Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль внеурочной деятельности в осуществлении духовно-нравственного воспитания младших школьников




Духовно-нравственное воспитание младших школьников, как известно, осуществляется в деятельности. Формирование личности в ней является закономерностью воспитания. Понятие «деятельность» в самом широком смысле означает разносторонний процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.

Как отмечает Л.П. Буева, деятельность представляет собой ту силу, которая способна воспроизводить и изменять систему объективных и субъективных условий, т.е. общественных отношений и социальных институтов, а вместе с этим и систему соответствующих им представлений людей [19]. Отечественная психологическая и педагогическая наука рассматривает деятельность как важнейшее условие воспитания и развития личности. Личность и ее деятельность находятся в неразрывной связи. Нельзя раскрыть психологическую сущность деятельности, отрывая ее от личности. Аналогично нельзя изучать и личность, не изучая ее деятельность. Современная наука рассматривает своеобразие людей как следствие их деятельности и обусловленного им способа удовлетворения ими своих потребностей. Личность своей деятельностью опосредует свое влияние, которым она подвергается. Различные обстоятельства жизни воздействуют на личность только в процессе деятельности.

Любая деятельность представляет собой по своему внутреннему содержанию те или иные психические процессы. Она выступает сферой, в которой формируются разнообразные свойства личности, в том числе и ее нравственные качества − отношение к людям, к коллективу, обществу, отношение личности к труду. Какие будут воспитательные результаты деятельности, какие качества разовьются в ней, это зависит от многих обстоятельств − и от уровня психического развития, уже достигнутого воспитанником духовного мира, и от содержания этой деятельности, ее организации, складывающихся в ней отношений. Чем богаче эти отношения, тем шире оказывается круг общения и, следовательно, богаче ее духовное развитие. Духовное богатство личности − это богатство ее отношений [58].

Мы исходим их того, что единственной сферой, в которой может осуществляться воспитательный процесс, порождаемый системами воспитания в семье, общеобразовательной школе, в микрорайоне, является деятельность, в которую вовлекаются младшие школьники. Виды деятельности школьника разнообразны. Различны и те основания, по которым они могут быть классифицированы. По характеру целей и соответственно содержания обычно различают такие виды деятельности школьника, как ученье, игра и труд, общение. В зависимости от того, где организуется эта деятельность, обычно различают учебную и внеучебную деятельность. Как известно, учебная деятельность играет важную роль в становлении личности школьника, в ее всестороннем развитии и, в частности, ее духовно-нравственном воспитании. Эта деятельность осуществляется, прежде всего, на уроках.

Внеурочной деятельность, проводится общеобразовательными учреждениями во внеурочное время, строится на основах добровольного участия, с учетом интересов детей, при всемерном развитии их активности, самодеятельности.

Как известно, внеурочной деятельность, в отличие от учебной, не регламентируется едиными и обязательными программами и организуется на договорной основе. Она строится на основе общих принципов воспитания. Внеурочной деятельность располагает дополнительными, по сравнению с учебным, процессом, возможностями воспитательного влияния. Она позволяет расширять и углублять знания младших школьников, закреплять приобретенные на уроках умения и навыки, развивать способности детей, удовлетворять их разнообразные интересы, формировать у них активность, инициативность, самостоятельность. Важное место в ней занимает общественная организаторская деятельность воспитанников, их труд на общую пользу и досуг. Внеурочная деятельность продлевает время целенаправленного педагогического воздействия на младших школьников. Во внеурочной деятельности реализуются задачи всех сторон воспитания – правового, гражданского, умственного, нравственного и трудового, эстетического и физического. В условиях правильной организации воспитательного процесса она способствует всестороннему развитию личности каждого школьника.

В образовательной практике потенциал внеурочной деятельности для достижения необходимых результатов педагоги используют давно. О сущности внеурочной деятельности учащихся, о ее значительном воспитательном потенциале высказывались С.И. Гессен, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкий. Внеурочную деятельность как фактор воспитания личности исследовали О.С. Газман, Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, С.В. Сальцева, Г.И. Щукина [12; 29; 33]. Содержание, методику организации внеурочной деятельности, ее влияние на формирование духовных потребностей школьников изучали Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, В.О. Кутьев, М.И. Рожков, М.М. Поташник [15; 19; 23; 37].

На современном этапе развития образования в России значимость внеурочной деятельности с учащимися, некоторые ее особенности закреплены законодательно. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2014 г.) в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры, происходит девальвация ценностей старшего поколения, деформация моральных норм и нравственных установок, ощущается недостаток сознательно принимаемых принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения.

В соответствии с Проектом государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут рост численности детей школьного возраста; изменение структуры расселения (увеличение населения городов); изменение среды социализации. Поэтому очевидна необходимость создания новой школы.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.) определяется новое положение общеобразовательной школы. Новая школа − это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение достижений прошлого и технологий будущего; это школа для всех, позволяющая создать условия для успешной социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации; это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет; это центр взаимодействия с родителями и местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга; это современная инфраструктура. Результатом образования школы на современном этапе станет умение применять полученные знания в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

В связи с переходом системы образования на ФГОС НОО (2008 г.), предъявляются новые требования к уровню освоения основной образовательной программы, к структуре и условиям ее реализации. Предъявляемые требования «учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования».

Требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО), отражают межпредметные, предметные и личностные результаты. Так некоторыми параметрами, отражающими личностные результаты обучающегося, являются уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность выходить из спорных ситуаций и не создавать их самому. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, но не входит в итоговую оценку освоения основной образовательной программы.

ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование.

В методических рекомендациях «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования», отмечено, что ООП НОО реализуется образовательной организацией, в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребёнка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательной организации, дополнительные образовательные программы общеобразовательной организации, образовательные программы организаций дополнительного образования детей, а также организаций культуры и спорта, организацию деятельности групп продлённого дня, классное руководство, деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования. С опорой на базовую модель разработчики методических рекомендаций предложили несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

− модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

− модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации);

− инновационно-образовательная модель.

Для нашего исследования интерес представляет оптимизационная модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, старший вожатый, тьютор). Классный руководитель при реализации данной модели выполняет координирующую роль, так как взаимодействует с педагогическими работниками, организует в классе образовательный процесс, систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Участвуя во внеурочной деятельности, младшие школьники вступают в определенные отношения со своими сверстниками, с другими людьми, различными обстоятельствами своей деятельности. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем богаче эти отношения, тем шире круг общения младших школьников и, следовательно, богаче их духовное развитие.

Внеурочная деятельность является фактором духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она выступает как ведущая основа формирования их духовно-нравственной воспитанности. Она имеет больше чем учебная деятельность временное пространство и обеспечивает включение большего числа участников того или иного вида деятельности. Внеурочная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как предоставляет целью палитру сфер деятельности младших школьников, где можно быть успешным, где можно самовоспитывать себя в соответствии со своей шкалой ценностей.

Виды внеурочной деятельности, используемые в духовно-нравственном воспитания младших школьников, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям. Такими основаниями могут быть:

а) формы организации внеклассной работы − эта работа может осуществляться через ученическое самоуправление в классе (различные классные дела, мероприятия), через объединения детей по интересам (клубы, кружки, секции);

б) число участников внеклассной работы − в зависимости от него могут быть выделены: массовая групповая, индивидуальная.

Таким образом, в свете концепции системного понимания воспитания, внеурочная деятельность в духовно-нравственного воспитания младших школьников есть своеобразное сочетание факторов, обеспечивающих функционирование системы воспитания в классе, общеобразовательном учреждении. Внеурочная деятельность в духовно-нравственном воспитания младших школьников включает в себя разнообразную внеучебную деятельность (игра, общение, труд, духовно-нравственное просвещение) и педагогическое руководство воспитателей, этой деятельностью.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...