Технология социальной работы как отрасль cоциальных технологий
Стр 1 из 15Следующая ⇒ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебное пособие
Рекомендовано в качестве учебного пособия Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области социальной работы
Москва 1998 Т-38
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом с составе:
Зайнышев И.Г., доктор исторических наук, профессор, руководитель (введение, гл. 1-3); Ерохин Ю.С., кандидат исторических наук, доцент (гл. 5-11, 16-17)" Золотарева Т.Ф., кандидат философских наук, доцент (гл. 13-15); Кононова Л.И., кандидат философских наук, доцент (гл. 3-4, 12).
Технология социальной работы / Под редакцией И.Г. Зайнышева. - М.: Издательство МГСУ “Союз”, 1998. 273 с.
Учебное пособие раскрывает теоретико-методологические основы технологии социальной работы, инструментарий работы с различными категориями граждан по обеспечению их социальной защиты. Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности “социальная работа” и предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, изучающих курс “технология социальной работы”. Оно будет полезно для всех, кто интересуется проблемами технологии в социальной сфере.
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-технологическаяреволюция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих революционное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.
Особую актуальность значимость социальных технологий приобретает в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идет процесс отвержения многих утвердившихся за годы Советской власти стереотипов, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, идет критическая переоценка социальных ценностей, сопровождающаяся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей. Далеко не все последствия демократических преобразований и перехода к рыночным отношениям в экономике повлекли за собой материальные и духовные блага, уверенность и оптимизм в сознании, настроениях и жизнедеятельности членов общества. Организаторы политических и экономических преобразований не всегда оказывались способными адекватно реагировать на негативные последствия предлагаемых экономических преобразований. Сказывается недооценка социальных технологий в управленческой деятельности. Несмотря на провозглашаемые демократические преобразования в экономике, сложившиеся стереотипы командно-административного стиля управления до сих пор дают о себе знать. Между тем именно в управленческой деятельности на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий, применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб, социальной работы, и для вооружения кадров комплексом методов и способов, позволяющих оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.
С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для ее организации и проведения. Это обстоятельство вызывает к жизни острую потребность технологизации социальной работы как важнейшего условия не только высокого профессионализма, но и как условия систематизации практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студенческой скамье. Авторский коллектив Московского государственного социального университета предпринял попытку систематизировать и изложить основные положения курса технологии социальной работы, вытекающие из требований Государственного образовательного стандарта. Учитывая новизну излагаемых положений, авторский коллектив будет признателен за все замечания, предложения и пожелания в адрес, предлагаемого учебного пособия, с благодарностью их воспримет и сделает все, чтобы их учесть при переработке учебного пособия. Глава I
На исходе двадцатого столетия перед человечеством во всей остроте обнажились социальные проблемы, свидетельствующие о тенденции наступления кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его существование. Особое беспокойство вызывают надвигающиеся экономическая и экологическая катастрофы, неравномерность роста народонаселения на планете, прогрессирующее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушений в генофонде. Из-за этих тревожных тенденций, особенно наглядно проявляющихся в России, демографы и представители российских органов здравоохранения ожидают, что в ХХI веке в России сократится численность мужчин и детей, а значительную часть населения будут составлять стареющие вдовы, страдающие хроническими заболеваниями. По данным Государственного комитета по статистике, количество умерших от неестественных причин и в результате ишемической болезни сердца и сердечно-сосудистых заболеваний среди работоспособных мужчин с 1990 года удвоилось. В результате сейчас продолжительность жизни мужчин в России в среднем составляет 57,4 года, а женщин - 72 года.
Широкомасштабные политические и социально-экономические катаклизмы, вызванные скачкообразным переходом страны от социалистической системы хозяйствования к капиталистической, создают благоприятную почву для роста преступности, коррупции, увеличения разрыва между богатыми и бедными, снижения уровня жизни населения, для усиления социального напряжения. В обстановке нарастания напряженности система социальной защиты и социальных услуг населению все чаще дает сбои. Одним из условий успешного решения социальных проблем, сглаживания и смягчения социальной напряженности в обществе является повышение профессионализма специалистов социальных служб, использование в практике социальной работы наиболее эффективных технологий. Технология социальной работы как отрасль cоциальных технологий
Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике являются важнейшим критерием профессионализма работника, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы как одну из основных учебных дисциплин включает технологию социальной работы. Что вкладывается в понятие “социальная технология”, какова взаимосвязь, как соотносятся технология социальной работы и социальная технология? Исследования в любой системе знаний предполагают анализ определенной целостности, выделяющейся из мира объектов спецификой протекания процессов и явлений, проявлением специфических законов и закономерностей, характеристик и свойств. Один и тот же объект окружающего нас мира может исследоваться и изучаться различными науками. Так, социальные отношения изучаются в философии и экономической теории, политологии и истории, социологии и социальной психологии и многих других научных дисциплинах. Объектом изучения социальной технологии и технологии социальной работы являются социальные процессы различных уровней. Общность объекта исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.
Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - учение) - совокупная система знаний о способах и средствах обработки и преобразования материалов. Такое определение технологии, как видим, ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере. В современном языке понятие технологии значительно расширило смысловое пространство и содержательно существенно Способы и средства преобразования окружающей действительности, cтепень их совершенства на всех этапах развития человечества служили важнейшей характеристикой научно-технического прогресса. Вместе с тем достижения научно-технического прогресса всегда благотворно влияли и влияют на состояние, развитие и совершенствование технологии. Являясь по существу важнейшей характеристикой способа сознательного освоения и преобразования природы, способа материализации, опредмечивания в природном материале знаний, информации, трудовых функций и опыта человека, качественное состояние технологии представляет собой важнейший интегральный показатель достигнутого в обществе уровня цивилизации. Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений в среде теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие “социальная технология” утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы. Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии, несмотря на то что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 году А.К. Гастевым. Социальная инженерия, “трудовая технология” сводилась цитовцами к технической деятельности по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения и улучшения его условий. Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие “социальная технология”, была монография болгарского ученого Николы Стефанова “Общественные науки и социальная технология”, опубликованная у нас в 1976 году. (Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. - М.: Прогресс, 1976). В этой книге отмечалось, что возможность технологизировать социальные процессы обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и социальных процессов.
Размышления и выкладки Н. Cтефанова пробудили широкий интерес среди обществоведов к исследованию проблем технологизации социальной сферы. Особенно активно вопросы технологии стали разрабатываться специалистами в области социального управления. Так, уже в 1977 году выходит в свет книга В.Г. Афанасьева “Человек в управлении обществом”, где социальная технология характеризуется как важный элемент механизма управления, а ее сущность рассматривается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления. ”Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей” (Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Мысль, 1977. – C. 235). Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время идет интенсивный научный поиск и разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является обозначение ее сущности. Однако сложность и многогранность содержания социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются предложения понимать социальную технологию как “способ управления, регулирования и планирования социальных процессов”[1], как “конечный продукт социального проектирования, необходимый для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности”[2], как “совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей”[3], как социологическую категорию, обозначающую и характеризующую способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средство практического достижения поставленных целей.[4] Приведенные определения сущности социальных технологий лишний раз подтверждают мысль о том, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таким представляется социальная технология) будет неполным, будет носить относительный характер, будет претензией на абсолютную истину, что в динамичных системах, какими являются социальные отношения и процессы, неправомерно. Все приведенные определения социальных технологий отражают ее определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики предмета социальной работы. Для понимания соотношения, взаимосвязи социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям. Социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и управлением, а в итоге – к ликвидации собственного предмета исследования со всеми негативными последствиями, вытекающими из этого как для практики, так и для науки в целом. Когда речь идет о технологии в социальной работе, нередко можно слышать и скептические сомнения о возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит творческий характер и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа - это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми. Без сомнения не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Специалистами в области социальных технологий выработаны и предложены основные условия возможности технологизации деятельности в социальной сфере. К ним относятся: - предмет воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы; - должны быть известны элементы системы (структуры) предмета воздействия, особенности их строения и функционирования; - возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей; - возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях. Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний со своим предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не в возможности технологического подхода к социальной работе, а в разработке, совершенствовании и усвоении технологии социальной работы, ее методологии, инструментария и опыта их применения на практике. Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане как систему теоретических знаний и практику, которая характеризует организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия субъектов на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Такой подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с пациентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы. Выработка технологии решения социальных проблем – процесс сложный, требующий как теоретических обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Он проходит три основных этапа: теоретический, методический и процедурный, совокупность которых представляет собой систему разработки технологии социальной работы. Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы. Методический этап решает задачи выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразовательной деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий в виде соответствующей технологии социальной работы. Содержание технологии социальной работы характеризуется обоснованностью проекта, программы или цели деятельности, наличием в ней определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения стоящих задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы отличают: - динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности; - непрерывность, которая диктуется необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние; - цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами и обусловленная цикличностью организаторской работы; - дискретность технологического процесса, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиентов с момента целеполагания до исполнения принятого решения. Таким образом, технология социальной работы отражает важнейший, а именно ее прикладной, практический, аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики проявления технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб. 2. Задачи учебного курса “Технология социальной работы”
Современный специалист социальной работы - это соционом, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный профессионально грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать и сочетать целый ряд специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую; организационно-управленческую; информационно-коммуникативную; аналитико-прогностическую; организационно-методическую; рекламно-пропагандист-скую; регуляционно-профилактическую; социоинтегративную и др. Как специалист в области социальных отношений он должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и современный мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний социальная работа как профессиональная деятельность требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария регулирующего воздействия на их протекание. Важными критериями профессионализма специалиста социальной работы являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт и компетентность. На учебный курс “Технология социальной работы” в Государственной образовательной программе подготовки специалиста социальной работы возлагается достижение его главной цели - формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество технологической подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Следует заметить, что достижение указанной цели в курсе “Технология социальной работы” обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами и курсами образовательной профессиональной программы. Однако это не означает, что курс “Технология социальной работы” самостоятельно не решает образовательных и воспитательных задач. Учебный курс по технологии социальной работы призван осуществлять решение следующих учебно-воспитательных задач: - вооружать студентов знаниями теоретических основ технологии и методики организации социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях; - развивать у студентов творческое мышление, умение анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем; - формировать у будущих специалистов практические навыки и умения управленческой и организаторской работы, комплексного управленческого воздействия и влияния на состояние и поведение отдельных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях. В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс “Технология социальной работы” призван способствовать и помогать выпускнику вуза: - овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций и применения их на практике; - познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладевать экологической культурой; - учиться разрешать актуальные и специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста; социальную работу с различными социальными группами и категориями граждан; - развивать умения применять научные представления о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций и работать с девиантами и представителями групп риска; - овладевать технологией работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными, мигрантами и оказанию им моральной и материальной поддержки и помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации; - применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе; - овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы. Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса “Технология социальной работы”, который состоит из трех разделов. Первый раздел “Теоретические основы технологии социальной работы” предполагает изучение теоретико-методологических основ учебного курса, сущности, содержания, инструментария технологии социальной работы, специфики и основных этапов технологического процесса. Второй раздел “Общие методы и методики социальной работы” предполагает изучение типового инструментария, который используется в социальной работе с различными категориями населения и носит общенаучный характер. В этом разделе основное внимание уделяется изучению методов и методик, выработанных различными социальными науками и дисциплинами и синтетически использующихся в социальной работе как междисциплинарной области теории и реальной практики. Третий раздел “Частные технологии социальной работы” изучает содержание и конкретные формы, методы и приемы социальной работы при оказании социальных услуг, поддержке и социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При изучении технологии социальной работы используются как традиционные формы учебного процесса - лекции, семинарские занятия, конференции и собеседования, так и нетрадиционные - “деловые игры”, решение ситуационных задач, тестирование, курсовое и дипломное проектирование на заданную тему и др. Бюджет времени, отводимый на изучение курса “Технология социальной работы”, регламентируется Государственным образовательным стандартом и включает все формы аудиторных и внеаудиторных учебных занятий, а также время самостоятельной работы и подготовки студента при изучении данного учебного предмета. Конкретное распределение времени по различным видам учебных занятий обусловливается конкретными организационными формами образовательного процесса и уровнем базовой подготовки студентов. Сформировать высокий профессионализм будущих специалистов социальной работы - это значит обеспечить высокий уровень их технологической подготовки, это значит на занятиях добиваться органической связи теоретических знаний с жизнью, с практикой работы социальных служб и органов социальной защиты населения, это значит добиваться рационального использования времени, отводимого на проведение ознакомительной, учебно-производственной практики и стажировки. Выполнение перечисленных условий во многом зависит от работы кафедр, определяется личным вкладом каждого преподавателя в учебную, воспитательную, методическую, научно-исследовательскую и организаторскую работу кафедр и их тесным взаимодействием. Вопросы для самоконтроля 1. Как соотносятся понятия “социальная технология” и “технология социальной работы”? 2. Дайте определение “социальной технологии” и “технологии социальной работы”. 3. Каковы условия технологизации деятельности в социальной сфере? 4. Основные этапы разработки технологии социальной работы. 5. Задачи курса “Технология социальной работы”. Глава II
Технология социальной работы - это алгоритмизированная деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и преобразуется предмет воздействия. Это воздействие не одноразовый акт, а растянуто во времени и сопровождается сменой содержания, форм, методов деятельности, в основе своей циклично повторяющихся при решении каждой новой задачи в социальной работе. В совокупности содержание такого цикла от возникновения задачи до ее полного решения составляет технологический процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|