Психолого-физиологические особенности младших школьников как субъектов духовно-нравственного воспитания
Как известно, возраст воспитанников обуславливает в какой-то мере различие методик работы с младшими школьниками. Однако все эти методики являются практическим применением общей педагогической теории к работе с воспитанниками различного возраста. Если учесть, что границы возрастных этапов весьма относительны, то задача педагогической теории состоит не столько в том, чтобы выявить «рубежи» действия этих методик, сколько в показе того, как должна перестраиваться работа с воспитанниками − по мере и с целью обеспечения их развития. Специфика этих методик на отдельных возрастных этапах проявляется, прежде всего, в своеобразии ведущих задач деятельности педагогов, а в связи с ними и других задач. Соответственно, в какой-то мере должны быть своеобразными, и содержание, и организационные формы коллективной деятельности, и методика педагогического руководства ею [29]. Каждый, возраст характеризуется своей специфической «социальной ситуацией развития», т.е. определенным соотношением имеющихся у ребенка в данный период особенностей, воздействующих на него факторов среды. Это порождает и типичные черты поведения, и типичные психологические особенности, общие для всех детей одного возраста. Но это не исключает и своеобразия психологического облика, неповторимости каждого ребенка, определяемого наследственностью и соответствующим образом жизни. Особенности духовно-нравственного воспитания на отдельных этапах развития личности есть проявление общих возрастных особенностей детей на каждом из них. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное − огромный авторитет, которым пользуется учитель. В процессе социализации личности, становления ее нравственного поведения роль начальной школы огромна. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте обладает высокой пластичностью и восприимчивостью. В учебно-воспитательном процессе результаты воспитания проявляются не сразу; не всегда воспитанность проявляется в явной форме; внутренняя позиция личности школьника не всегда совпадает с его внешними проявлениями, словами, поступками, действиями. Трудности в выявлении уровня воспитанности выражаются также в том, что помимо индивидуального своеобразия необходимо учитывать и возрастные особенности [32].
Правильный подход к познанию процесса духовно-нравственного развития личности младшего школьника связан со знанием процесса психологического развития личности, его основных закономерностей и особенностей. В условиях современной начальной школы процесс воспитания ориентирован на формирование всестороннего, гармонически развитого человека; воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Главный этап воспитательного процесса − деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений и увещеваний - практического результата не будет, если ребенок лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы, если он не ошибается, не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания [22]. Как известно, на первых этапах вхождения в школьную жизнь у ребенка происходит существенная перестройка. Под воздействием социальной ситуации развития у детей формируются новые потребности в овладении знаниями и умениями, в своевременной явке в школу, в выполнении всех заданий учителя, в получении одобрения со стороны учителей и товарищей, потребность занимать определенное место в коллективе. Ребенок входит в новый режим, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. У него появляются новые интересы к содержанию учебного материала, закрепляется положительное отношение к обучению.
Рассмотрим подробнее психологические особенности детей младшего школьного возраста, имеющие существенное значение для их духовно-нравственного воспитания. В этом возрасте у школьников появляются мотивы, связанные с интенсивным развитием познавательных потребностей. Мотивы, вызванные далекими перспективами, у них обычно встречаются реже, чем мотивы, вызванные непосредственной ситуацией. Непосредственные мотивы имеют большую психологическую ценность, так как они прямо направляют активность участника на процесс познания. Мотивы учебных действий побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний, формированию все более сложных понятий. Эффективность познавательной деятельности зависит от различных внешних обстоятельств, от развития внимания, познавательных психических процессов и от других особенностей личности учащегося [47]. У учащихся 7-10 лет формируется наблюдательность, хотя они и допускают ошибки, пропускают буквы, цифры. Это объясняется главным образом состоянием детского восприятия − оно в это время характеризуется как нерасчлененное. Школьник узнает предмет в целом, иногда неправильно прочитывает слово по первым буквам, а также переставляет цифры. Переход к расчлененному восприятию происходит постепенно. Слову принадлежит ведущая роль в развитии произвольного восприятия. Слово взрослого направляет действие, слово начинает руководить восприятием ребенка. Ученик 2-го класса уже способен сам словесно сформулировать задачу [28]. Для младшего школьного возраста характерно наличие непроизвольного внимания. Школьник еще не способен сам управлять своим вниманием, но при специальном педагогическом руководстве его формированием у школьников 8-10 лет оно начинает развиваться интенсивно. На первых этапах в этом возрасте цели деятельности ставят перед учениками взрослые (учителя, родители). Если появляется необходимость, они же могут оказать помощь в достижении целей. Развитие произвольного внимания происходит в необходимом направлении от выполнения поставленных взрослыми целей к тем целям, которые определяет сам ученик, и поэтому их выполнение он сам и контролирует.
Социальная ситуация в этом возрасте такова, что младший школьник -в силу обстоятельств его жизни – должен проявлять большую активность, самостоятельность, должен понимать, что успех в его учебной деятельности зависит от целенаправленного устойчивого внимания. И когда, в процессе развития младшего школьника у него все более формируется заинтересованность своей учебной деятельностью, ее результатами, у него интенсивно формируется и послепроизвольное внимание. Увлеченность целью действительности позволяет ему быстро, не замечая времени, не ощущая усталости, достигать необходимые результаты. Переключение внимания и особенно его рассредоточенность у младших школьников еще слабо развиты. Это объясняется небольшим жизненным опытом детей, и поэтому объем внимания у них невелик. Особенно у тех, кто пренебрегает книгами и мало читает. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием памяти. Но его непроизвольное запоминание носит избирательный характер. Оно во многом определяется отношением к окружающему. Обычно материал запоминается непроизвольно, если он интересен, в этом случае он полнее воспроизводится и через определенный промежуток времени. С целью формирования произвольного внимания необходимо полное понимание материала учеником [58]. Развитие памяти младшего школьника неразрывно связано с развитием его мыслительной деятельности. При организации запоминания обычно, прежде всего, устанавливается понимание младшими школьниками общего смысла текста, далее в нем выделяются отдельные части, связанные с общим смыслом. Выделенные части необходимо озаглавить для прочного запоминания, важно не заучивать материал механически, а необходимо провести его смысловую «обработку». Работа по такому плану позволяет младшему школьнику запомнить материал наиболее полно и прочно. Если в начале учащиеся записывают план, схему, то затем постепенно они учатся, устно анализировать тексты и, далее, составлять план прочитанного в уме. Общим правилом запоминания любого материала при этом является составление плана.
При организации запоминания большая роль отводится направленности усилий младшего школьника на его прочность, точность и полноту. Важно школьника сориентировать, чтобы он знал, как нужно запомнить материал: наизусть, близко к тексту, или текст можно рассказать своими словами. Младший школьник должен уметь делить текст на смысловые части, составлять план материала, предназначенного для запоминания. Следует научить школьников владеть способами заучивания материала: в целом, по частям или комбинированным способом. Младшего школьника необходимо научить управлять своей памятью, формировать и развивать ее и не относиться к памяти как к врожденной и неизмененной способности [60]. В тесной связи с другими познавательными процессами, в частности, с восприятием и мышлением, происходит развитие воображения, формирование которого также играет важную роль в духовно-нравственном воспитании. Занятия в разнообразных кружках (художественных, технических, литературных) способствует развитию творческого воображения младших школьников. Степень его развития наиболее ярко проявляется в разнообразных сочинениях школьников. Важно для духовно-нравственного воспитания учить школьников видеть в явлении разные стороны, так как разноплановость увиденного рождает часто мысль. Следует вызвать у ребенка вопрос, показать предмет так, чтобы он удивился вдруг открывшейся стороне в нем. Желательно, вначале дать основные принципы выполнения действия, а потом уже на его основе вырабатывать частные умения. Следует создавать условия для проявления самостоятельности, подкрепляя задания схемами, таблицами. Особенно это необходимо, если ученик испытывает трудности в поисках и принятии решения. В младших классах следует давать самостоятельные задания. Выполняя разные действия, школьник должен уметь рассуждать. Полезней решить задачу несколькими способами, чем несколько одинаковых задач одним и тем же способом. Мышление не должно развиваться насильно под давлением извне, ибо это будет лишь тормозить формирование у младшего школьника стремления к познанию, составляющего характерную черту развивающейся личности в этом возрасте. Как отмечает В.В. Давыдов [47], в основе общего психологического развития младших школьников лежит процесс формирования у них в ходе выполнения учебной деятельности теоретических знаний, содержательной рефлексии, способности к анализу и планированию. Этот процесс предопределяет существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Усвоение младшими школьниками теоретических знаний в процессе решения учебных задач, посредством соответствующих действий требует ориентации на существенные отношения изучаемых предметов. Осуществление такой ориентировки связано с выполнением детьми рефлексии, анализа и планирования содержательного характера. Поэтому при усвоении младшими школьниками теоретических знаний возникают условия, благоприятствующие формированию в них этих психологических новообразований. Потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, а как путь усвоение теоретических знаний при решении учебных задач школьники осуществляют восхождение от абстрактного мышления к конкретному [47].
Учебная деятельность вводит детей в сферу теоретических знаний и обеспечивает развитие у них основ теоретического сознания и мышления. Структура этой деятельности включает такие компоненты, как учебно-познавательная потребность и мотивы, учебная задача, соответствующие действия и операции. Специфика учебной задачи состоит в том, что при ее решении дети овладевают общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции, посредством которых они решают эти задачи, предполагают выполнение рефлексии, анализа и планирования теоретико-содержательного типа. Систематическое выполнение младшими школьниками развернутой учебной деятельности способствует развитию у них основ теоретического мышления. В ходе духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов важно учитывать и особенности прочного усвоения знаний. С.Л. Рубенштейн [34] подчеркивал, что прочное усвоение знаний − это стержень, центральная часть процесса обучения. Но психологически весьма сложный, он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысление, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, свободно ими оперируя. Итак, в начальной школе в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно называть целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения − контактность, покладистость, доброта, отзывчивость, сопереживание, преданность и исполнительность, то есть, как мы подчеркиваем, нравственные ценности [29]. Младшее школьное детство − это период, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны: доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка; доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов; возрастные особенности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой [34]. Формирование системы осмысленных взглядов и суждений осуществляется путем ознакомления детей с нравственными понятиями, нормами, оценками и путем включения детей в практическое участие, в общественно-полезную деятельность. Отношения, будучи интегральной позицией личности, отражаются в целях, мотивах, средствах ее деятельности. Успех и неудача в этой деятельности показывают, насколько результативны эти отношения в нравственном и действенном отношении, насколько они отражают ее интеллектуальный, эмоциональный уровень, социально-нравственный опыт. Если для достижения цели в физическом, эстетическом воспитании достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в духовно-нравственном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют его поступки. Действия и поступки человека всегда основываются на тех или иных мотивах. В педагогическом процессе можно выделить два аспекта в проблеме мотивов. Первый аспект касается мотивационной деятельности педагога по программированию действий ученика. По мнению психологов перед воспитателем всегда стоит один и тот же вопрос: что надо сказать или сделать, чтобы ребенок реагировал или поступал так, как мы хотим. Но такая форма управления поведением недостаточна, надо, чтобы ученик самостоятельно искал истину, проявлял инициативу, учитывал в своих действиях специфику ситуации, проявлял интерес, любознательность. Управлять направленными действиями ученика возможно, вызывая и управляя его соответствующими мотивами. Второй аспект, мотивации касается непосредственно самого ученика [59]. Под мотивами понимаются те психологические условия, которые побуждают человека к целенаправленной деятельности. Необходимым условием всякой активной целенаправленной деятельности является эмоция, потребности − осознание того, что ему не хватает, в чем он именно нуждается в данный период времени. Мотив связан с тем или иным отношением к окружающей действительности. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным. Отсюда всякий мотив есть направленное отношение. С другой стороны, направленное, отношение является эмоциональным отношением (переживание, наслаждение, страдание, сопереживание). Это отношение проявляется, в активных действиях. Характер этих действий связан с личностными качествами: трудолюбием (положительное отношение к труду), общительностью и т.д. Качества личности являются побудителями тех или иных мотивов, а мотивы, в свою очередь, побуждают к действиям (трудолюбие − к труду, общительность − к коммуникативной деятельности, любознательность − к индивидуальной деятельности). Но с другой стороны, качества личности проявляются в разных мотивах. Так, трудолюбие может вызвать предметную, познавательную деятельность, эстетические чувство, чувство удовлетворения. Наиболее глубокими мотивами деятельности являются убеждение, влечение, интересы, склонности личности, страх перед наказанием, поощрение. Учителю важно знать, что мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действии. Таким образом, формирование мотивов положительных поступков и действий является непременным условием духовно-нравственного воспитания учащихся. Оно тесно связано с оценочно-ценностными отношениями личности, такими ее качествами, как честь, честность, справедливость, долг, порядочность, совесть, ответственность, достоинство, человеколюбие, бескорыстие, трудолюбие [67]. Для учеников начальных классов характерны импульсивность, реактивность психики, быстрая смена настроения. В то же время в этом возрасте получают дальнейшее развитие процессы торможения, произвольного внимания, которые еще сочетаются со слаборазвитой волей ребенка, его неусидчивостью. Нередко младшие школьники, зная моральные нормы, бессознательно нарушают их, не умея связать их с собой, своим собственным поведением. Это ярко проявляется, когда дети оказываются на лоне природы, в общественных местах. Очень важную роль в воспитании учеников начальной школы играет стиль отношения воспитателя к ним, так как для младших школьников воспитатель является непререкаемым авторитетом. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Л. Н. Толстой писал, что в раннем детстве душа еще не засорена ложью жизни, и каждый не может не вспомнить, что блаженного чувства умиления, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку: хочется одного − чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы, и еще больше хочется того, чтобы самому, сделать так, чтобы, всем было хорошо, самому отдать себя, всю свою жизнь на то, чтобы всегда, всем было хорошо и радостно [34]. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Главный фактор воспитания − активность самого ребенка, его участие в реальных делах. Если мы говорим о нравственности, то это − нравственные поступки, и через них мы приобщаем ребенка к ценностям. Согласно этой теории, ребенок должен практически почувствовать, как приятно делать добро. Чтобы школьник почувствовал, что он делает добро, это не столько жертва, сколько удовольствие. Это приятно потому, что ты выполнил моральный долг. Приятно потому, что другому хорошо. Приятно потому, что ты почувствовал себя полноценным человеком [19]. Таким образом, в процессе духовно-нравственного воспитания младшего школьника формируется следующая система ценностей: индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|