Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности




Решение поставленной в исследовании проблемы потребовала разработки и внедрения в педагогический процесс общеобразовательного учреждения модели системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающей действительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Моделированию как методу научного исследования посвящены работы С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, А.Ф. Зотова, А.А. Кирсанова, Ю.А. Конаржевского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, И.И. Логинова, В.А. Штоффа [32; 49; 55].

И.Б. Новик понимает моделирование как метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определённом объективном соответствии с познаваемым объектом, способная защищать его на определённых этапах познания и дающая при её исследовании в конечном счёте, информацию о самом моделируемом объекте [16].

Основным понятием метода моделирования является модель. Слово «модель» произошло от латинского слова modus, modulus (мера, образ, способ) и его первоначальное значение было связано со строительством. В.А. Штофф под моделью понимает мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (идеализированной или схематизированной) и наглядной форме. Модель выступает в виде совокупности понятий и схем. Она выражает педагогический процесс не непосредственно в сложном, необозримом единстве всех многообразных проявлений и свойств, а обобщенно, акцентируя внимание на мысленно выделяемых (и являющихся в рамках использованной парадигмы) свойствах [19].

По мнению В.П. Мизинцева, модель − это упрощенное описание сложных объектов, которое включает в себя подходящим образом выбранные существенные стороны физических объектов и ситуаций [51]. Н.В. Кузьмина считает, что педагогическая деятельность − это тот объект, который требует моделирования; деятельность педагога можно понять, только рассматривая ее во взаимодействии с деятельностью учащихся; успех педагогической деятельности каждого человека зависит от многих переменных, которые трудно контролировать.

Объектом нашего моделирования является система духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Для моделирования мы выбрали структурную модель, которая имитирует внутреннюю организацию структуры оригинала. Структура − это способ внутренней организации элементов объекта. Она представляет собой одну из существеннейших сторон любой вещи. Без раскрытия структуры невозможно познание внутренней природы и сущности объектов. Существенность структуры является причиной широкого применения структурных моделей в современной науке.

Важнейшей гносеологической особенностью структурных моделей является их меньшая «привязанность» к оригиналу. Это создает возможность построения моделей самых различных уровней абстрактности и обобщенности и соответственно различных диапазонов применимости. Меньшая «привязанность» структурной модели к определенному конкретному оригиналу проявляется не только в создания одной структурной модели для самых различных по своему субстрату оригиналов, но также и в возможности создания нескольких структурных моделей для одного и того же оригинала.

Как известно, структуры бывают двух типов:

1) структуры некоторых относительно устойчивых вещей (солнечной системы, кристаллов);

2) структуры процессов (производственного процесса, музыкального произведения). В соответствии с этим, структурные модели подразделяются на два типа: структурные модели «статических» вещей (пространственная решетка) и структурные модели процессов (модель процесса воспитания) [10].

Наша модель относится ко второму типу структурных моделей. Эта модель дает аналитическое описание рассматриваемого процесса, в данном случае духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Она позволяет целостно отразить в модельных представлениях сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, ведущие идеи, структурные компоненты и функциональные взаимосвязи между ними. Построение модели системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности осуществлено в контексте системного подхода.

Системный подход – это подход к объектам реальной действительности как к системным; он предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам, ибо мир, бытие, мышление, природа и общество системны [49].

В исследовании мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как воспитательную систему. Под системой обычно понимается совокупность взаимодействующих компонентов, обладающая новыми интегративными качественными характеристиками, отсутствующими у этих компонентов по отдельности. Эти компоненты находятся в разнообразных связях и отношениях между собой и образуют определенное единство [18].

Идея системности духовно-нравственного воспитания исходит из признания того, что воспитание существует как системный объект. Осуществление системного подхода к этому объекту предполагает:

1) изучение внутренней структуры объекта, отдельных его элементов и связей между ними;

2) выявление внутренних противоречий, которые свойственны объекту и которые определяют процесс его развития, составление на-этой основе его интеграционной характеристики;

3) осуществление анализа внешних связей воспитательного учреждения с окружающей его средой, с ее компонентами;

4) рассмотрение этого объекта в рамках более широких систем, в которые данный объект входит как элемент, изучение его поведения в этих системах;

5) исследование особенностей зарождения объекта как системы, современного его состояния и тенденции к развитию [47].

В качестве исходных методолого-теоретических предпосылок построения нашей модели послужила концепция системного понимания воспитания [19]. В свете этой концепции духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности – один из аспектов целостного воспитательного процесса и представляет собой системный объект.

Предметом научного поиска в концепции выступает воспитательная система как органическая часть современного общества, охватывающая своим вниманием все большую часть населения. Согласно этой, концепции, развитие личности воспитанника осуществляется в результате функционирования всех воспитательных систем, в которые он включен. Оно происходит в результате последовательного развития деятельности воспитанника в этих системах, в ходе постоянного разрешения возникающих в этой деятельности противоречий между требованиями личности и ее подготовленностью к их осуществлению.

Воспитательная система – один из видов социальных систем. Социальные системы, как известно, включают в себя индивидов и общности людей, объединенных разнообразными связями и отношениями. Они имеют компоненты вещных, процессуальных, духовных и человеческих порядков, между которыми не всегда легко провести грань. Основной компонент таких систем − человек как социальное существо, как элементарный носитель социального системного качества. Эти системы весьма разнообразны − от общества как наибольшей социальной системы, этнических и национальных общностей, других структурных подсистем общества до личности. Одной из таких систем и является воспитание. Рассмотрение его как одного из вида социальных систем требует:

− признания того, что воспитательные системы не сводятся лишь к совокупности, к единству целей, содержания, средств, методов. воспитания; они всегда включают как обязательные и важнейшие компоненты воспитанников и воспитателей, их взаимодействие – оно составляет «элементарную клетку» воспитательного процесса;

− признания того, что воспитательные системы не есть нечто эфемерное, которое может быть привнесено или не привнесено в школу; само педагогическое учреждение и есть воспитательная система с ее необходимейшими компонентами − воспитанниками и воспитателями. Эта система может иметь различный уровень организации, обладать различной эффективностью, но она есть система − и в подходе к ней мы должны руководствоваться общими требованиями системного подхода как общеметодологического принципа науки [49].

Специфика воспитательной системы состоит в том, что в процессе своего функционирования она порождает целенаправленный воспитательный процесс. Способность к этому – ее системное качество. К подобным качествам в литературе относят такие, которые принадлежат не предмету, а системе предметов и которые обнаруживаются в силу их принадлежности к данному системному целому [47]

Специфика воспитательных систем предопределяется, прежде всего, их назначением – обеспечить преемственность в развитии человечества на основе подготовки подрастающих поколений к жизни, труду в ходе овладения ими культурой, социальным опытом, накопленным человечеством. Именно это общее назначение всех воспитательных систем − при всем разнообразии их функций и остальных характеристик − предопределяет их общую структуру и факторы, обеспечивающие их функционирование.

Организация воспитательных систем, обеспечение их оптимального функционирования, по словам Ю.П. Сокольникова, резко усиливают влияние педагогов на воспитанников, делают его более целенаправленным, широким и повседневным. Воспитательные системы выполняют следующие функции:

развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и не согласованных воспитательных воздействий;

регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влиянием на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

компенсирующую, предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Принципиальное значение для нашего исследования имеет классификация воспитательных систем, данная Ю.П. Сокольниковым. Он утверждает, что воспитательная система создается и функционирует в масштабе общества в целом. Ее необходимой частью является образовательная система как совокупность педагогических учреждений, функционирующих в стране. В воспитательную систему общества также входят семья, культурно-просветительные учреждения, объединения воспитанников по интересам, по месту жительства.

Выделяют следующие виды воспитательных систем:

− макросистема − воспитательная система, функционирующая в том или ином обществе;

− региональные – складываются как специфические социально- педагогические комплексы, охватывающие разнообразные воспитательные системы, функционирующие в районе, городе, крае, республике;

− педагогические − относительно самостоятельные, целостные, непосредственно порождающие процесс воспитания; формой их функционирования являются воспитательные коллективы или их совокупности; виды этих систем − в микрорайонах, в воспитательных (учебно-воспитательных) учреждениях, в первичных коллективах (особое место среди них занимает семья);

− частичные - такие системы существую не как самостоятельные, а лишь как грани, моменты функционирования целостных педагогических систем, они обеспечивают формирование отдельных сторон личности в их взаимопроникновении − это умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание. Их специфическим видом является дидактические системы. Они, будучи важной частью воспитательных систем, организуются на базе учебной деятельности как сферы их функционирования. Назначение этих систем − реализация воспитательных возможностей учебной деятельности. В структуру частичных систем входят: цель, задачи, факторы, содержание, методы, организационные формы, результат.

Опираясь на концепцию системного понимания воспитания, созданную Ю.П. Сокольниковым, и разработанную им классификацию воспитательных систем, мы можем утверждать следующее.

Система духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является системой частичной. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами являются и класс, и семья, образовательное учреждение. Ее структурными компонентами выступают: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.

Мы считаем что, повысить эффективность формирований духовно-нравственной воспитанности младших школьников, возможно только на основе обеспечения оптимального функционирования системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, а также всех ее компонентов. Обратимся к характеристике структурных компонентов модели системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Центральным системообразующим компонентом модели является цель − обеспечение духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Эта цель определена темой нашего исследования. Цель модели представляет собой одну из граней цели целостного воспитательного процесса, которая формулируется как воспитание всесторонне развитой личности, гражданина, патриота, труженика и подготовка ее к труду. Именно в ходе реализации этой цели, а не в отрыве от нее, возможно эффективное духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель модели определяет основные задачи: а) вооружение младших школьников знаниями о морали, о духовно-нравственных ценностях; б) формирование эмоционального отношения к духовно - нравственным ценностям; в) формирование потребности в духовном саморазвитии и самосовершенствовании; г) формирование опыта нравственного поведения, готовности следовать принятым духовно- нравственным ценностям.

Принципы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Воспитательный процесс опирается на определенные принципы. Принцип − это основное исходное положение какой-либо теории, мировоззрение, убеждение, взгляд на вещи, руководящее положение, установка к деятельности, научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают. Принципы воспитания охватывают сущность и цель, заключают в себе результаты обобщения передовой социальной и педагогической практики. Руководствуясь принципами воспитания, педагог делает учебно-воспитательный процесс научно обоснованным и управляемым.

В модель мы включили следующие принципы современного воспитания, предложенные в работах Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова, Н.Е. Щурковой.

Принцип системности и целостности предполагает рассмотрение любых явлений, изучаемых педагогикой, как объективных систем. При этом педагогическое явление понимается не как любая совокупность элементов, а целостность, которая обладает интегративными качествами, имеет системообразующий стержень, ядро и органически вписывается в ту систему, частью которой является. Опираясь на классификацию воспитательных систем, мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание младших школьников, как систему частичную, как подсистему педагогических систем. В соответствии с этими положениями, воспитание в общеобразовательном учреждении представляет собой систему, связанную с социальной средой и учитывающую потребности общества. В то же время духовно-нравственное воспитание младших школьников также является системой, входящей в общую систему воспитательной работы с учениками в тесной связи с другими ее элементами. Функционирование этой иерархии систем способствует формированию духовно-нравственной воспитанности личности младших школьников. Формирование духовно-нравственной воспитанности личности младших школьников происходит только в целостном воспитательном процессе, в котором целостность личности ученика как социально-психологического феномена предписывает педагогам обеспечивать целостность воспитательных влияний.

Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения предполагает постоянное педагогическое внимание к ценностному отношению, проявляемому воспитанниками в разнообразной деятельности, которое фокусирует в себе всю совокупность отношений к человеку, к жизни, к обществу, к родине, проявляется в активной деятельности. Формирование духовно-нравственной воспитанности личности мы рассматриваем сквозь призму формирования системы ценностей, которые имеют свои внешние показатели − те качества, которыми выявляет себя личность в общении и деятельности.

Принцип субъектности требует такой организации воспитательного процесса, который был бы нацелен на воспитание младших школьников как активных деятелей, преобразователей окружающей действительности и самих себя. Однако их индивидуальное развитие во многом определяется тем, насколько они сами являются субъектами обучения и воспитания, а в нашем случае − насколько младшие школьники являются субъектами формирования духовно - нравственной воспитанности.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в коллективах различного типа, особенно во внеурочное время, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, формирует навыки социальной адаптации, самореализации, формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Принцип преемственности проявляется в том, что всякое педагогическое явление, с которым мы сталкиваемся, есть не только данность, измеряемая настоящим временем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения переноса наиболее существенных элементов старого на новую, более высокую ступень с целью дальнейшего развития. Каждая новая ступень развития представляет собой синтез того положительного, что достигнуто в предшествующих ступенях развития. Преемственность дает возможность установить связь между тем, что достигнуто человеком и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед, следовательно, необходимо учитывать имеющийся у младших школьников определенный уровень. сформированности духовно нравственной воспитанности, опираться на него при определении содержания и направлений работы, по их духовно - нравственному воспитанию.

Принцип опоры на актуальные потребности воспитанников с ориентацией на зону их ближайшего развития предполагает личностно ориентированный характер воспитания, а также связь воспитания и развития, отражающуюся в педагогическом явлении «развивающего воспитания». Духовно-нравственное воспитание младших школьников осуществляется на основе применения различных видов педагогической поддержки.

Принцип этнокультурной направленности воплощает идею народности воспитания, выдвинутую К.Д. Ушинским и основывающуюся на том, что каждый народ в известный период своего развития имеет свой идеал человека, требует от воспитателя воспроизведения этого идеала в отдельных личностях, а, следовательно, дух школы, направление, цель должны быть созданы нами самими, сообразно истории народа, степени его развития, его характеру, его религии [11]. Реализация этого принципа предполагает родиноведческий подход к отбору содержания образования, концентрическое построение последнего как основания расширяющихся представлений о Родине «от духа и для духа» (И.А. Ильин). Опора на «чувство народности» у детей предполагает пробуждение у них любви к родному, положительную национально-культурную самоидентификацию.

Факторы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Как известно, под факторами воспитания обычно понимаются причины или движущие силы какого-либо процесса. В основу модели легли общие факторы воспитания: первая группа − разнообразные виды деятельности воспитанников − игра, труд, общение, духовно-нравственное просвещение; вторая группа − различные виды деятельности педагогов − педагогическое руководство внеурочной деятельностью воспитанников, преподавание; третья группа воспитательный коллектив, который будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует у нее духовно-нравственную воспитанность.

Ведущим фактором является деятельность воспитателя, ее назначение – обеспечить максимальное функционирование системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и других воспитательных систем, в которые включены воспитанники.

Содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Основу этого компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на освоение воспитанниками системы нравственных ценностей, позволяющих усвоить основы общечеловеческой культуры, понять самого себя и духовный смысл жизни, сформировать ценностное отношение к человеку, к жизни, к обществу, к родине, регулировать их действия в социуме.

Содержательный компонент выполняет следующие функции: 1) ориентирующую – воспитание учащихся пониманию смысла человеческого существования; 2) субъектно-личностную – выявление ценностей существования себя и других людей; 3) операционную – создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего; 4) духовную – ориентация на нравственные ценности, нормы и правила в поведении и поступках.

Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Под методами воспитания понимают способы организации совместной деятельности воспитателей и воспитанников, способы их взаимодействия. Они образуются в результате сочетания каких-то видов деятельности воспитателей. В нашем понимании методами формирования той или иной частичной системы воспитания выступают общие методы воспитания, используемые применительно к задачам и специфике той роли, которую играют воспитатель и учащиеся в духовно-нравственном воспитании младших школьников во внеурочной деятельности.

Мы придерживаемся классификации, данной Б.Т. Лихачевым [18]:

1) методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования);

2) методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации);

3) методы детской самодеятельности (самоанализ, самосознание), самоорганизация чувств и разума (самовоспитание), самоорганизация воли и поведения (самостимулирование);

4) методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).

Средства духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Под средством воспитания в концепции системного понимания воспитания подразумеваются предметы, обладающие тремя важными характеристиками:

− во-первых, для того, чтобы тот или иной предмет выступал в этой роли, в нем должна быть заключена человеческая культура, и это естественно, ибо процесс воспитания − это процесс его передачи и усвоения;

− во-вторых, эта культура должна содержаться в них в концентрированном виде, ибо только тогда они могут использоваться результативно в воспитательном процессе;

− в-третьих, необходимейшим условием этой результативности выступает педагогическая обработанность культуры, заложенной в воспитательных средствах, иначе ее усвоение окажется недоступным для воспитанников с их определенными возрастными и индивидуальными особенностями [48].

Выбор средств в различных частичных системах воспитания зависит от задач этой воспитательной системы, при их применении они приобретают специфическое содержание. Такой подбор средств с соответствующим содержанием происходит в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Эти средства разнообразны. Это слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, наглядные пособия, технические и учебные средства, телевидение, Интернет, радио, кино, театр.

Организационные формы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Под организационными формами воспитания понимают внешнее выражение совместной деятельности воспитателей и школьников [25].

В формировании духовно-нравственной воспитанности младших школьников используются разнообразные организационные формы. Это могут быть: массовые: праздники, утренники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки; групповые (коллективные): кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, КТД, беседы, упражнения в поступках; индивидуальные: общественные поручения (дежурный, санитар, журналист), индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах.

Исследование показало, что данная модель обеспечивает эффективное духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности при реализации следующей совокупности педагогических условий:

1)организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды;

2) систематическое духовно-нравственное и религиозно-культурное просвещение младших школьников;

3) организация проявления младшими школьниками духовно- нравственной воспитанности в практической деятельности;

4) использование игровой деятельности в духовно - нравственном воспитании младших школьников;

5) индивидуальный и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников;

6) содружество учителя и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

 


Схема 1.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...