Век. Искусство реализма во Франции
Реализм стал ведущим художественным стилем французского искусства второй половины 19 века, придя на смену романтизму. Причины развития реализма в живописи Франции: победа прагматизма в общественном сознании, преобладание материалистических взглядов, господствующая роль науки. Творчество Оноре Домье, Француа Милле и Гюстава Курбе: появление новых тем и нового героя. Творчество Оноре Домье (1808 – 1879). Критический реализм. Переход к бытовой сатире в середине 1830-х годов. Графические произведения художника: мастер литографии: «Гаргантюа» 1832(1), «Законодательное чрево» 1834(2), «Улица Транснонен» (1834). 1 2 Серии 1835-1848 гг.: «Французские типы», «Похождения Робера Макера» 1836 – 1838(1). Мастерство обобщения, глубина психологической характеристики образов. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь!» На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта. «Робер Макер – биржевой игрок» (2). 1 2 С другой стороны - поиски героических положительных образов в повседневной действительности. Утверждение новых героев — представителей городских низов, людей труда: «Прачка» (1860-1862), Ноша («прачка»), «Любитель гравюр» (1856), «Вагон третьего класса» (1855-1860). 1 2 3 Трагический и романтический характер позднего творчества: «Дон-Кихот и Санчо-Пансо» 1867-1868(1,2). 1 2 3 В историю изобразительного искусства Оноре Домье вошёл как мастер-график, выдающийся карикатурист. Между тем, этого необычайного человека всегда манила живопись, но из-за большой загруженности в журнале, он далеко не всегда мог следовать за своими желаниями. Сегодня искусствоведы едины – вклад Домье в живопись также весьма значителен. Наиболее известна серия работ, посвящённых Дон Кихоту. Его образ, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа в сравнении со слабостью тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, это тип, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки – у него нет маркеров эпохи, вневременный типаж. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной характеристики образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота. Но самое удивительное, что через это обобщение, автору достаточно реально и эмоционально удалось передать всемирно известный литературный персонаж. На фоне испанского пейзажа двигается кляча, отдалённо напоминающая лошадь, но верхом сидит настоящий рыцарь с гордой осанкой и тонким копьём, устремлённым в небо. Оноре Домье сам остро чувствовал и переживал несправедливость и жестокость. В изображении Дон Кихота он отказался от точного рисунка, ему необходимо было предельное обобщение образа, ведь видимое мы сами способны разглядеть – мастер открывает нам не видимое и в этом главная ценность его особенной трактовки Дон Кихота с его бесконечным благородным странствием, путь в котором и есть цель. Великий мечтатель, искренне верящий в добро и справедливость.
1 2 Жан Франсуа Милле (1814-1875) – выдающийся французский живописец-реалист. Его работами восхищался Ван Гог и даже некоторые нарисовал по-своему. Изображение сельского труда: «Собирательницы колосьев» 1857(1), «Человек с мотыгой» (1863). «Жнецы на отдыхе» 1850 (3) 1 2 3 Создание поэтического образа крестьянина - «Анжелюс» 1858-1859(1). «Послеобеденный отдых» 1866 (2) 1 2
Особенную известность приобрела картина «Анжелюс» - названа по первым словам вечерней молиты «Ангел Господень». Звук колоколов деревенской церкви, которая видна на горизонте, застал крестьянскую семью в поле. Их труд тяжек, а урожай скуден. Они не успевают возвращаться к вечерней службе. Но они благодарят за прожитый день в вечерней молитве прямо здесь, на закате в огромном бескрайнем поле. Молитва благодарности приобретает глубину и подлинность. Образ простой и праведной жизни в единении с миром. Вскоре она стала не только одной из самых известных, но и самых дорогих. Уже к концу 19 века на аукционе за нее боролись Лувр и Консорциум американских торговых агентов. Картина отправилась в итоге в Америку, и скоро ее репродукция висела в каждом фермерском доме. Однако она потом все-таки вернулась во Францию и заняла свое место в Лувре. Между тем сам Милле получил за нее лишь сотую часть итоговой суммы. Рисунки Милле. В конце жизни полюбил писать пейзажи Милле: «Стога: осень» 1873 (1), Весенний пейзаж (2), Зимний пейзаж с воронами (3), ряд морских видов. Делал во время прогулок беглые зарисовки, а затем создавал пейзажи в мастерской по памяти. 1 2 3 Милле родился в крестьянской семье, и хотя он много жил в Париже, тема труда и сельского быта осталась в его творчестве главной. Уже первая его картина, выставленная в парижском Салоне – «Веяльщик» (1)- небольшая по формату, но она сразу привлекла внимание столичных зрителей. Милле удавалось передавать наполненность смыслом, особую внутреннюю тишину и полноту жизни человека, связанного с землей. Все действия крестьянского труда наполнены у Милле простым разумным смыслом и значительностью. «Веяльщик: после Милле» Ван Гога (2) 1 2
Творчество Гюстава Курбе (1819-1877). Борьба с «салонным» направлением за реалистическое искусство. Автопортреты художника: «Автопортрет с собакой» 1844 (1), «Здравствуйте, г-н Курбе!» («Встреча»). Изображение повседневной действительности. 1 2 «Послеобеденный отдых в Орнане» 1849 – музицирование (1). Утверждение материальности мира. Эпическая и монументальная трактовка жанровой картины: «Дробильщики камней» 1849(2), «Похороны в Орнане» (1849) – яркое правдивое изображение различных типов буржуазного общества.
1 2 Крестьянская тема в произведениях Курбе: «Веяльщицы» 1854(1). Программный характер картины «Мастерская художника» 1855(2). Материальная весомость и конкретность живописи Курбе, плотность цвета. 1 2 Реализм 19 века – основывался на принципах демократии, художники поддерживали в своем творчестве движение рабочих и крестьян, отстаивавших свои права на хорошие условия жизни. В сравнении с феодальным обществом эти условия оставались не менее тяжелыми, а иногда были даже более трудными, с появлением рабочего класса и буржуазии. Люди были обречены на прозябание в работных домах или фабриках: где для них существовали только фактически тюремный режим, скудное содержание и бесконечный труд. Противоречивый характер позднего искусства, оттенок салонности в некоторых работах художника. Активное участие в Парижской коммуне— революционном правительстве Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Первый в истории случай установления «диктатура пролетариата» - правления рабочего класса. Значение творчества Курбе и его влияние на европейское искусство: создал новую эстетику, обосновавшую ценность в искусстве будничного, повседневного, а также утвердил критический реализм во французской живописи. Изображал социальные типы рабочего класса, их образ жизни с тяжелой ежедневной работой. Критиковал несправедливое общественное устройство, в котором разбогатевшие чаще всего на спекуляциях представители буржуазии, эксплуатируют труд работников, не обеспечивая их средствами, необходимыми для качественной жизни, из-за чего люди много работая, не могут воспользоваться плодами своих трудом, остаются при этом бедными. Другой яркий представитель французского реализма 19 века – Эдуард Мане, повлиял на возникновение импрессионизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|