Тема 6. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций
(2 часа)
1. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений. 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений. 3. Религиозные объединения и их административно-правовой статус. 4. Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений.
Дополнительная литература
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993г.- М., 2008. 2. Российская Федерация. Законы. Об Общественной палате Российской Федерации: закон от 4 апр. 2005г. № 32-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. 11 апр. № 15. Ст. 1277 (с последующ. изм. и доп.). 3. Российская Федерация. Законы. О политических партиях: закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. 16 июля. № 29. Ст. 2950 (с последующ. изм. и доп.). 4. Российская Федерация. Законы. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: закон от 15 апр. 1998 г. № 66-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. 20 апр. № 16. Ст. 1801 (с последующ. изм. и доп.). 5. Российская Федерация. Законы. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: закон от 1 янв. 1996 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 15 янв. № 3. Ст. 148 (с последующ. изм. и доп.). 6. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях: закон от 12 янв. 1996 г. №7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 15 янв. № 3. Ст. 145 (с последующ. изм. и доп.). 7. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ, в ред. от 22 авг. 2004 г. // Рос. газ. 1995. 17 авг. № 159; Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. 14 авг. № 33. Ст. 3340.
8. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, в ред. от 2 февр. 2006 г. // Рос. газ. 1995. 25 мая. № 100; Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. 22 мая. № 21. Ст. 1930. 9. Российская Федерация. Законы. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: закон от 14 нояб. 2002г. № 161-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 48. Ст. 4746.
Специальная литература
1. Артеменков, С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. № 5. 2. Ищенко, С. А. Проблемы теории правового статуса общественных объединений // Право и политика. 2004. № 3. 3. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М., 2003. 4. Лапаева, В. В. Ответственность политической партии за нарушение действующего законодательства // Законодательство и экономика. 2002. №8. 5. Ловинюков, А. С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1. 6. Лупарев, Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. № 11. 7. Морозова, Л. Л. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3. 8. Смирнов, В. В., Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве // Государство и право. 2000. № 3. 9. Становление многопартийности в России (Социально-правовой анализ) // Государство и право. 1995. № 8. 10. Чередина, Н. В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. № 7. 11. Черемных, Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. 1996. № 4. Контрольные вопросы 1. На каких принципах строятся взаимоотношения общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления?
2. Перечислите документы, которые общественное объединение представляет для государственной регистрации. 3. Какому государственному органу и в каком порядке общественное объединение приносит жалобу на отказ в регистрации? 4. Назовите основания, по которым общественному объединению может быть отказано в регистрации. 5. Вправе ли общественные объединения осуществлять предпринимательскую деятельность? 6. Какие из перечисленных качеств относятся к общественным объединениям: обладают государственно-властными полномочиями, преследуют коммерческие цели и извлечение прибыли, образуются гражданами на добровольной основе? 7. В какой из предложенных вам ролей могут выступать формы управления: формы реализации законодательной власти, формы реализации исполнительной власти или формы реализации обеих указанных ветвей власти?
Задания для работы в часы самоподготовки 1.Изучить рекомендуемую к данной теме литературу. 2.Законспектировать в тетради Закон РФ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».
Темы для рефератов и докладов 1.Особенности административно-правового статуса политических партий. 2.Особенности административно-правового статуса религиозных объединений. 3.Особенности административно-правового статуса субъектов частной детективной и охранной деятельности.
Методические рекомендации
К коллективным субъектам административного права относятся: Предприятия - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Выделяют пять видов предприятий: 1. Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе казенные, унитарные; 2. Государственные предприятия субъектов Федерации; 3. Муниципальные предприятия; 4. Негосударственные предприятия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц; 5. Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциации и др. Учреждения - выполняют социально-культурные или административно-политические функции, создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования).
Указанные нами субъекты различаются по результатам их основной деятельности. В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на: государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности. По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов Федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское или поселковое значение. К негосударственным относятся: частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий. По характеру или виду выпускаемой продукции и оказанию услуг, иначе говоря, по отраслевой специальности, предприятия подразделяются на: - промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.); - сельскохозяйственные (колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.); - строительные (строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.); - транспортные (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, пароходства, аэропорты и др.); - предприятия связи (узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и т.д.); - предприятия торговли (универмаги, гастрономы и др.); - жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети и др.). На договорной основе предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, службы, управления, отделы и т.п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). Учреждения можно разделить на три основных вида:
1. Учреждения - аппараты органов государственной власти; 2. Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения, культуры и др.); 3. Негосударственные социально-культурные и иные учреждения. Учреждения подразделяются на виды по разным основаниям: - по форме собственности (государственные, муниципальные, нетождественные, частные и др.); - по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов Федерации, местные (муниципальные); - по характеру и сфере деятельности: образования (школы, высшие учебные заведения и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.); социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.). Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами трех отраслей права: административного, гражданского и трудового. Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, независимо от форм их собственности, устанавливают: - государственную регистрацию предприятий и учреждений; - порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации; - общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти; - общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации. К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства. К ведению государственных органов в данном случае, относится следующее: - создание предприятий; - определение предмета и целей их деятельности; - утверждение устава; - управление предприятиями; - назначение на должность и освобождение от должности руководителей; - предоставление, в установленных случаях, государственных заказов; - реорганизация и ликвидация государственных предприятий. Разновидностью государственных предприятий являются: казенные заводы, фабрики и хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, например, может быть изъято неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных. Главная их особенность состоит в том, что их статус реализуется в основном органами местного самоуправления.
Особенностью же административно-правового статуса негосударственных предприятий или учреждений является то, что роль государства по отношению к ним ограничена. В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений регламентируется законодательством. Учредительным документом таких организаций является устав, который утверждается учредителем. Однако необходимо помнить, что все предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации, которая включается в Единый государственный реестр. Ликвидация негосударственных предприятий, учреждений производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда: в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям. Существует также ряд гарантий самостоятельности предприятий и учреждений: - противоправные акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие самостоятельность предприятий, учреждений, подлежат отмене компетентными органами; - характер компетенции органов исполнительной власти таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий или учреждений и не обладают правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты как формы текущего руководства; - им предоставлено право на защиту своей самостоятельности в административном и судебном порядке; - соблюдение законности во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на объединение закреплено в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Право граждан на объединение включает в себя: - право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; - право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; - а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений; - граждане имеют право создавать, по своему выбору, общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления; - создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Принципами создания и деятельности общественных объединений является то, что: 1. общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом; 2. деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности; 3. общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности; 4. деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот, а также преимуществ. Вопросы, которые затрагивают интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. На сотрудников аппаратов общественных объединений, которые работают по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании. Надзор за соблюдением законов общественнымиобъединениями осуществляет Прокуратура Российской Федерации, а орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Этот орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, вправе направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятий. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации или совершения общественными объединениями действий, которые противоречат их уставным целям, регистрирующий орган может вынести письменное предупреждение с указанием конкретных оснований. Предупреждение, которое вынесено органом, регистрирующим общественные объединения, может быть обжаловано последними в судебном порядке. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться: экологическими, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. Государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения законов об общественных объединениях, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательствами. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», каждый имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания. Религиозным объединением в Российской Федерациипризнается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, а также обладающее соответствующими этой цели признаками: - вероисповедание определенной религии; - совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний; - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Однако запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и муниципальных организациях. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрация и без приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры в установленном законом порядке, зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. Религиозные объединения отделены от государства. Государство, его органы и должностные лица не имеют права вмешиваться: - в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности; - в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону. Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой. Выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Также религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|