Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности




ЦЕЛЬ – обеспечение духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
ЗАДАЧИ: а) вооружение младших школьников знаниями о морали, о духовно-нравственных ценностях; б) формирование эмоционального отношения к духовно-нравственных ценностям; в) формирование потребности в духовном саморазвитии и самосовершенствовании; г) формирование опыта нравственного поведения, готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям.
ПРИНЦИПЫ: а) системности и целостности; б) ориентации на ценности и ценностные отношения; в) субъектности; г) эффективности социального взаимодействия; д) преемственности; е) опоры на актуальные потребности воспитанников с ориентацией на зону их ближайшего развития; ж) этнокультурной направленности.   ФАКТОРЫ: первая группа – разнообразные виды деятельности воспитанников – игра, труд, общение, духовно-нравственное просвещение; вторая группа – различные виды деятельности педагогов, педагогическое руководство внеурочной деятельностью воспитанников; третья группа – воспитательный коллектив, который будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует у нее духовно-нравственную воспитанность.
СОДЕРЖАНИЕ духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности: совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на освоение воспитанниками системы нравственных ценностей, позволяющих усвоить основы общечеловеческой культуры, понять самого себя и духовный смысл жизни, сформировать ценностное отношение к человеку, к жизни, к обществу, к родине, регулировать их действия в социуме.
СРЕДСТВА духовно-нравственного воспитания: слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, наглядные пособия, технические и учебные средства, телевидение, Интернет, радио, кино. МЕТОДЫ: - методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования); - методы повседневного целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации); - методы детской самодеятельности: самоорганизацию (самоанализ, самосознание), самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование); - методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание). ФОРМЫ: - массовые (праздники, утренники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки); - групповые (кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, КТД, беседы, упражнения в поступках); - индивидуальные (общественные поручения (дежурный, санитар, журналист), индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: 1) организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды; 2) систематическое духовно-нравственное и религиозно-культурное просвещение младших школьников; 3) организация проявления младшими школьниками духовно-нравственной воспитанности в практической деятельности; 4) использование игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников; 5) индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников; 6) содружество учителя и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
РЕЗУЛЬТАТ – повышение уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности у каждого младшего школьника.
         

В разработанной модели под результатом мы понимаем повышение уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности у каждого младшего школьника. Охарактеризованные и находящиеся в органическом единстве компоненты системы и функциональные связи, отношения между ними представляют своеобразную модель системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Предложенная модель представлена на схеме 1.1. и позволяет педагогам оптимизировать и интенсифицировать процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

 

Выводы по первой главе

Внастоящей главе дана характеристика сущности и содержания понятия «духовно-нравственное воспитание». Нравственные ценности рассматриваются как философское, психологическое, социологическое и педагогическое явление, раскрывается своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

В главе раскрываются сущностные характеристики основных понятий исследования: «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание». По мнению ученых, понятие «духовность» является одним из ключевых в истории человеческой культуры и в силу этого весьма обширным по своему содержанию. Мораль есть форма общественного сознания: высокие моральные идеалы, нормы морали существуют в культуре, в массовом сознании людей, в их общественной психологии. Мораль есть совокупность норм (идеалов, ценностей, правил), регулирующих поведение человека. Нравственность − результат осмысления моральных понятий, высоких моральных принципов и освоения общественных норм поведения личностью, выражающийся в её поведении, поступках.

Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. «Духовность» определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. «Нравственность» представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. Современные ученые, связывая духовность и нравственность, указывают на аксиологическую сущность данных категорий.

Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности. В главе на основе анализа научной литературы показаны различные подходы к определению сущности духовно-нравственного воспитания. Мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, определяющих их поведение, поступки. Основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. Ценности это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами, принимаются сознанием и определяют способы поведения, поступки человека.

В главе дается анализ своеобразия духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, показывается, что своеобразие во многом предопределяется возрастными особенностями младших школьников и социальной ситуацией развития младшего школьного возраста, предоставляющими большие возможности для формирования нравственных ценностей у личности. В главе дается характеристика внеурочной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.


ГЛАВА 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...