ЦЕЛЬ – обеспечение духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
ЗАДАЧИ:
а) вооружение младших школьников знаниями о морали, о духовно-нравственных ценностях;
б) формирование эмоционального отношения к духовно-нравственных ценностям;
в) формирование потребности в духовном саморазвитии и самосовершенствовании;
г) формирование опыта нравственного поведения, готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям.
ПРИНЦИПЫ:
а) системности и целостности;
б) ориентации на ценности и ценностные отношения;
в) субъектности;
г) эффективности социального взаимодействия; д) преемственности;
е) опоры на актуальные потребности воспитанников с ориентацией на зону их ближайшего развития;
ж) этнокультурной направленности.
ФАКТОРЫ:
первая группа – разнообразные виды деятельности воспитанников – игра, труд, общение, духовно-нравственное просвещение;
вторая группа – различные виды деятельности педагогов, педагогическое руководство внеурочной деятельностью воспитанников;
третья группа – воспитательный коллектив, который будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует у нее духовно-нравственную воспитанность.
СОДЕРЖАНИЕ духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности: совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на освоение воспитанниками системы нравственных ценностей, позволяющих усвоить основы общечеловеческой культуры, понять самого себя и духовный смысл жизни, сформировать ценностное отношение к человеку, к жизни, к обществу, к родине, регулировать их действия в социуме.
СРЕДСТВА духовно-нравственного воспитания:
слово учителя и родителей,
стиль взаимоотношений учителя с учеником,
наглядные пособия,
технические и учебные средства,
телевидение,
Интернет,
радио,
кино.
МЕТОДЫ:
- методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования);
- методы повседневного целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации);
- методы детской самодеятельности: самоорганизацию (самоанализ, самосознание), самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование);
- методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).
ФОРМЫ:
- массовые (праздники, утренники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки);
- групповые (кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, КТД, беседы, упражнения в поступках);
- индивидуальные (общественные поручения (дежурный, санитар, журналист), индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
1) организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды;
2) систематическое духовно-нравственное и религиозно-культурное просвещение младших школьников;
3) организация проявления младшими школьниками духовно-нравственной воспитанности в практической деятельности;
4) использование игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников;
5) индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
6) содружество учителя и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
РЕЗУЛЬТАТ – повышение уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности у каждого младшего школьника.
В разработанной модели под результатом мы понимаем повышение уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности у каждого младшего школьника. Охарактеризованные и находящиеся в органическом единстве компоненты системы и функциональные связи, отношения между ними представляют своеобразную модель системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Предложенная модель представлена на схеме 1.1. и позволяет педагогам оптимизировать и интенсифицировать процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Выводы по первой главе
Внастоящей главе дана характеристика сущности и содержания понятия «духовно-нравственное воспитание». Нравственные ценности рассматриваются как философское, психологическое, социологическое и педагогическое явление, раскрывается своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
В главе раскрываются сущностные характеристики основных понятий исследования: «духовность», «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание». По мнению ученых, понятие «духовность» является одним из ключевых в истории человеческой культуры и в силу этого весьма обширным по своему содержанию. Мораль есть форма общественного сознания: высокие моральные идеалы, нормы морали существуют в культуре, в массовом сознании людей, в их общественной психологии. Мораль есть совокупность норм (идеалов, ценностей, правил), регулирующих поведение человека. Нравственность − результат осмысления моральных понятий, высоких моральных принципов и освоения общественных норм поведения личностью, выражающийся в её поведении, поступках.
Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. «Духовность» определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. «Нравственность» представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. Современные ученые, связывая духовность и нравственность, указывают на аксиологическую сущность данных категорий.
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности. В главе на основе анализа научной литературы показаны различные подходы к определению сущности духовно-нравственного воспитания. Мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, определяющих их поведение, поступки. Основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. Ценности это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами, принимаются сознанием и определяют способы поведения, поступки человека.
В главе дается анализ своеобразия духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, показывается, что своеобразие во многом предопределяется возрастными особенностями младших школьников и социальной ситуацией развития младшего школьного возраста, предоставляющими большие возможности для формирования нравственных ценностей у личности. В главе дается характеристика внеурочной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.