Анализ результатов экспериментального исследования
С целью экспериментальной проверки общей гипотезы исследования нами была организована специальная экспериментальная работа, которая проводилась в младших классах МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска в период 2015-2016 учебного года. Исследованием было охвачены 60 учащихся 2,3 классов (по 30 человек в контрольной и экспериментальной группах). Подготовка к экспериментальной работе включала в себя, следующие основные элементы: а) уточнение гипотезы, определение задач и содержания экспериментальной работы; б) разработка комплексного научно-методического обеспечения для участников эксперимента по данной проблеме; в) изучение состава учащихся контрольных и экспериментальных групп. Специального отбора детей в экспериментальную группу не проводилось. Изучая опыт работы педагогов, мы пришли к выводу, что основным условием успеха их работы являются глубокие знания теории и методики духовно-нравственного воспитания младших школьников. На заседаниях творческой группы учителей начальных классов проводилась следующая работа: а) знакомство с темой исследования, с его рабочей гипотезой, с планом намечаемого эксперимента и основными моментами его методики; б) обобщение их опыта организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности; б) анализ научно-методических рекомендации, разработанных нами для участников эксперимента, педагогической литературы по проблеме исследования, публикации в периодической печати; в) обсуждение хода и результаттов экспериментальной работы, диагностика уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
В ходе опроса учителя отметили, что проводимая методическая работа по теме исследования заставила их пересмотреть свое отношение к проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников, в большей степени контролировать свое поведение, поступки, которым могут подражать младшие школьники. По мнению учителей, самым сложным в организации деятельности детей является их недостаточная методическая подготовка. Совершенствование духовно-нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательном учреждении находится в прямой зависимости от уровня развития духовно-нравственной и общей культуры учителя. Эффект формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников в основном обусловлен тем, насколько нравственные ценности воспринимаются педагогом как жизненно-необходимые. Констатирующий этап экспериментальной работы был проведен во всех экспериментальных и контрольных классах, в ходе него осуществлялись: обоснование и разработка критериев, показателей и уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников; определение исходного уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Констатирующий эксперимент проводился при соблюдении следующих требований: а) наличие равных общих условий для экспериментальных и контрольных классов; б) обучение по одинаковым образовательным программ; в) однородность контингента обучаемых во всех классах; г) проведение эксперимента в естественных условиях педагогического процесса; д) объективность оценок результатов воспитания. В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы изучалась специфика формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы: 1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников; 2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников; 3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников (ориентируясь на эталон); 4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников; 5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. При проведении диагностики придерживались следующей логики действий: 1) постановка целей диагностики; 2) определение критериев, показателей, уровней духовно-нравственной воспитанности, младших школьников; 3) отбор методов диагностики (построение диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников); 4) осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников); 5) фиксирование результатов диагностики для математической обработки и определение уровня духовно-нравственной воспитанности у каждого ученика и в целом по классу; 5) анализ и обобщение результатов диагностики. Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе была разработана «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников использовались общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, ранжирование, социометрические методы. Последовательное применение диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов духовно-нравственного воспитания учащихся. На констатирующем этапе экспериментальной работы нами был определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников мы определили методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза служила «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Анализ полученных результатов показал, что наблюдалось большое сходство данных во всех экспериментальных и контрольных классах (см. таблицу 2.2). Таблица 2.2 Уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников на констатирующем этапе эксперимента, (%)
На основе полученных результатов нами были определены основные направления экспериментальной работы, спрогнозированы ее положительные результаты, негативные последствия и их коррекция. После установления исходного уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, мы направили усилия на организацию формирующего этапа экспериментальной работы с целью проверки и уточнения общей гипотезы исследования. Он включал в себя ряд взаимосвязанных направлений: а) систематическая реализация научно-методических рекомендаций, вытекающая из общей гипотезы исследования; б) систематическое изучение проявлений духовно-нравственной воспитанности младшими школьниками с использованием различных методов педагогической диагностики (тесты, анкеты, наблюдения, беседы и т.п.) в) выявление динамики сдвигов в развитии уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах. Мы стремились в повседневной работе с экспериментальными классами реализовывать научно-методические рекомендации, вытекающие из общей гипотезы. В ходе этой работы мы осуществляли проверку и уточнение нашего научного предположения о том, что эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников обеспечивается через внедрение в воспитательный процесс разработанной нами модели и учете педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. В определении воспитательных задач в работе с экспериментальными классами мы соблюдали единый подход в совместной работе. Мы решали задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в единстве между собой и с задачами других аспектов воспитательного процесса. Ведущим и определяющим среди этих аспектов является нравственное воспитание, и соответственно главной задачей воспитательной работы с младшими школьниками являлось – развитие у детей потребности и способности заботиться о себе, друг о друге, об окружающих, бережного отношения к живым существам. Мы понимали, что вне решения этой кардинальной задачи не может быть успешным ни духовно-нравственного воспитания младших школьников, ни какой-либо другой аспект целостного воспитательного процесса. В экспериментальных классах проводились разнообразные формы внеучебной деятельности, при организации которых учителя старались предварительно определить, какие возможности они несут для формирования каждого компонента духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Наиболее эффективными в духовно-нравственном воспитании младших школьников оказались следующие формы внеурочной деятельности: классные часы, праздники, утренники, викторины, экскурсии, игры-путешествия, КТД, ролевые игры, кружки, этические беседы, встречи с интересными людьми, акции милосердия, благотворительные концерты.
При организации внеурочной деятельности стремились к тому, чтобы она являлась для учащихся личностно и общественно значимой, имела практический характер и сочетала коллективную и индивидуальную формы организации, а ее выбор обеспечивался добровольностью. При этом в исследовании ориентировались на следующие условия применения форм внеучебной деятельности. 1. Постепенное усложнение используемых форм. 2. Постепенное повышение уровня самостоятельности и активности учащихся. Участие ученика в каком-либо внеучебном мероприятии в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей может быть различным. 3. Систематическое сочетание индивидуальных, групповых, массовых форм внеучебной деятельности. 4. Используемые формы должны воздействовать на все компоненты духовно-нравственной воспитанности младших школьников. 5. Постоянное применение одних и тех же форм внеклассной работы снижает эффективность воспитания, чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. Мы постоянно поддерживали связь с другими учителями, работающими с младшими школьниками, узнавали их мнение, в совместной работе с каждым разрабатывали план действий, привлекали родителей. Участвовали во внеклассных мероприятиях, проводимых в экспериментальных классах, вели систематические наблюдения за младшими школьниками, совместно с учителя начальных классов составляли планы работы с экспериментальными классами, анализировали ход и результаты экспериментальной работы. На заключительном этапе экспериментальной работы был проведен последний срез уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Он также имел целевое предназначение. По его результатам осуществлялось сравнение с показателями срезов, которые проводились на констатирующем и формирующем этапах, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Результаты диагностирования показали, что в экспериментальных и контрольных классах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. таблицу 2.3). Таблица 2.3. Уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников на заключительном этапе экспериментальной работы (%)
Результаты диагностирования младших школьников показали: количество учащихся экспериментальных классах, обладающих высоким уровнем сформированности духовно-нравственной воспитанности выросло с 3% до 42%, показатели среднего уровня изменились с 33% до 56%, уменьшилась доля младших школьников с низким уровнем с 64% до 2%. Количество учащихся контрольных классов, обладающих высоким уровнем сформированности духовно-нравственной воспитанности выросло с 4% до 16%, с средним уровнем - с 31% до 71%, уменьшилось доля школьников с низким уровнем с 65% до 31%. Как показал анализ материалов исследования, уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах к концу опытно-экспериментальной работы вырос, но темп формирования духовно-нравственной воспитанности в контрольных классах ниже по сравнению с экспериментальными классами. Наибольший сдвиг в развитии уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности удалось обеспечить в тех экспериментальных классах, в которых наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Выводы по второй главе Внастоящей главе представлена реализация модели духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, обосновываются педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, дается анализ хода, результатов экспериментальной работы. В процессе организации экспериментального исследования определены критерии, показатели, позволяющие отслеживать динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников и результативность духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности. Это: 1) когнитивный критерий, его показатели: а) полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно-нравственных ценностях, б) степень интереса к этим знаниям; 2) эмоционально-ценностный критерий, его показатель: а) степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия; 3) поведенческий критерий, его показатели: а) наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении, б) степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям. Выявлены уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников: высокий, средний, низкий. Теоретически обосновав на основе анализа научной литературы и обобщения массовой педагогической практики общую гипотезу нашего исследования, мы в экспериментальной части осуществили ее проверку, уточнение, обобщение. Мы установили, что эффективность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности значительно повысится, если: - научной основой для определения сущности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности станет концепция системного понимания воспитания; - в качестве организационно-педагогических условий будут выступать такие, как: организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды; систематическое духовно-нравственное просвещение младших школьников; организация проявления младшими школьниками духовно-нравственной воспитанности в практической деятельности; использование игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников; индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников; содружество учителя и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Результаты экспериментальной работы на основе полученных диагностических данных свидетельствуют о значительном повышении уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальной группе к концу исследования по сравнению с контрольной. В контрольной группе также произошли некоторые положительные изменения, но темп формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников ниже по сравнению с экспериментальной группой. В ходе анализа экспериментальной работы была выявлена четкая зависимость: наиболее полная реализация разработанного нами комплексного научно-методического обеспечения и последовательный учет педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности приводит, как правило, к более интенсивному развитию духовно-нравственной воспитанности младших школьников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное исследование посвящено одной из актуальных проблем – организации и осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников, разработке и теоретическом обосновании модели системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе исследования разработана совокупность положений, составляющих теоретические основы исследования. В рамках магистерского исследовании мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, определяющих их поведение, поступки. Основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. Ценности − это идеалы, обращенные в нравственные, ориентиры воспитания и обучения. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием и определяют способы поведения, поступки человека. В процессе духовно-нравственного воспитания у личности формируется следующая система ценностей: индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле). Внеурочная деятельность является фактором духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она выступает сферой, в которой формируется их духовно-нравственной воспитанность. В исследовании мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности с позиций системного подхода. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности является частичной воспитательной системой. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как часть функционирующих педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами могут выступать детский коллектив, общеобразовательное учреждение, семья. Именно они и порождают систему духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в общеобразовательном учреждении, возможно обеспечить высокую эффективность данной системы. Для этого была разработана модель. Для моделирования мы выбрали структурную модель, которая имитирует внутреннюю организацию, структуру оригинала. Данная модель включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства и результат. Все компоненты модели взаимосвязаны и направлены к системообразующему компоненту, которым является цель – обеспечение духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Основу содержания духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на освоение воспитанниками системы нравственных ценностей, позволяющих усвоить основы общечеловеческой культуры, понять самого себя и духовный смысл жизни, сформировать ценностное отношение к человеку, к жизни, к обществу, к родине, регулировать их действия в социуме. В разработанной модели под результатом мы понимаем повышение уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности у каждого младшего школьника. Мы считаем что, повысить эффективность формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников возможно только на основе обеспечения оптимального функционирования всей системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, всех ее компонентов, выделенных в модели. Наше предположение о более эффективном функционировании модели духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности при реализации следующей совокупности организационно-педагогических условий нашло подтверждение: организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды; систематическое духовно-нравственное и религиозно-культурное просвещение младших школьников; организация проявления младшими школьниками духовно-нравственной воспитанности в практической деятельности; использование игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников; индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников; содружество учителя и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла подтверждение. Весте с тем, исследование, проведенное нами, не исчерпывает всех проблем духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Дальнейшее исследование этой проблемы может быть продолжено в следующих направлениях: разработка системы диагностики духовно-нравственного воспитания младших школьников, изучение индивидуального и дифференцированного подходов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности, рассмотрение вопросов взаимосвязи общего, особенного, единичного в духовно-нравственном воспитания младших школьников. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ардашева, Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры / Л. В. Ардашева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 5. – С. 24-30. 2. Афанасьева, С. Н. Взаимодействие педагога с родителями в системе дополнительного образования / С. Н. Афанасьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 84 – 89. 3. Белякова, Т. С. Социально-культурная функция дополнительного образования детей / Т. С. Белякова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 6. – С.49– 52. 4. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. / П. П. Блонский. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1, 304 с.; Т.2 – 400 с. 5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 6. Бондаревская, Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманстических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов- на/Д: Творческий центр «Учитель», 2009. – 560 с. 7. Введение в психодиагностику: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, Е. М. Борисова / Под ред. K. M. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с. 8. Власова, Е. И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков: Автореф.... канд. пед. наук / Е. И. Власова. – М., 2000. – 22 с. 9. Власова, Т. Н. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф.... док. пед. наук. / Т. Н. Власова. – Ростов-на-Дону, 1999. – 42 с. 10. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Е. В. Уколова, И. Л. Друбочевская. – М.: СФЕРА, 2013. – 349 с. 11. Возрастная и педагогическая психология/ В. В. Давыдов / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – 288 с. 12. Воронкова, Ю. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования: Автореф. … канд пед. наук. / Ю. В. Воронкова. – М., 2002.-18 с. 13. Воронов, B. B. Педагогика школы: новый стандарт: учебное пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. – М.: Пед. о-во России, 2012. – 283 с. 14. Гаврилова, О. Н. Внеурочная научно-познавательная деятельность учащихся начальной школы / О. Н. Гаврилова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – №20. – С. 210-214. 15. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения). 16. Григорьев, В. Д., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / В. Д. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 278 с. 17. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2011 18. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с. 19. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд свозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – №3. – С. 15 – 26. 20. Елистратова, С. И. Способы организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся в общеобразовательной школе / С. И. Елистратова // Педагогическое образование в России. – 2012. – №2. – С. 94-98. 21. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. 22. Закон РФ «Об образовании» 2015 года – N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/ (дата обращения: 17.04.2016). 23. Клаус, Е. А. Потенциал применения актуальных образовательных технологий в процессе развития нравственного поведения младших школьников [Электронный ресурс]. / Е. А. Клаус // Ped.Rev. – 2016. – №1 (11). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-primeneniya-aktualnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-protsesse-razvitiya-nravstvennogo-povedeniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 01.05.2016). 24. Клепиков, В. Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности / В. Н. Клепников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 1. – С. 44-50. 25. Колечиц, Т. Н., Кайлина, З. A. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т. Н. Колечиц, З. A. Кайлина. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с. 26. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю. А. Конаржевский. – М.: Педагогика, 2006. – 143 с 27. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – М.: ТЦ «Учитель», 2001. – 287 с. 28. Кучерова, О. Е. Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников / О. Е. Кучерова // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 6. – С. 23- 25. 29. Левчук, Д. Г., Потаповская, О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. – М.: Изд-во «Планента», 2008. – С.34 – 37. 30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат. 1975. – 304 с. 31. Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б. Т. Лихачев. – Самара, 1997. – С. 7-14. 32. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: учеб. пособие для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по специальностям 0312 «Преподавание в нач. кл.», 0317 «Педагогика доп. образования» / В. И. Максакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 238 с. 33. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос, 2012. – 243 с. 34. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51 433/16). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dopedu.ru/norm-prav/87-npa-dod.html (дата обращения: 11.04.2016). 35. Методические рекомендации. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.s27006.edu35.ru/ (дата обращения: 21.04.2015) 36. Михайлова Е. В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: монография / Е. В. Михайлова. – М.: Экон-Информ, 2009. – 164 с. 37. Модели внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / Под ред. д.п.н., проф. Л. П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2008. – 176 с. 38. Морозва, Н. А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России / Н. А. Морозва. – М.: МГУП, 2001. – 279 с. 39. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 No 751) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/doktrina.pdf (дата обращения: 18.04.2016). 40. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный pecypc]. – Режим доступа: http://scholaradosti.ru/ files/ uploads/files/ New.doc (дата обращения: 11.04.2016) 41. Немов, P. C. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – В 2 кн. – Кн. 1. Общие основы психологи / P. C. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1998. – 576 с. 42. Немов, P. C. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. – В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика / P. C. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 632 с. 43. Никандров, Н. Д. Нравственные уроки православия / Н. Д. Никандров // География в школе. – 1997. – №5. – С. 43 – 50. 44. Никандров, Н. Д. Проблемы ценностей в современном обществе / Н. Д. Никандров. – С-Пб., 1998. – 17 с. 45. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 229 с. 46. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебн. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с. 47. Пестова, С. И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности (на примере МБОУ СОШ № 7 П. Висим / С. И. Пестрова // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – №4. – С.45-49. 48. Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Т. И. Петракова, Е. Б. Евладова. – М.: ИМПЭТО, 2004. – 96 с. 49. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (Стандарты второго поколения). 50. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов. – В 2 кн. – Кн. 2. Процесс воспитания / И. П. Подласый. – М.: Владос, 1999. – 256 с. 51. Примерные программы начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.04.2016) 52. Проблемы системного подхода к воспитанию социальной активности в младшем школьном возрасте. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. – 158 с. 53. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 719 с. 54. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режи доступа: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3dgVPAXmL (дата обращения: 7.04.2016) 55. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. 56. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с. 57. Сборник методических материалов. Оценка качества образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС (по результатам работы ГЭП «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе»). – М.: Московский центр качества образования, 2012. – 200 с. 58. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание детей / И. Ф. Свадковский. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. – 372 с. 59. Сейдниязова, Н. В., Серикова, Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения [Электронный ресурс] // ИСОМ. – 2012. – №6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.02.2016). 60. Селиванова, Н. Л. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Н. Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989. – 80 с. 61. Сергеев, Н. С., Блинов, В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / Н. С. Сергеев, В. И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2009. – 132 с. 62. Скрипова, Н. Е., Корнилова, Л. В. Стандарты второго поколения: основная образовательная программа начального общего образования объект стандартизации образовательного пространства [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – №1 (3). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.02.2016). 63. Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Изд-во магистр, 2008. – 308 с. 64. Сластенин, В. А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с. 65. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. 66. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с. 67. Сокольников, Ю. П. Системный подход к воспитанию школьников / Ю. П. Сокольников. – М.: МШИ им. В.И. Ленина, 1990. – 90 с. 68. Солдатенков, А. Д. Ориентация школьников на духовно-нравственные ценности / А. Д. Солдатенков. – М., 2004. – С. 5-23. 69. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1987. – 224 с. 70. Спиглазова, Н. И., Васильев, С. Н. Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества» / Н. И. Спиглазова, С.Н. Васильев // Муниципальное образован
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|