Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников




 

Уровень воспитанности Характеристика уровней воспитанности
1. Высокий уровень На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственных знаний и знания о духовно-нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать (принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.
2. Средний уровень Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о духовно-нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Неустойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. В большинстве случаев дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.
3. Низкий уровень У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о духовно-нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знания и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости Следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

 

 

Приложение Б

Инструкция по проведению среза уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Срез уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников проводится на основе анкеты, охватывающей 5 показателей проявления этого качества. Эти показатели даны в определенной градации. Каждый из них имеет 3 последовательных уровня. Каждому уровню соответствует определенный балл (от 1 до 3).

Ведомость для снятия среза включает списка учащихся и 5 граф. Каждая из них предназначена для фиксации признаков, характеризующих уровень проявления того или иного показателя.

Порядковые номера этих граф соответствуют порядковым номерам показателей в анкете.

Оформив список младших школьников, воспитатель анализирует свои наблюдения за учащимися и проставляет в графах для каждого ученика цифры, характеризующие уровень развития у него выделенных в анкете показателей.

В заключении производится математическая обработка полученных результатов. Её основные моменты:

1) для каждого ученика выводится среднее арифметическое, характеризующее уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, для чего 5 цифр в графах у данного ученика складываются и делятся на 5;

2) выводится общий балл, характеризующий уровень развития каждого из 5 показателей по классу в целом. Для этого все цифры по данной вертикальной графе показателей складываются и делятся на число учеников в классе;

3) в заключении выводится итоговый балл, характеризующий уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников в классе в целом. Это можно сделать двумя способами: сложить по итоговой вертикали цифры, характеризующие уровень развития показателей каждого ученика, и разделить цифру на число учащихся; сложить по итоговой горизонтали цифры, характеризующие уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников в классе, каждого из показателей и разделить полученную цифру на число показателей, т.е. на 5.

Можно использовать оба способа вычисления, проверив при этом правильность расчетов.

Такой срез, проведенный в условиях даже одного класса общеобразовательного учреждения, дает материал для определенных педагогических выводов. В частности: в результате среза можно увидеть, какие критерии и показатели проявляются у младшего школьника, класса в более развитом виде, с каким дело обстоит хуже; проведя срезы одновременно в 1−4 классах и сопоставляя их результаты, можно увидеть, как происходит у учащихся формирование духовно-нравственной воспитанности, развитие его отдельных критериев и показателей. При проведении срезов через какое-то время в одном и том же классе (группе) возможно математически представить рост воспитанности ученика.

Оценка уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников: высокий уровень − от 2,8 до 3;. средний уровень − от 2 до 2,8; низкий уровень −от 1 до 2.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях внеурочной деятельности в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска.

 

Пояснительная записка.

Программа направлена на обеспечение духовно - нравственного развития младших школьников образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, УМК «Школа России», с учетом опыта реализации воспитательной работы школы.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, потребительские по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

 

Программа содержит шесть разделов:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования..

4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...