III. Примерная тематика письменных работ.
1. Характер экономических отношений в сфере культуры. 2. Формирование системы экономических категорий культурной деятельности. 3. Ресурсный потенциал культуры. 4. Специфика характера труда в культуре. 5. Продукт труда в культуре. 6. Рыночная инфраструктура культурной деятельности. 7. Организация культуры как хозяйствующий субъект. 8. Правовой статус организаций культуры. 9. Специфика некоммерческих организаций культуры в России. 10. Организации культуры как юридические лица. 11. Отношения собственности в культуре. 12. Специфика процессов разгосударствления и приватизации в культуре. 13. Система хозяйствования в культуре: основные элементы, этапы развития. 14. Федеральные, региональные и территориальные программы культурного развития как инструмент реализации культурной политики. 15. Планирование в организациях культуры: смета, бизнес-план и др. 16. Финансирование сферы культуры. Модели финансирования культуры за рубежом. 17. Финансирование организаций культуры (культурных проектов). Фандрейзинг. 18. Предпринимательская деятельность в сфере культуры. 19. Структура и динамика затрат организаций культуры. 20. Ценообразование на услуги культуры. 21. Оплата труда в государственных и негосударственных организациях культуры. 22. Основные формы экономического регулирования в сфере культуры. 23. Экономические формы государственной поддержки культуры и 24. Законодательные основы экономического регулирования в сфере культуры. IV. Вопросы для проведения итогового контроля. 1. Предмет экономики культуры. 2. Специфика экономических отношений в культуре. 3. Формирование системы экономических категорий культурной деятельности.
4. "Культура и искусство" как отрасль национального хозяйства. 5. Ресурсный потенциал культуры. 6. Специфика характера труда в культуре. 7. Продукт труда в культуре. 8. Организация культуры как хозяйствующий субъект: общие и специфические черты. 9. Правовой статус организаций культуры. 10. Некоммерческая организация: понятие и признаки. 11. Организационно-правовые формы организаций культуры. 12. Благотворительная организация: понятие, формы, порядок создания и функционирования. 13. Организации культуры как юридические лица. 14. Индивидуальная предпринимательская деятельность в культуре: достоинства и недостатки. 15. Понятие собственности в культуре. Объекты и субъекты собственности. 16. Классификация организаций культуры по формам собственности. 17. Государственные (муниципальные) организации культуры: виды и роль в современной экономике. 18. Частные некоммерческие организации культуры. Причины создания. Проблемы становления и развития. 19. Особенности функционирования частных некоммерческих организаций культуры в России и за рубежом. 20. Специфика права собственности в некоммерческих организациях культуры. 21. Процессы приватизации и разгосударствления в культуре. Понятие некоммерческой приватизации. 22. Создание некоммерческой организации культуры. Учредители и учредительные документы. 23. Реорганизация некоммерческой организации культуры: понятие и формы. 24. Порядок ликвидации некоммерческой организации культуры. 25. Основная деятельность некоммерческой организации культуры и формы ее поддержки государством. 26. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации культуры. 27. Система хозяйствования организаций культуры: общее понятие, основные задачи. 28. Составные элементы системы хозяйствования организаций культуры.
29. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры. 30. Программы культурного развития, их роль и сущность. 31. Планирование в организациях культуры. 32. Смета некоммерческой организации культуры. 33. Бизнес-план: роль, функции, структура. 34. Финансирование сферы культуры в России: основныетенденции. 35. Модели финансирования сферы культуры за рубежом. 36. Социально-экономическая сущность финансирования организаций культуры. Каналы и источники финансирования. 37. Доходы организаций культуры и их структура. 38. Внебюджетные источники финансирования организаций культуры. Понятие фандрейзинга. 39. Спонсорство, благотворительность и меценатство в области культуры: сходство и различия. 40. Налогообложение организаций культуры. 41. Структура и динамика затрат в организациях культуры. 42. Основные ценообразующие факторы на услуги культуры. 43. Ценовая политика в сфере культуры. 44. Оплата труда в государственных и негосударственных организациях культуры. 45. Применение специальных выплат в культуре. 46. Права организаций культуры в области экономической деятельности на современном этапе. 47. Основные формы экономического регулирования в сфере культуры. 48. Экономические формы государственной поддержки культуры и искусства в современных условиях. 49. Правовое обеспечение развития культуры и искусства в рыночной экономике. V. Глоссарий41.
Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Авторский договор — договор о создании или условиях использования охраняемых авторским правом произведений. Авторское вознаграждение — оплата труда автора за создание или использование его произведения. Авторское право — раздел права, регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Банковский кредит - выдача ссуды под определенный процент на установленный срок. Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения. Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная организация — некоммерческая организация (негосударственная и немуниципальная), созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетное учреждение — учреждение, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета (федерального, субъекта РФ, местного или бюджета государственного внебюджетного фонда) на основе сметы доходов и расходов. Бюджетные (текущие)ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Государственный внебюджетный фонд — форма образования денежных средств, аккумулируемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Государственный или муниципальный заказ — совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, проведение работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или, организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Грант — целевые средства, предоставляемые на безвозвратной, | бесприбыльной основе.
Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной инициативе без соответствующего денежного вознаграждения, то есть безвозмездно. Доступность услуг культуры - возможность населения получать услуги культуры. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Доход организации — денежные или иные средства, получаемые.организацией в результате ее деятельности. Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью. Издержки — выраженные в денежной форме затраты различных видов экономических ресурсов, необходимых для создания и реализации продукции (работ, услуг). Инвестиции — долгосрочные вложения капитала, направленные на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов. Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. Капитал — сумма материальных и денежных средств, используемых в процессе создания экономических благ. Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Коммерческая организация — организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Конечный результат культурной деятельности — изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной среды и т.п.
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, предоставлению культурных благ. Культурная политика государства — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и * технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Лизинг — предоставление в аренду основных производственных > фондов (обычно дорогостоящего технического оборудования) на сред-? несрочный или долгосрочный период. Лимит — ограничение, предельное количество или предельная; норма чего-либо (лимит бюджетных обязательств, лимит отпуска материалов и т.п.). Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Материальные затраты — издержки производства, связанные с 5 затратами на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие подобные затраты, необходимые для создания продукции (проведения fi работ, оказания услуг). Мериторные блага — блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от "желаемого обществом" и стимулируется государством. Минимальная заработная плата - гарантируемый федеральным: законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Мониторинг сферы культуры — процесс постоянного непрерывного наблюдения за состоянием сферы культуры и анализа ее деятельности. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или ' оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Некоммерческая организация — организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Норма — научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая затраты ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов. Норматив - совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.п.). Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полиостью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт. Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами. Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Организация — объединение физических лиц на основе общности их интересов, выступающее в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права. Организация культуры — организация, основная деятельность которой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению. Основная деятельность — деятельность некоммерческой организации, соответствующая целям, ради осуществления которых эта организация создана, и предусмотренная ее учредительными документами. Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты. Отрасль - совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или оказывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответствующих органов управления. Отрасль культуры и искусства — совокупность организаций, основная деятельность которых связана с сохранением, созданием и освоением культурных ценностей, предоставлением культурных благ, а также органов управления культурой. Планирование — одна из важнейших частей системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения. Плановый показатель — краткая характеристика планируемого процесса или явления. Попечительский (наблюдательный) совет — орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью некоммерческой организации, принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Право собственности — право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Право владения — фактическое обладание имуществом и удержание его в собственном владении. Право пользования — возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и (или) получения от него доходов. Право распоряжения — возможность собственника по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Правовые ресурсы - совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов. Предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Прибыль — один из обобщающих показателей эффективности хозяйствования организации, определяемый как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой всех затрат на производство и реализацию. Приватизация — передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация некоммерческая — передача государственного или муниципального имущества в частную собственность некоммерческой организации. Природные ресурсы — естественные ресурсы, которые используются в процессе создания экономических благ. Программа — согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки. Программа аналитическая ведомственная целевая - выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами. Программа утверждаемая ведомственная целевая - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Разгосударствление — передача имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность, а также в собственность граждан и юридических лиц. Расходы бюджета — денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы организации — обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляемые организацией. Рентабельность — один из обобщающих показателей эффективности хозяйствования, характеризующий степень прибыльности организации в целом, предпринимательской деятельности, отдельных видов продукции (работ, услуг) за определенный период времени. Ресурсы культуры — средства, возможности, которые используются для создания культурных ценностей и благ. Ресурсы культуры экономические — факторы производства, которые используются в процессе создания культурных благ. Самоокупаемость — способ осуществления финансово-хозяйственной деятельности, при котором все расходы по воспроизводству покрываются за счет собственных источников. Система оплаты — порядок оплаты труда работников, установленный в организации в соответствии с выбранной формой оплаты труда. Смежные права — права, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Смета — документ, в котором отражаются доходы и расходы организации. Собственность — исторически сложившиеся общественные отношения, которые характеризуются присвоением участниками производства факторов (ресурсов) и результатов производства. Собственность государственная — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Собственность интеллектуальная — исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Собственность муниципальная — имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям. Собственность частная — имущество, которое находится в собственности граждан и юридических лиц. Совместительство — выполнение работником помимо своей основной другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Совмещение профессий (должностей) — выполнение работником в течение своего рабочего времени наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). Социальная сфера — группа отраслей, в которых создаются обладающие социальной полезностью блага. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспро-странителем. Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Тарификация работы — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации)за единицу времени. Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация. Товарный знак — зарегистрированные в официальном порядке обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Трансферт — операция, посредством которой одна институциональная единица представляет товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получая от нее возмещения в виде товара, услуги или актива. Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнить определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Управленческие ресурсы — набор качеств, умений, способностей руководителя, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания экономических благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере культуры. Учредитель — основатель организации, участвующий в образовании имущества юридического лица и принявший на себя обязательства согласно учредительным документам. Учредительные документы — документы, на основании которых образуется и действует юридическое лицо. Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Факторы производства — экономические ресурсы, используемые в процессе создания экономических благ. Фандрейзинг — деятельность, направленная на привлечение средств в некоммерческий сектор. Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды. Финансовые ресурсы организации — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации. Финансы— совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Хозяйственный механизм организаций культуры — система экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры. Целевое финансирование — средства (в денежной и натуральной формах), предоставленные некоммерческой организации на ведение основной деятельности. Цена — 1) сумма денег, уплачиваемая за единицу товара; 2) денежное выражение стоимости товара. Ценовая эластичность спроса — степень изменения объема реализуемой продукции (работ, услуг) в зависимости от динамики цен на нее. Ценообразование — процесс формирования и изменения цен, определение их уровней, соотношений, структуры. Ценообразующие факторы - многообразные условия, в которых формируется структура и уровень цен. Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом. Экономические отношения — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Экономические отношения в сфере культуры — отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей, предоставлением культурных благ. Экономическое благо — продукт, созданный в результате хозяйственной деятельности людей. Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Приложение I ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ*. При переходе к рыночной экономике культура и искусство оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования культуры и искусства, на деле в условиях экономической нестабильности этот принцип действует еще жестче. Бюджетное финансирование значительно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Сразу оговоримся, что содержание организаций культуры и искусства является хотя и важным, но далеко не единственным направлением расходования бюджетных ассигнований на культуру и искусство. Значительная часть средств направляется на финансирование культурных программ, проектов и т.п. В рамках данной статьи хотелось бы все же остановиться на "традиционном" направлении расходования бюджетных ассигнований — финансировании организаций культуры и искусства, рассмотрев эти вопросы на примере государственных и муниципальных организаций культуры1. В 2000 г. по данным отраслевой статистики в стране насчитывалось около ПО тыс. организаций культуры, из них порядка 200 организаций находятся в непосредственном ведении Минкультуры РФ. Все остальные организации культуры закреплены за соответствующими государственными и муниципальными органами власти. Необходимость бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры определяется самим их правовым статусом. Практически все они являются некоммерческими и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях". Из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных действующим законодательством, государственным и муниципальным организациям культуры пока наиболее адекватна форма учреждения.
* См. статью автора настоящего издания в журнале: Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. №0. С. 8-15. 1 Значимость вопросов финансирования независимых частных организаций культуры не вызывает сомнений, и это должно стать темой отдельных публикаций.
В современных условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры получить сколько-нибудь значительные бюджет ные ассигнования очень трудно, прежде всего, из-за неустойчивой экономической ситуации в стране. В итоге они оказались в незавидном положении "чемодана без ручки", который собственнику нести тяжело, а бросить жалко. Об этом свидетельствует та особая осторожность, с которой государственные и муниципальные органы власти подходят к вопросам приватизации в данной области. Процесс приватизации объектов культуры и искусства не получил пока развития в нашей стране, так как предполагает разработку специального законодательства. В то же время уже можно говорить о начавшемся "разгосударствлении", выражающемся в передаче ряда федеральных объектов в ведение субъектов Федерации, которые, в свою очередь, "спихивают" находящиеся в их ведении организации органам местного самоуправления. Невозможность полностью обеспечить свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования. Учреждения культуры вынуждены самостоятельно заниматься добыванием средств к существованию, иметь побочный "карман", откуда можно при необходимости черпать деньги. При этом, согласно Закону РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований учреждений культуры. За рубежом существует специальная сфера деятельности — фанд-рейзинг (fundraising), что в прямом переводе с английского означает "наращивание фондов", а по сути — поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже весьма прочно вошел в наш лексикон, функция фандрейзинга достаточно нова для российских учреждений культуры. Тем не менее, уже можно говорить о создании многоканальной системы финансирования, что предполагает задействование самых разнообразных источников и способов привлечения средств для поддержки государственных и муниципальных учреждений культуры. На рисунке приведены все возможные источники финансирования учреждений культуры. Попытаемся оценить роль и значение каждого из них в формировании финансовых средств учреждений культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|