Тема 10. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
1. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 2. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации. 3. Контроль органов законодательной (представительной) власти. 4. Контроль органов исполнительной власти. 5. Административный надзор. 6. Органы судебной власти и законность в государственном управлении. 7. Общий надзор органов прокуратуры. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.- М., 2008. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1997. 22 декабря. № 51. Ст. 5712 (с последующ. изм. и доп.). 3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. 1 мая. № 18. Ст. 1589 (с последующ. изм. и доп.). 4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации// Собрание законодательства РФ. 25 июля. 1994. № 13. Ст. 1447 (с последующ. изм. и доп.). 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2002. 7 января. № 1 (ч. 1). Ст. 1 (с последующ. изм. и доп.). 6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»// Собрание законодательства РФ. 1995. 22 мая. № 21. Ст. 1930 (с последующ. изм. и доп.). 7. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в ред. от 14 декабря 1995 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. 13 мая. № 19. Ст. 685; Российская газета. 1993. 12 мая. № 89. 8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. 20 ноября. № 47. Ст. 4472 (с последующ. изм. и доп.).
9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2006. 2 мая. № 19. Ст. 2060. Специальная литература:
1. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 2006. 2. Буянский С. Г. Прокуратура и судебная власть: статус и соотношение компетенции // Российский судья. 2005. № 5. 3.Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. – М.: Проспект, 2005. 4. Велиев И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. № 10. 5. Викторов И. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства // Законность. 2000. № 5. 6. Винокуров А. Реализация КоАП РФ // Законность. 2003. № 3. 7. Глушаченко С. Б., Суслин, Э. В. Законность и укрепление паспортного режима // История государства и права. 2006. № 1. 8. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. Бачило И. Л. - М.: Юрист, 1998. 9. Лушников В. КоАП, надзор и прокурор // ЭЖ-Юрист. 2005. № 26. 10. Стуканов А. Опасность административных правонарушений // Законность. 2005. № 11. 11. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. - М., 2007.
Контрольные вопросы:
1. Какими обстоятельствами обусловлено значение принципа законности в сфере исполнительной власти? 2. Каково соотношение дисциплины и целесообразности с законностью в сфере исполнительной власти? 3. Какие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти вы знаете, какие органы их осуществляют? 4. Каковы сущность и назначение контроля и надзора в сфере исполнительной власти? 5. Какие виды контроля можно выделить в зависимости: от объема деятельности, от стадий проведения контроля, от направленности воздействия и от субъекта, его осуществившего?
6. Какова сущность президентского контроля в сфере исполнительной власти? 7. Что представляет собой контроль органов законодательной власти в сфере исполнительной власти? 8. Каково содержание общего, ведомственного и надведомственного контроля, осуществляемого органами исполнительной власти? 9. В чем выражаются особенности контроля органов судебной власти в сфере исполнительной власти? 10. Что понимается под административным надзором, какие органы его осуществляют? 11. В чем сходство и различия административного надзора, прокурорского надзора, контроля? 12. Каковы формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере исполнительной власти? 13. Как происходит обжалование незаконных действий органов исполнительной власти (должностных лиц) в административном порядке?
Задания:
1. Назовите признаки контроля, а также раскройте формы его реализации. 2. На основе анализа нормативных правовых актов составьте схему органов, осуществляющих административный надзор на федеральном и уровне субъектов РФ. 3. Назовите формы выражения контрольной деятельности следующих органов судебной власти: - Арбитражного суда РФ; - федерального суда района. Раскройте сроки их реализации. 4. Рассматривая механизм обжалования незаконных действий органов исполнительной власти, их должностных лиц в судебном порядке, раскройте сущность некоторых элементов этого механизма: - сроки обращения в суд с жалобой; - порядок рассмотрения жалобы; - решение суда по жалобе; - сроки исполнения решения суда. 5. Перечислите сроки разрешения жалоб граждан в административном порядке со ссылкой на источники их изложения. 6. Конкретизируйте виды административного надзора, при этом приведите перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство данными видами надзора.
Методические указания:
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении предусматривает деятельность соответствующих государственных структур, направленную: - на недопущение органами исполнительной власти нарушений требования и предписаний, установленных действующими законами и подзаконными актами;
- оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение; - установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти; - привлечение к ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины; - разработку и принятие мер, обеспечивающих устранение причин и условий нарушений законности. Сущность контроля: - наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; - получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; - принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; - выявление причин и условий, способствующих правонарушению; - принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц. В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется: - на общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов); - специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта). Контроль может быть внешним (осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренним (проверка проводится собственными силами министерства, ведомства, учреждения). В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают: - контроль, осуществляемый органами представительной власти; - контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной компетенции). Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Деятельность поднадзорности объекта оценивается с точки зрения законности, но не целесообразности. При надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного недопустимо. Основные признаки надзора:
- органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; - в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; - органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов. Виды надзора: административный и прокурорский. Административный надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Различают две организационные формы надзора в сфере управления: - надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, на основе поступивших заявлений, жалоб; - надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей. Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Тема 11. Основы административно- правовой организации государственного управления в современных условиях (2 часа) Вопросы для обсуждения
1. Сущность административно-правовой организации государственного управления. Элементы административно-правовой организации государственного управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. 2.Разграничение компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и её субъектов. 3. Функции государственного управления. Соотношение государственного управления и регулирования. 4. Методы государственного управления.
ЗАДАНИЯ Задание 1. Проанализируйте Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Определите, каковы полномочия Правительства РФ в сфере экономики, в области бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ, в сфере внешней политики и международных отношений. Какие функции и методы государственного управления реализует Правительство РФ.
Задание 2. Сделайте анализ правовой основы взаимоотношений Правительства РФ, федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Какие функции и методы государственного управления при этом реализуются.
Задание 3. Раскройте следующие вопросы: - принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора); - полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора); - требования к организации и проведению мероприятий по контролю. Задание 4 Проанализируйте Водный кодекс Российской Федерации. Раскройте вопрос: "Государственное управление в области использования и охраны водных объектов".
Задание 5. Охарактеризуйте систему органов исполнительной власти субъекта РФ (Кемеровской области). Каковы основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в экономической, социально-культурной и административнополитической сферах?
Задание 6. Проведите анализ полномочий Федеральной антимонопольной службы как субъекта межотраслевого управления. Задание 7. Раскройте формы управленческих связей (общее подчинение, прямое подчинение, непосредственное подчинение, оперативное подчинение и др.) на примере Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". Задание 8. Определите содержание приоритетных направлений административной реформы в России 2003-2004 гг., 2006-2008г.г.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1. Конституция Российской Федерации. - М., 2007. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 31.12.97. № 3-ФКЗ, от 19.06.04. № 4-ФКЗ, от 03.11.04 № 6-ФКЗ, от 01.06.05 № 4-ФКЗ, от 02.03.07 №3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ.1997.№ 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478; № 45. Ст. 4376; 2005. № 23.Ст. 2197. Ст. 1147; 2007. № 10. Ст. 1147 (по всем темам курса). 3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 29.07.00 № 106-ФЗ, от 08.02.01 № 3-ФЗ, от 07.05.02 № 47-ФЗ, от 24.07.02 № 107-ФЗ, от 11.12.02 № 169-ФЗ, от 04.07.03 № 95-ФЗ, от 19.06.04 № 53-ФЗ, от 11.12.04 № 159-ФЗ, от 29.12.04 № 191-ФЗ, от 29.12.04 № 199-ФЗ, от 21.07.05 № 93-ФЗ, от 31.12.05 № 202-ФЗ, № 203-ФЗ, от 03.06.06 № 73-ФЗ, от 12.07.06 № 128-ФЗ, от 27.07.06 № 153-ФЗ, от 25.10.06 № 172-ФЗ, от 21.07.07 № 94-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст.5005; 2000. № 31. Ст.3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. № 19. Ст. 1792; № 30. Ст. 3024; 2002. № 50. Ст. 4930; 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709; 2004. № 25. Ст. 2484; № 50. Ст. 4950; 2005. № 1(ч. 1). Ст. 17; № 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2006. № 1. Ст. 14; № 23. Ст. 2380; № 29. Ст. 3124; № 30. Ст. 3287; № 31 (ч. 1). Ст. 3427; Ст. 3452; № 44. Ст. 4537; 2007. № 30. Ст. 3808 (по всем темам курса). 4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 08.12.03 № 169-ФЗ, от 18.12.06 № 231-ФЗ) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; № 52 (ч. 1). Ст. 5497. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5497. 5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (в ред. от 30.12.02 № 132-ФЗ, от 10.01.03 № 17-ФЗ, от 01.10.03 № 129-ФЗ; от 22.08.04 № 122-ФЗ. от 30.12.06 № 266-ФЗ, от 09.05.05 № 45-ФЗ, от 02.07.05 № 80-ФЗ, от 31.12.06 № 266-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3436; 2002. № 44. Ст. 4297; 2003. № 2. Ст. 169; № 40. Ст. 3820; 2005. № 19. Ст.1752; 2007. № 1 (ч. 1). Ст.29. 6. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74 – ФЗ (в ред. от 04.12.06 № 201-ФЗ, от 19.06.07 № 102-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; № 50. Ст. 5279; 2007. № 26. Ст. 3075. 7. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27 - ФЗ (в ред. от 20.06.00 № 83-ФЗ, от 07.11.00 № 135 - ФЗ, от 07.05.02 № 49-ФЗ, от 10.01.03 № 12-ФЗ, от 30.06.03 № 86-ФЗ, от 11.11.03 № 141-ФЗ; от 22.08.04 № 122-ФЗ, от 07.03.05 № 15-ФЗ, от 18.07.06 № 121-ФЗ, от 27.07.06 № 153-ФЗ, от 26.06.07 № 118-ФЗ) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711; 2000. № 26. Ст. 2730; № 46. Ст. 4537; 2002. № 19. Ст. 1794; 2003. № 2. Ст. 164; № 27. Ст. 2700 (ч. 1); № 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 10. Ст.763; 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3420; № 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2007. № 27. Ст. 3213. 8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 09.05.05 № 45-ФЗ, от 01.05.07 № 65-ФЗ) «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2005. № 19. Ст. 1752; 2007 № 19. Ст. 2293. 9. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3046 (по всем темам курса). 10. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 (в ред. от 20.05.04 № 649, от 15.03.05 № 295, от 14.11.05 № 1319, от 23.12.05 № 1522, от 27.03.06 № 261, от 24.09.07 № 1274, от 12.05.08 № 724) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945, № 21. Ст. 2023; 2005. № 12. Ст. 1023; № 47. Ст. 4880; 2006. № 14. Ст. 1509; 2007. № 40. Ст. 4717.2008. № 20. Ст. 2290. (по всем темам курса). 11. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 (в ред. от 28.07.04 № 976, от 13.09.04 № 1168, от 11.10.04 № 1304, от 18.11.04 № 1453, от 01.12.04 № 1487, от 22.07.05 № 855, от 05.09.05 № 1049, от 03.10.05 № 1158, от 11.05.06 № 473, от 30.06.06 № 658, от 24.09.07 № 1274, от 12.05.08 № 724) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; № 31. Ст. 3234; № 38. Ст. 3775; № 42. Ст. 4107; № 47. Ст. 4635; № 49. Ст. 4894; 2005, № 30 (ч. 1). Ст. 3136; № 37. Ст. 3740; № 41. Ст. 4119; 2006. № 20. Ст. 2162; № 27. Ст. 2920; 2007 № 40. Ст. 4717. 2008. № 20. Ст. 2290 (по всем темам курса). 12. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 (в ред. от 11.10.07 № 1359, от 12.05.08 № 724) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2007. № 40. Ст. 4717; № 42. Ст. 5010. 2008. № 20. Ст. 2290 (по всем темам курса). 13. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 (в ред.от 30.05.08 № 863) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290. № 22. Ст. 2544 (по всем темам курса). 14. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 (в ред. от 23.03.06 № 156) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению права собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5074; 2006. № 13. Ст. 1408. 15. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 (в ред. от 20.12.06 № 782, от 21.03.07. № 166) «Об управлении находящимся в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5073; 2006. № 52 (ч. 3).Ст. 5599; 2007 № 13. Ст. 1583. 16. Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. № 333 (в ред. от 23.03.06 № 156, от 13.08.06 № 499) «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2327; 2006. № 13. Ст.1408; № 34. Ст.3687. 17. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 (в ред. от 30.06.04 № 331, от 29.05.06 № 335, от 30.12.06 № 841) «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» // СЗ РФ. 2004 № 15. Ст. 1482; № 31. Ст. 3269; 2006. № 23. Ст. 2527; 2007. №1. Ст. 292. 18. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 (в ред. от 27.10.06 № 628, от 28.11.06 № 724, от 08.02.07. № 83) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ. 2004 № 31. Ст. 3259; 2006. № 45. Ст.4706; № 49 (ч. 2). Ст. 5223; 2007. № 7. Ст. 903. 19. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст.4720 (по всем темам курса). 20. Устав Кемеровской области от 5 июня 1997 г. № 10-03 (в ред. законов КО от 23.06.97 № 18-03 от 04.01.98 № 3-03 от 21.05.98 № 15-03 от 17.11.00 № 75-03; от 06.12.00 № 100-ОЗ, от 19.11.01 № 97-ОЗ, от 13.05.02 № 39-ОЗ, от 16.11.02 № 86-ОЗ, от 11.03.03 № 10-ОЗ, от 18.12.03, от 25.07.04 № 55-ФЗ, от 17.01.05 № 10-03, от 06.04.05 № 48-03, от 27.07.05 № 96-03, от 08.02.06 № 32-ОЗ, от 12.07.06 № 106-ОЗ, от 17.11.2006) // Кузбасс.1997. 11 июня, 26 июня; 1998. 13 января, 29 мая; 1999. 22 октября; 2000. 17 мая, 22 ноября, 15 декабря; 2001. 27 ноября; 2002. 24 мая, 22 ноября; 2003. 19 марта; 25 декабря; Приложение «Официально». 2004. 3 августа; Приложение «Официально». 2005. 21 января; 7 апреля; 7 августа; Приложение «Официально». 2006. 14 февраля, 26 июля, 28 ноября (по всем темам курса). 21. Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 г. № 43-03 (в ред. от 16.05.06 № 70-ОЗ) «О Коллегии Администрации Кемеровской Области» // «Кузбасс». Приложение «Официально». 2005. 15 марта; 2006. 30 мая (по всем темам курса). 22. Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 г. № 47-03 (в ред. от 10.06.05 № 77-03, от 17.01.06 № 19-ОЗ, от 16.06.06 № 75-ОЗ, от 12.07.06 № 107-ОЗ, от 17.11.06 № 136-ОЗ, от 14.02.07 № 11-0З) «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» // «Кузбасс». 2005. 15 марта; Приложение «Официально»; 2006. 23 июня, 26 июля, 28 ноября; Кузбасс. 2007. 20 февраля (по всем темам курса). 23. Закон Кемеровской области от 11 мая 2005 г. № 58-03 (в ред. от 16.12.05 № 148-03, от 04.06.07 № 62-03) «О региональных целевых программах Кемеровской области» // «Кузбасс». Приложение «Официально». 2005. 18 мая; Кузбасс..2007. 5 июня по всем темам курса). 24. Постановление Губернатора Кемеровской области от 29 марта 2007 г. № 6-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции» // «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области. 2007. № 3 (по всем темам курса). 25. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области; от 29 марта 2007 г. № 307-р «О структуре Администрации Кемеровской области // «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области». 2007. № 3 (по всем темам курса).
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. - 2-е издание. - М.: Норма, 2008. (по всем темам курса). 2. Административное право – укрепление государства и динамика социально-экономического развития (научная конференция) // Государство и право. - 2002. - № 5. 3. Административно-правовое регулирование экономических отношений / отв. ред. И. Л. Бачило, Н. Ю., Хаманева. - М.: МЗ - Пресс, 2001. 4.Айвазов, Р. У. Государственное управление в России (природа и принципы) / Р. У. Айвазов // Юридическая мысль. - 2002. № 3. 5. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. - М., 2005 (по всем темам курса). 6. Артеменков, С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий / С. Артеменков // Законность. - 2003. - № 5. 7. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. - М.: Юрид. лит., 1997 (по всем темам курса). 8. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник. - 3-е издание / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2007 (по всем темам курса). 9. Булыгин, Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории) / Ю. Е. Булыгин. - М., 1999. 10. Вишняков, В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В. Г. Вишняков // Журнал российского права. - 2006. № 8. 11. Глазунова, Н. И. Система государственного управления. Учебник для вузов / Н. И. Глазунова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. 12. Зеркин, Д. П. Основы теории государственного управления. Курс лекций / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. - Ростов н / Д: издательский центр «Мир», 2000. 13. Игнатюк, Н. А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации / Н. А. Игнатюк. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. 14. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. - М., 1997. 15. Мельничук, Г. Лицензирование как форма государственного регулирования / Г. Мельничук // Российская юстиция. -. 2003. - № 5. 16. Мицкевич, Л. А. Понятие государственного управления в административном праве Германии / Л. А. Мицкевич // Государство и право. - 2002. - № 6. 17. Мэннинг, Н. Реформа государственного управления: международный опыт: Пер. с англ. / Н. Мэннинг, Н. Парисон. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. 18. Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно-учебное пособие / Т. А.Гусева, М. Е.Чапкевич. - Волтерс-клувер, 2005. 19. Овсянко, Д. М. Административное право: учебник / Д. М. Овсянко. - М., 2006. 20. Россинский, Б. В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти / Б. В. Россинский // Закон. - 2004. № 7. 21. Словарь административного права / Колл. авт. - М.: Фонд «Правовая культура», 1999. 22. Состояние и перспективы развития науки административного права (шестые «Лазаревские чтения») // Государство и право. - 2002.- № 11. 23. Тихомиров, Ю. А. Административные процедуры и право / Ю. А. Тихомиров, Э. В. Талапина // Журнал российского права. - 2002. - № 4. 24. Чиркин, В. Е. Государственное управление / В. Е. Чиркин. М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|