Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническая база строительства и его материально-техническое обеспечение.




Успешное выполнение СМР в значительной мере обусловлено надлежащей организацией материально-технического обеспечения строительства ресурсами. Материальная составляющая в себестоимости строительно-монтажных работ (затраты на материалы, конструкции, детали и оборудование) составляет в зависимости от видов объектов 50-60%, следовательно, экономичность всей сферы снабжения существеннейшим образом влияет на себестоимость объектов в целом и прибыль строительных организаций.

Специфика строительной отрасли обуславливает многочислен­ные трудности материального снабжения строек.

Разнообразие типов зданий и сооружений предопределяет ог­ромную номенклатуру и ассортимент необходимых материалов и неравномерность их потребности по периодам строительства, рассредоточенность объектов строительства на большие расстояния от центра управления требует постоянного изменения схем перевозок материальных ресурсов, «открытость» объектов доставляет строи­телям массу хлопот, дополнительных затрат по организации вре­менных приобъектных складов и мер по обеспечению сохранности материалов от атмосферного воздействия и хищений. Большие мас­сы поставляемых материалов делают невозможными их сплошную проверку и приемку по качеству, что является причиной претензий и конфликтных ситуаций.

Материально-техническая база строительства, обеспечивающая отрасль ресурсами, включает предприятия и хозяйства строительной индустрии, находящаяся в ведении строительно-монтажных организаций и промышленных предприятий. В более широкой трактовке МТБ строительства является совокупностью всех промышленных отраслей народного хозяйства страны.

Поставщиком орудий труда является машиностроение (строительно-дорожное и автотракторное).

Предметы труда для строительства поставляют:

¨ промышленные предприятия других отраслей (металл, химия, сантехника, электротовары и т. д.);

¨ предприятия промышленности строительных материалов (самая многочисленная их номенклатура);

¨ заказчики, обязанные приобретать и поставлять на стройки технологическое оборудование, если это предусматривается условиями договоров подряда;

¨ собственные предприятия стройиндустрии и подсобные комплектовочные базы, входящие в состав крупных строительных организаций;

¨ предприятия по добыче и производству местных строительных материалов (песок, щебень, гравий, природный камень);

¨ оптовые базы, торгующие отечественными и импортными ма­териалами.

В 90-е годы в ходе массовой приватизации появилось огром­ное количество новых предприятий поставщиков материалов и торгующих организаций - посредников различных организационно-правовых форм: АО, ЗАО, ТОО, ООО.

Перечень таких организаций, их адреса, поставляемые мате­риалы и цены публикуются в периодических справочниках «Стройцена», издаваемых региональными центрами по ценообразованию.

Все эти организации полностью самостоятельны, никому не подчиняются, работают на рынок спроса и конкурируют между со­бой, поэтому у строителей есть возможность выбрать оптимальный вариант снабжения от ближайшего поставщика и с умеренной це­ной, лучшими качеством и условиями поставки, чтобы иметь мини­мум транспортных затрат. Это зависит еще от того, какой вид франко-цены установлен каждым предприятием. Франко-цена - это тот пункт в длинной цепочке от поставщика к потребителю, до которо­го все расходы по хранению, погрузке и транспортировке материа­лов несет поставщик, которые включаются им в отпускную цену. Все дальнейшие расходы по транспортировке, разгрузке и хране­нию несет потребитель.

Например, цена «франко-склад готовой продукции поставщи­ка» означает, что в отпускную цену включены его расходы по изго­товлению материалов, их доставке на склад готовой продукции. разгрузке и хранению. Дальнейшее их продвижение до потребите­ля, погрузка и транспортировка уже за счет потребителя. Может быть цена «франко-транспортные средства потребителя», что озна­чает включение в отпускную цепу только стоимости погрузки iki собственный автотранспорт потребителя. Поставщики материален с железнодорожной или водной транспортной схемой (например, металл из Череповца) калькулируют отпускную цену «франко-станция (пристань) отправлении». В указанных выше справочниках «Стройцена» по каждому виду материалов и конструкций указыва­ется тип франко-цены.

Существуют две схемы снабжения: транзитная и складская. Для крупногабаритных материалов, требующих складского хранения и доставляемых автотранспортом (кирпич, железобетонные конструкции, технологическое оборудование), применяется транзитная схема «поставщик - приобъектный склад». Это наиболее разумная и экономичная схема: одна погрузка у поставщика, одна разгрузка на объекте и никаких расходов по хранению; к такой схеме строителям и нужно стремиться. Но далеко не всегда она возможна и целесообразна. Например, для многих мелких штучных материалов, закупаемых крупной партией одной строительной организацией, но предназначенных для нескольких объектов, экономичный кратчайший транзит невозможен, здесь требуется вторая схема: приемка материалов на складскую базу, их разгрузка, расфасовка и доставка своим автотранспортом мелкими партиями по объектам в нуж­ное время и в нужном количестве. Эта схема менее экономична из-за дополнительных расходов на перевалку материалов и их хранение, но без этого не обойтись. Это тем более относится к материа­лам контейнерной доставки, предназначенным для нескольких объектов, когда, например, надо в одном месте быстро разгрузить контейнер и вернуть его железной дороге, а для хранения его содер­жимого далеко не на всех объектах есть необходимые условия.

В складской схеме снабжения может появиться и новое проме­жуточное звено: поставщик - оптовая база - складская база или объект строительной организации. В этом случае материалы удо­рожаются на величину наценки посредника за свои услуги до 4 % от их оптовой цены.

Мелкие строительные организации с небольшими потребнос­тями в материалах просто обречены на их покупку с наценкой у оптовых баз-посредников, поскольку для них существует ограниче­ние в виде минимальной по количеству нормы каждого вида мате­риалов, которую крупный поставщик примет от одного заказчика. Тот же Череповецкий металлургический комбинат (теперь это АО «Северсталь») не примет заказ на 500 кг водогазопроводных труб или стальной арматуры, минимальная норма - 10 т (цифры условные). И получается, что небольшие строительные организации приобрести такое количество материалов могут только у посредни­ков - оптовых баз, которые имеют возможность заказывать крупные партии выше минимальных норм заказа с их распродажей мелким потребителям в любом количестве по потребности.

Крупные строительные организации, как правило, могу заказывать минимальную норму у поставщиков напрямую, без услуг и наценок посредников, что является их большим экономическим преимуществом. Эти нормы материалов принимаются на свою складскую базу или доставляются транзитом прямо на объекты по разнарядке строительных организаций.

При небольших потребностях в материалах и их периодичес­ком приобретении у разных поставщиков и на оптовых базах про­цесс планомерного, регламентированного снабжения превращает­ся в простой процесс купли-продажи на равных для всех условиях. Когда известна общая потребность в материалах на перспективу (полгода, год) и определен надежный поставщик, то взаимоотно­шения с ним необходимо строить на основе договоров поставки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...