аналогичен статусу государственных. Главная их особенность состоит в том, что их статус реализуется в ос­новном органами местного самоуправления.

Особенностью же административно-правового статуса негосударственных предприятий или учреждений является то, что роль государства по отношению к ним ограничена.

В данном случае государство не решает конкретные воп­росы их учреждения, определения профиля, организации управления.

Управление ими осуществляют собственники (учредите­ли) или уполномоченные ими органы, не обладающие госу­дарственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий, учреж­дений регламентируется законодательством. Учредительным документом таких организаций является устав, который ут­верждается учредителем.

Однако необходимо помнить, что все предприятия и уч­реждения подлежат государственной регистрации, которая включается в Единый государственный реестр.

Ликвидация негосударственных предприятий, учреж­дений производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда: в случае осуществления деятельности без надлежащего разре­шения (лицензии), либо с иными неоднократными или гру­быми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, проти­воречащей уставным целям.

Существует также ряд гарантий самостоятельности предприятий и учреждений:

- противоправные акты и действия органов исполнитель­ной власти, ограничивающие самостоятельность пред­приятий, учреждений, подлежат отмене компетентны­ми органами;

- характер компетенции органов исполнительной влас­ти таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий или учреждений и не обладают правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты как формы текущего руководства;

- им предоставлено право на защиту своей самостоятель­ности в административном и судебном порядке;

- соблюдение законности во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора орга­нов прокуратуры.

Под общественным объединением понимается добро­вольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на ос­нове общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на объединение закреплено в Консти­туции Российской Федерации и в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Право граждан на объединение включает в себя:

- право создавать на добровольной основе обществен­ные объединения для защиты общих интересов и до­стижения общих целей;

- право вступать в существующие общественные объе­динения либо воздерживаться от вступления в них;

- а также право беспрепятственно выходить из обще­ственных объединений;

- граждане имеют право создавать, по своему выбору, общественные объединения без предварительного раз­решения органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права без госу­дарственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Принципами создания и деятельности общественных объединений является то, что:

1. общественные объединения независимо от их организа­ционно-правовых форм равны перед законом;

2. деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправ­ления и законности;

3. общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов сво­ей деятельности;

4. деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программ­ных документах - общедоступной.

Вмешательство органов госу­дарственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство об­щественных объединений в деятельность органов государ­ственной власти и их должностных лиц, не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддерж­ку их деятельности, законодательно регулирует предостав­ление им налоговых и иных льгот, а также преимуществ.

Вопросы, которые затрагивают интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответству­ющих общественных объединений или по согласованию с ними.

На сотрудников аппаратов общественных объединений, которые работают по найму, распространяется законодатель­ство Российской Федерации о труде и законодательство Рос­сийской Федерации о социальном страховании.

Надзор за соблюдением законов общественнымиобъе­динениями осуществляет Прокуратура Российской Федера­ции, а орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Этот орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные докумен­ты, вправе направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятий.

В случае выявления нарушений законодательства Рос­сийской Федерации или совершения общественными объе­динениями действий, которые противоречат их уставным целям, регистрирующий орган может вынести письменное предупреждение с указанием конкретных оснований.

Предупреждение, которое вынесено органом, регистрирующим общественные объединения, может быть обжало­вано последними в судебном порядке.

Финансовые органы осуществляют контроль за источ­никами доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться: экологическими, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Государственные органы и органы местного самоуправ­ления, а также их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения зако­нов об общественных объединениях, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и администра­тивным законодательствами.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», каждый имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания.

Религиозным объединением в Российской Федерациипризнается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях со­вместного исповедания и распространения веры, а также обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание определенной религии;

- совершение богослужений и иных религиозных обря­дов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Однако запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и муниципальных организациях.

Религиозной группой признается добровольное объеди­нение граждан, образованное в целях совместного исповеда­ния и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрация и без приобретения право­способности юридического лица.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на тер­ритории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры в установленном законом порядке, зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозная организация действует на основании уста­ва, который утверждается ее учредителями или централизо­ванной религиозной организацией и должен отвечать требо­ваниям гражданского законодательства Российской Федера­ции.

Религиозные объединения отделены от государства. Государство, его органы и должностные лица не имеют пра­ва вмешиваться:

- в определение гражданином своего отношения к рели­гии и религиозной принадлежности;

- в воспитание детей родителями или лицами, их заме­няющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, дру­гих государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не вмешивается в дея­тельность религиозных объединений, если она не противо­речит закону.

Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархи­ческой и институционной структурой. Выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным уста­новлениям, не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.

Также религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного само­управления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...