Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни, критерии и показатели сформированности духовно-нравственной воспитанности




В ходе исследования мы выделили критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В научной литературе под критерием оценки воспитанности понимают признак, мерило, на основании которого производится оценка чего-либо. Критерий оценки воспитанности − признак, по которому можно судить об уровне воспитанности человека, оценить результаты воспитательной деятельности. Мы выделяем в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Каждый из выделенных критериев включает ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Показателями духовно-нравственной воспитанности младших школьников по когнитивному критерию выступают: полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях; степень интереса к этим знаниям. Показателем духовно-нравственной воспитанности младших школьников по эмоционально-ценностному критерию является: степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Поведенческий критерий можно оценить по следующему показателю: наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении; степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

В процессе планирования экспериментальной работы определены уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Как отмечает Ю.А. Конаржевский, переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:

1) усложнением развития элементов, приводящим к усложнению структуры;

2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры;

3) одновременным совершенствованием элементов и структуры [5].

Мы выделили три уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. приложение А): низкий, средний и высокий. Охарактеризуем их.

Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень. Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Низкий уровень. У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

В исследовании уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется определять с помощью диагностики. Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников (см. приложение Б).

Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы:

1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников (ориентируясь на эталон);

4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

При проведении диагностики необходимо придерживаться следующей логики действий:

1) постановка целей диагностики;

2) определение критериев, показателей, уровней духовно-нравственной воспитанности, младших школьников;

3) отбор методов диагностики (построение диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

4) осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

5) фиксирование результатов диагностики для статистико-математической обработки и определение уровня духовно-нравственной воспитанности у каждого ученика и в целом по классу;

6) анализ и обобщение результатов диагностики.

Основываясь, на алгоритм логики действий, определена диагностическая программа сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Диагностическая программа изучения уровней сформированности

духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Критерий Показатель Признак проявления Уровень Балл
1. Когнитив- ный 1. Полнота и объем знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях Знания полные, разносторонние, всегда применяются на практике Высокий  
Знания достаточные, сравнительно разносторонние, не всегда применяются на практике Средний  
Знания отрывочные, бессистемные, редко применяются на практике Низкий  
2. Степень интереса к этим знаниям Интерес устойчив и разносторонен Высокий  
Интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием Средний  
Интерес не проявляется Низкий  
II. Эмоцио нально-ценностный 3. Степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия Устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Убежденность в необходимости им следовать в жизни Высокий  
Неустойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев убежденность в необходимости им следовать в жизни Средний  
Нейтральное отношение к нравственно ценностям. Имеет не сложившиеся убеждения им следовать Низкий  
III. Поведе нческий 4. Наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно -нравственным ценностям в поведении Имеется практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Высокий  
В большинстве случаев присутствует готовность следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Средний  
Имеет незначительный Низкий  
практический опыт готовности
следовать нравственным
ценностям в реальном
поведении  
Продолж. табл. 2.1
    5. Степень способности ценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям Дает правильную оценку поведения своего и окружающих, может ее мотивировать во всех ситуациях Высокий  
В большинстве случаев дает правильную оценку поступков своих и окружающих, может ее мотивировать Средний  
Не умеет мотивировать и Низкий  
правильно оценить поведение,
от самооценки поступков
уклоняется

 

Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе проводилось исследование духовно-нравственной воспитанности младших школьников (2-3 классы) с использованием неизменяемых критериев, показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Мы разработали «Диагностическую программу изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется использовать общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, ранжирование, социометрические методы.

Последовательное применение диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов духовно-нравственного воспитания учащихся.

В дальнейшем на констатирующем этапе экспериментальной работы будет определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников будем определять методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза будет служить «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...