Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация экспериментальной проверки модели духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности




Наша экспериментальная работа позволила выявить, теоретически и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, реализация которых позволяет обеспечить эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Под педагогическими условиями мы понимаем те или иные обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, и которые оказывают существенное влияние на его реализацию и результаты. В ходе исследования мы выделили следующие педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников:

1) организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды;

2) систематическое духовно-нравственное и религиозно-культурное просвещение младших школьников;

3) организация проявления младшими школьниками духовно-нравственной воспитанности в практической деятельности;

4) использование игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников;

5) индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников;

6) содружество учителя и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

1. Организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды. Значение коллективов в воспитании общепризнано. Оно обосновано в трудах А.С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других выдающихся педагогов, ими заложены основы теории и методики организации воспитательных коллективов. Наша экспериментальная работа подтверждает значение организации воспитательных коллективов младших школьников как одного из условий эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в данном объединении правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.

В современной педагогике под коллективом понимается высокоорганизованная группа воспитанников, отличающаяся совокупностью важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения цели, отношения ответственной зависимости, общие выборные руководящие органы. Однако не каждый коллектив реализует свои воспитательные возможности. Воспитательный коллектив создается в результате целенаправленных усилий педагогов, поддержанных общественными организациями учебного заведения.

Согласно определению И.Ф.Харламова, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Рассмотрим основные признаки воспитательного коллектива. Во-первых, воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни учащихся. Это - учеба, игровая и общественная деятельность, труд, разнообразные занятия по интересам. Во-вторых, воспитательный коллектив имеет четко выраженную структуру. Коллектив общеобразовательного учреждения включает коллектив учителей и коллектив учащихся. Все вместе объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование ученического коллектива имеет важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от ученического коллектива к каждому отдельному школьнику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредуется входящими в общешкольный коллектив первичными ученическими коллективами.

Вопросы организации детских коллективов постоянно стояли в центре внимания работы учителей-экспериментаторов, особенно тех, кто достиг наилучших результатов в формировании духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Наша экспериментальная работа подтверждает важнейшее значение для организации воспитательного коллектива двух тесно связанных сторон его жизнедеятельности - обеспечение оптимального социального развития деятельности коллектива и развития его самоуправления.

Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности младших школьников.Как известно, развитие детского коллектива, его «самодвижение» являются условием осуществления коллективом своих воспитательных функций. Только постоянное движение «вперед» создает предпосылки для сознательного регулирования отношений между членами детского коллектива.

Опираясь на эти положения А.С. Макаренко, Ю.П. Сокольников выдвинул положение об оптимальном социальном развитии коллективной деятельности как важнейшем условии влияния коллектива воспитанников на их нравственное развитие. Он сформулировал следующие требования к такому развитию коллективной деятельности подростков: выдвигаемые коллективом цели должны восприниматься как собственные большинством воспитанников; цели коллективной деятельности должны быть объективно значимы; разнообразие целей должно создавать условия для развития интересов, склонностей и способностей воспитанников; постоянная направленность коллективной деятельности на удовлетворение социально-значимых потребностей воспитанников и улучшение окружающей их жизни.

Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности создает объективную основу для формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Главным в характеристике развития коллективной деятельности остается постоянная направленность усилий воспитанников на удовлетворение своих собственных и общественных потребностей. Систематическое выдвижение на первый план общественно значимых задач и одновременно удовлетворение собственных потребностей учащихся выступает необходимой предпосылкой формирования у них общественной направленности, которая проявляется в виде социально ценной установки по отношению к окружающим. Постепенно становясь для личности собственными, общественные потребности начинают выступать мотивами их поведения, а социально значимые цели, воспринимаются как ближайшие перспективы. Например, на каждую четверть, месяц, неделю учителями намечаются вместе с детьми, с учетом их желаний и потребностей, коллективные дела.

При таком развитии деятельности коллективные цели начинают восприниматься большинством воспитанников как свои собственные, что служит условием проявления ими активности, инициативы, самодеятельности, творчества, взаимной требовательности. Разнообразие целей создает условия для формирования разносторонних интересов школьников, их склонностей и способностей. Одновременно оптимальное социальное развитие коллективной деятельности порождает гуманистический тип отношений, возникают возможности для развития взаимной ответственности, взаимопомощи, сотрудничества.

Наша экспериментальная работа подтвердила решающее значение научно обоснованной организации воспитательного коллектива, оптимального социального развития коллективной деятельности как условий формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Так, в экспериментальной группе на протяжении исследования учитель перед учащимися постоянно выдвигал интересные и вместе с тем социально-значимые цели. В классе обычно всегда удавалось обеспечить развитие коллективной деятельности. Постепенное развитие ее целей в процессе опытной работы позволило педагогу добиваться положительных результатов. Перед детьми выдвигались близкие перспективы, которые были сформулированы на доступном для понимания детей этого возраста уровне: на следующей неделе мы идем на экскурсию в лес, с завтрашнего дня мы приступаем к разучиванию игр. При выдвижении подобных целей педагог стремилась включить всех, школьников в интересную и посильную для них деятельность. Близкие перспективы располагались на фоне более отдаленных во времени перспектив: например, таких, как подготовка к календарным праздникам.

Так к 8 марту учащиеся рисовали рисунки на тему «Портрет мамы, бабушки», готовили поделки, музыкальные выступления, стихи, рассказы о своей маме. Педагог напоминала детям, чтобы стремилась, чтобы во внеурочное время, находясь дома, они помогали своим родителям, дедушкам и бабушкам, заботились о них.

Выдвигая перед детьми перспективы, учительница учитывала их потребность в игре. С этой целью в ходе праздника она играла с детьми. В коллективных делах у детей воспитывалась ответственность к порученному делу. Добиваясь формирования понимания детьми значения коллектива в жизни человека, понимая необходимость проявления каждым ответственности перед коллективом, педагог проводила индивидуальную разъяснительную работу с учениками. Помогала сплочению детского коллектива в этом опыте и этическая беседа по теме «Не будь равнодушным». Для усиления активности каждого воспитанника педагог не редко не назначала ответственного за какое-то дело, а предлагала детям выполнить задание, обращаясь ко всему классу. Например, детям было предложено самим найти описание подвижных игр для своих подшефных.

Большое внимание обращалось и на организацию микроколлективов. Такими в этом классе были созданные по интересам бригады по изготовлению гирлянд к Новому году, бригады для уборки территории школы. Такой подход к организации коллективных дел способствовал в этом экспериментальном классе достижению положительных результатов.

Развитие самоуправления младших школьников является вторым важным условием организации воспитательного коллектива, необходимым для обеспечения его положительного влияния на формирование духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Самоуправление – одно из важнейших условий эффективности воспитания, всех его аспектов. В частности, мы не можем у детей развить потребность и способность заботиться об окружающих, если они не будут проявлять в своей деятельности инициативу и самостоятельность. Это же возможно лишь тогда, когда у школьников проявляются интерес к этой деятельности, стремление приносить радость своими делами, как друзьям, так и другим окружающим людям, когда формируется стремление и умение искать и находить такие общественно полезные дела. Формирование самостоятельности, инициативы, способности к самоуправлению возможно только в том случае, когда дети в процессе коллективной деятельности сами будут выступать в роли ее организаторов, проявляя взаимную ответственность, взаимную требовательность и взаимопомощь. Разумеется, эту роль дети могут выполнять лишь в меру их подготовленности к ней и при тактичном руководстве учителя. Но использование всех имеющихся в этом плане возможностей детей, какими бы они не были малыми, - необходимая предпосылка расширения этих возможностей, формирования из школьников организаторов, деловых людей.

В экспериментальной группе учащиеся выполняли общественные поручения — дежурство по классу (дети определяли последовательность дежурства между собой, делали это добровольно, по желанию), работы цветоводов (цветов в классе было больше чем учащихся), хозяйственника, затейника, журналиста классной газеты, командира микрогрупп (каждая микрогруппа имела свое название), командир класса и др. Учитывая возрастные особенности младших школьников, педагог стремилась внести в организацию самоуправления яркую атрибутику - дежурная группа носила повязки, библиотекарь носил знак с эмблемой книги, цветоводы - свой отличительный знак и т.д. Эти элементы атрибутики делали поручаемую работу в их глазах особенно важной, повышали ответственность /детей за выполнение поручений.

Для того, чтобы заинтересовать детей, придумали сказочные поручения: друзья Айболита (санитары) отвечали за чистоту класса, одежды и рук детей. Знайки (командиры) организовывали занятия с ребятами, разговаривали о поведении, друзья Самоделкина (трудовики) находили трудовые дела для первоклассников, Веселята (игровики) готовили веселые игры и физкультминутки на уроках и переменах, Лесовички (цветоводы) ухаживали за цветами. Через 1-3 недели поручения менялись, работа каждого коллектива оценивалась, причем всегда выражалась надежда, что новые поручения будут выполнены также хорошо или еще лучше. Таким образом, каждый школьник в течение года выполнял по очереди все имеющиеся в коллективе поручения. Это способствовало поддержанию интереса общественной работе, развитию у детей заботливого отношения, внимания и уважения к товарищам, а также взаимной требовательности.

Как показала экспериментальная работа, формирование духовно-нравственной воспитанности младших школьников происходило наиболее интенсивно и последовательно в коллективной деятельности, организованной на основе создания микроколлективов, объединения детей по интересам. Наиболее реальным ядром постоянного общения и взаимодействия, проявления активности детьми выступает их объединение в 5-6 человек. В них ребенок, участвуя в различных видах коллективной деятельности, получает широкие возможности для проявления своих способностей, своей индивидуальности, в том числе и духовно-нравственных качеств, он приучается считаться с интересами одноклассников, проявлять заботу о них. Микрогруппы в экспериментальных классах формировались на основе общих интересов, дружеских отношений, часто в них объединялись соседи по месту жительства. Поэтому контакты между их членами были более тесными, чем в классе в целом, они охотно выполняли совместно различные поручения. Задания давались детям преимущественно как коллективные — по микрогруппам.

Реализации следующего условия – систематическое духовно-нравственное и религиозно-культурное просвещение младших школьников - выступает необходимой предпосылкой для уточнения, расширения и обогащения знаний, жизненного опыта младших школьников, совершения ими правильных действий, для формирования у них, опыта нравственного поведения, готовности следовать принятым нравственным ценностям.

Раскрывая смысл просвещения, патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечает, что оно означает не образованность, не приобретение только научных знаний, а сообщает человеку познание нравственных истин, их ощущение, то есть истинное просвещение перерождает душу, открывает ей цель жизни и вселяет сознание долга.

Смысл просвещения не исчерпывает себя также хорошо проработанной в отечественной педагогике связью обучения и воспитания. Под ним подразумевается нечто более емкое и глубокое, а именно синтез научных знаний с нравственностью, изначально освещенный нравственными принципами. Просвещение требует, чтобы и отбор материала для обучения и воспитания происходил с точки зрения нравственных критериев, и научные данные изначально изучались под углом зрения нравственности, и их усвоение сопровождалось непрерывным внутренним нравственным оЗарением и нравственными выводами.

Просвещение - это разговор об образованности на нравственном языке. Просвещение отличается от традиционного понимания учебно-воспитательного процесса. В традиционном педагогическом процессе, где обучение носит воспитывающий характер, проявляется дедукция воспитания: оно, как следствие, выводится из усваиваемых научных знаний, и потому привычная логика учебно-воспитательного процесса такова: вначале -усвоение знаний, затем на их основе - воспитание. Нравственные, мировоззренческие и другие категории выводятся из научных знаний. Просвещение же задает иной характер педагогическому процессу: усваиваемые знания изначально находятся под влиянием нравственных принципов. «Нравственное» является началом, исходным ориентиром педагогического процесса. Затем оно пронизывает весь педагогический процесс и определяет его результаты. Духовно-нравственное просвещение – это детерминированный нравственными ценностями педагогический процесс.

Материалы нашей экспериментальной работы подтверждают положение о том, что оптимальное социальное и возрастное развитие младших школьников, их духовно-нравственное становление невозможно без учета этого условия. Недостаточно продуманные содержание и методика духовно-нравственного просвещения тормозят формирование духовно-нравственной воспитанности, отрицательно влияют на позицию личности в коллективе, на формирование ее духовного облика.

Осуществляемое в нашей экспериментальной работе в процессе внеучебной деятельности оно направляется на формирование представлений детей о нравственных ценностях. Мы стремились использовать в духовно-нравственном просвещении все виды и формы внеклассной работы.

Так, экскурсии в природу, проводимые в экспериментальной группе, имели целью формирование у младших школьников знаний о морали, о духовно-нравственных ценностях. В ходе них учителя показывали детям, как важно бережно, заботливо относится к богатствам природы, что отношение человека к ней есть всегда и его отношение к людям, которые возделывают эту природу, заботятся о ней, пользуются ею. Мы в рамках экспериментального исследования стремились следовать примеру В.А. Сухомлинского, который нередко проводил свои уроки в лесу, в поле, беседовал здесь с детьми на доступном для их уровне о нравственных проблемах – об отношении людей друг к другу, к труду, о дружбе. Он стремился, как бы незаметно для воспитанников, усилить, подкрепить влияние своих бесед воздействием чудесных картин природы, одной из главных воспитанниц человечества.

Значительные возможности в организации духовно-нравственного просвещения младших школьников предоставляет введение в начальной школе занятий по этической грамматике. В экспериментальной группе эти занятия проходили в яркой, увлекательной форме. Если в начале ведущая роль принадлежала учителю, то позднее сами дети начали принимать активное участие в проведении занятий. Младшие школьники пели, играли, ставили сценки, рассказывали истории, подбирали загадки и пословицы. На занятиях воспитанники непосредственно включаются в мир добра, отзывчивости, гуманных отношений. Целью этих занятий было формирование у учащихся этической культуры, такого образа жизни, который ориентировал маленького человека на нравственные ценности, выработанные предшествующими поколениями. Большое внимание уделялось формированию у младших школьников представлений о доброте, гуманности, чуткости, отзывчивости, внимательности к людям. На занятиях использовались русские народные сказки «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», произведения Ш. Перро «Золушка», О. Уайльда «Звездный мальчик», Г.Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб», «Доброе сердце дороже красоты» и многие другие.

На одном из занятий «Я могу быть волшебником и творить добро!» в экспериментальной группе ребята отправлялись вместе с феей в сказку «Волшебник Изумрудного города». Вместе с ее героями школьники отвечали на вопросы: что такое доброта, что значит быть добрым, какие качества доброго человека вы могли бы назвать, может ли каждый из нас быть волшебником. В результате обсуждения они пришли к выводу, что любой человек может быть волшебником и творить добро и словом, и делом. Ребята сами предлагали «чудеса», которые они могут сделать для окружающих людей.

На занятиях широко использовался прием «свитка», предложенный А.И. Шемшуриной [68]. Его суть состоит в том, что на листе бумаги дети записывают свои мнения, решения, свертывают заполненную часть и передают «свиток» другому ученику. Затем учитель читает высказывания учащихся всех подряд, узнавая мнение каждого ребенка в классе. Так с помощью этого приема обсуждались пословицы: «Добрые люди умирают, а дела их живут. Поспешай делать добро. Доброе дело и в воде не тонет. Не устоять худу против добра. На свете не без добрых людей». Затем ученики разыгрывали сценки к ним. Учительница выражала школьникам уверенность в том, что они будут добрыми «волшебниками» и позаботятся об окружающих. Затем была проведена диагностическая методика «Мои желания» с заданием: «Если бы у тебя оказался Цветик-Семицветик, какие бы желания ты загадал?».

Такая работа являлась своеобразной обратной связью, которая показывала учителю освоение нравственных ценностей. Около 50% желаний учеников содержали пожелания, чтобы все люди на земле были здоровы, счастливы, жили долго, богато, имели крышу над головой. Около 20% содержали пожелания о том, чтобы мама была здорова, чтобы папа не пил и нашел работу, бабушка и дедушка не болели, сестра и братья выздоравливали. Около 20% желаний были направлены на одноклассников с пожеланиями им хорошей учебы, примерного поведения, настоящей дружбы, и только 10% учеников пожелали себе успехов в учебе, здоровья, подарков.

Большие возможности духовно-нравственного просвещения младших школьников заложены в этических беседах. Тематику бесед старались подбирать из жизни класса и общеобразовательной школы, т.е. чтобы было близко, понятно детям, но в то же время и весомо для них; на занятиях использовались рассказы детских писателей (В. Осеевой, Э. Шима, Ю.Ермолаева, В. Воробьева), которые включают в себя конкретные яркие и убедительные примеры как для формирования положительного образца, нравственных ценностей так и для воспитания негативного отношения к безнравственным поступкам. Вначале беседы обычно строились вокруг конкретного, близкого и понятного детям (об отношении к маме, бабушке, своим товарищам по классу, к природе), в дальнейшем их содержание углублялось, расширялось, из бесед делались более глубокие и серьезные выводы. Например, в ходе проведения беседы «От любви к матери - до любви к. Родине» делался вывод о том, что тот человек, который не любит свою мать, равнодушен к ней, не может по-настоящему быть хорошим гражданином, любить Родину, а если нужно и отдать свою жизнь за свободу и счастье своего народа. Этот вывод был уже понятен учащимся осле предварительной работы проведенной в ходе эксперимента.

Одним из направлений духовно-нравственного просвещения младших школьников является религиозно-культурное просвещение учащихся.

В настоящее время вопрос о возможностях религиозно-культурного просвещения учащихся в общеобразовательных учреждениях, ставится с учетом выхода школьного образования из оппозиции к религиозной культуре. Предпринимаемые в педагогике с начала 90-х гг. шаги по сближению Православной Церкви и школы, призванные служить «воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах», получают закрепление в целом ряде нормативных актов [54]. Задачи, содержание, пути сотрудничества светской и религиозной педагогики активно обсуждаются на совместных кворумах, рассматриваются в научных исследованиях, практически воплощаются в обновляемом содержании образования. Положения Российской Конституции (ст. 4.28), Конвенции о правах ребенка (ст. 14) и Закона об образовании, отражающие принципы свободы совести и светского характера государственной школы, не означают исключения из содержания воспитания религиозно-культурного компонента.

В нашем исследовании мы придерживаемся культурологического подхода к осуществлению религиозного воспитания. Представители культурологического подхода занимают такую позицию, что, если цель образования заключается в формировании широко эрудированной, самоопределяющейся личности, то в содержании образования должна быть представлена и область религии как важнейшей из составных частей человеческой культуры. При этом нужны объективные знания о религии (а не атеистически-нигилистические или исповедно-апологетические), которые должны передаваться через светскую общеобразовательную школу.

Экспериментальная работа показала, что большие возможности в религиозно-культурном просвещении учащихся несут внеклассные занятия, посвященные раскрытию нравственных ценностей русского православия. На этих занятиях, по согласованию с родителями и с их согласия, младшие школьники знакомились с произведениями с религиозно-нравственными мотивами (фольклором, фрагментами древнерусской книжности, произведениями отечественной классики), которые ориентировали учащихся на традиционные духовные ценности, создавая у них определенный запас систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала.

В совей работе старались заранее знакомить учащихся с наиболее значительными датами православного календаря (в классе также была представлена информация и о мусульманских праздниках на специальном стенде с праздничными датами года), что позволяло заблаговременно готовиться к ним. Обращение к этим событиям важно как для духовного становления ребенка, так и для формирования целостного восприятия мира.

Учащиеся, готовясь к Рождеству, знакомились с понятием «рождение» в широком и достаточно конкретном смысле (рождение ребенка и нового года, звезды и новых знаний, вопросов и ответов, снежинки и цветка), постепенно поднимаясь к осмыслению прихода в мир Спасителя.

Пасху, Светлое Христово Воскресение, как «праздник праздников» и «торжество торжеств», человек осмысливает постепенно, в течение всей жизни. Но у детства есть свое преимущество - умение воспринимать радость чисто и непосредственно, пропуская ее через душу и сердце, не все осознавая умом. Перед педагогом стояла задача – помочь ребенку ощутить эту радость, почувствовать встречу с чем-то высоким и светлым, с Тем, Кто освещает мир.

Праздник Святой Троицы знаменует единение, дружбу, братскую любовь. Приобщение к природе и космосу, вхождение в круг духовной жизни, «раскрытие воли Божьей о мире и человеке» - все это праздник Пятидесятницы (Троицы). Ветки деревьев, первые летние цветы стали символом этого события, вобравшего в себя народные традиции и высокий христианский смысл. Для детей он становился радостным предвестием лета, помогал сохранять у них чувство полноты жизни, ее красоты и гармонии. Христианские праздники оказывают огромное воспитательное влияние на младших школьников.

В экспериментальной группе предлагалось заочное путешествие по святым местам нашей Родины: в Московский Кремль, в Троице-Сергиеву Лавру, на остров Валаам, по другим местам, а также на Святую Землю к храму Гроба Господня и на Афон. Особую роль играло знакомство с крымскими историко-культурными памятниками христианства - в том числе Херсонес Таврический, Успенский монастырь в Бахчисарае. Конечно, этим заочным путешествиям предшествует серьезная подготовка, чтобы дать детям не только общее представление об этих замечательных местах, но и пробудить у них интерес и желание когда-нибудь их посетить.

При реализации третьего условия - организация проявления младшими школьниками духовно-нравственной воспитанности в практической деятельности - воспитанников необходимо ставить в такие ситуации, в которых им бы приходилось руководствоваться этими знаниями и убеждаться в их значимости для себя, через соответствующую организацию разнообразной практической деятельности и общения, которые позволяют выработать и закрепить у учащихся опыт нравственного поведения, готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям.

Влияние разнообразной человеческой деятельности на развитие духовной культуры личности трудно переоценить. Только в процессе социально значимой творческой деятельности может сформироваться высокодуховная, личность. На основании объективного подхода к личности и её познанию, С.Л. Рубинштейн сделал вывод, имеющий неоценимое значение для педагогической теории и практики, что в деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психологическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается [35]. При этом в деятельности человека формируются не только его способности, но и его характер, его психические, духовные и национальные качества.

Практическая реализация принципа воспитания в деятельности применительно к школьному коллективу предполагает не просто включение членов коллектива в предметную деятельность, а также включение, которое формировало бы в них отношение к этой деятельности, мировоззрение, ценностное отношение к труду, людям, к общественным задачам и в целом также отношение к действительности, которое соответствовало бы идеалам гуманизма, духовности, альтруизма - идеалам общечеловеческой морали. В этом случае социально значимая предметная деятельность выступает не только как определённый источник, основа, но и важнейшая движущая сила духовного и национального развития школьника. В связи с этим, важное значение приобретает такая организация и такое содержание всех видов деятельности учащихся, которые имели бы максимальный воспитывающий и развивающий эффект.

Практическая деятельность, выступая как источник накопления учащимся нравственного опыта поведения, создает условия для формирования духовно-нравственных ценностей. Включаясь в практическую деятельность и общение, учащиеся начальных классов на собственном опыте убеждаются в социальной и личностной значимости нравственных норм, правил и требований, расширяют и углубляют свои представления о нравственных ценностях. Материалы экспериментальной работы показывают, что недопустимо, чтобы коллективную деятельность проводилась для «галочки». Деятельность ради самой деятельности, ради развлечения не развивает нравственность ребенка; чтобы деятельность начала воспитывать, ее целью должна быть забота о других людях, которые окружают детей.

В экспериментальной группе эта деятельность была направлена на помощь другим людям: младшим (дошкольникам, первоклассникам, своим братьям и сестрам), старшим (родителям, учителям, пожилым людям), заботу о природе. Она имела разнообразное содержание - посадка деревьев и цветов около школы и по месту жительства, изготовление подарков к празднику, выступление с концертными номерами, устройство вернисажей и выставок, изготовление школьных пособий и т.п. Выполняя такую деятельность дети учились приносить радость и пользу другим людям и самим испытывать от этого радость. Разнообразный и массовый характер этой работы позволял включить учащихся в систему разнообразных отношений, сближал их, Дети лучше узнавали друг друга, у них пробуждались чувства ответственности за коллективные дела, чувство заботы друг о друге, об окружающих людях, о природе. Как показало исследование, нравственные ценности формируются у учеников только в том случае, когда они своими делами, своей активной деятельностью будут приносить радость и пользу другим людям.

Главное значение практической деятельности и общения заключается в повседневном упражнении учащихся в общественно значимых поступках и делах, формирование и закрепление привычек гуманного поведения и на их основе формирование духовно-нравственных ценностей. Систематическое включение всех воспитанников в разнообразную практическую деятельность, ее последовательное усложнение было типичным для экспериментальных классов, в которых были достигнуты наилучшие результаты в формировании духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

В экспериментальной группе дети включались в самые разнообразные виды деятельности: художественно-эстетическую, спортивную, общественно-полезную, игровую, интеллектуальную и др. Такое разнообразие помогало раскрыть способности каждого ученика, дело его активным участником жизни класса, способствовало накоплению учащимися нравственного опыта поведения, формировало у них нравственные ценностей.

Результаты экспериментальной работы показали, что для обеспечения эффективности использования практической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников весьма важно систематически обеспечивать:

а) ее сочетание с духовно-нравственно просвещением;

б) ее последовательное усложнение;

в) удовлетворение в ней имеющихся у детей потребностей

г) организацию ответственных зависимостей между учащимися в
процессе деятельности;

д) привлечение к организации и осуществлению деятельности родителей;

е) использование как форм ее организации микрогрупп младших школьников.

Как показывают материалы экспериментальной работы, необходимой сферой духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте выступает игровая деятельность – это четвертое очень важное условие реализации разработанной модели. Игра является, как известно, одним из видов деятельности, под которой обычно понимается определенный способ бытия человека и общества в целом и характеризующийся такими существенными признаками, как продуктивность, социальность и сознательное целеполагание. Эти признаки деятельности, выделенные в философской литературе, имеются и в игре. В результате игры обычно не присутствуют социально-ценный материальный продукт, однако, нельзя утверждать, что игра не продуктивна. Результаты игры, ее продуктивность воплощаются в нравственных ценностях, в качествах и способностях людей, которые также приобретаются, формируются и в этом виде деятельности. В этом смысле игра в не меньшей мере, чем другие виды деятельности, несет в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка, формирования качеств личности. Как и любая человеческая деятельность, игра по своей природе социальна, т.е. имеет общественный характер, осуществляется в исторически определенной системе социальных отношений, которые также неизбежно проявляются в ней [25].

На этот же признак указывал в свое время Л.С. Выготский отмечая, что игра есть арифметика социальных отношений [36]. Он дал набросок своих взглядов на значение игры. Разработке проблем психологии игры посвятил свои труды С.Л. Рубинштейн. Он рассматривал игру как особый тип деятельности [36]. Прежде всего, игра — это осмысленная деятельности, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Это означает, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игровая деятельность детей имеет большие возможности для формирования детского сообщества, чем другие виды их деятельности, т.к. именно в игровой деятельности наиболее развивается активность самих детей. В других видах деятельности ведущая роль принадлежит педагогам.

Современные педагоги и психологи характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее интересные для него трудовые процессы взрослых.

Игра даёт большие возможности целенаправленного воздействия в духовно-нравственном воспитании, формирующем гуманное отношение к действительности. Включая условность, эмоциональную окрашенность, правила, роль, она развивает воображение, вырабатывает уверенность в поступках, закрепляет навыки общения и нравственные нормы общежития.

Игровой подход позволяет поднять многие пласты духовного и национального сознания, его социально-психологический и теоретический уровни. Игра, наконец, предполагает не только духовную и национальную идентификацию с тем или иным образом, но и управление ходом духовных событий (с различными вариантами столкновения и борьбы добра и зла). При этом речь может идти не только о детской игре, но и об игре на различных возрастных уровнях, в различных формах (танец, песня, театр и т.п).

Возможности игры в формировании духовно-нравственной воспитанности младших школьников весьма обширны. Игра затрагив

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...