Организационные структуры управления строительными проектами
Эффективность управления проектом во многом зависит от принятой организационной структуры проекта. Организационной структурой управления проектом (Project Organization) называется совокупность элементов организации (отдельных лиц, подразделений и предприятий) и связей между ними. При этом выделяют вертикальные(административно-функциональные) связи, которые обеспечивают реализацию административных процессов принятия решений и управляющих воздействий, и горизонтальные (технологические) связи, обеспечивающие коммуникации организационных элементов одного уровня иерархии. Основным принципом формирования организационных структур управления проектами является обеспечение соответствия полученной организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта, содержанию проекта и требованиям внешнего окружения. Организационным проектированием (Organizational Design) является процесс выработки проектных решений и мероприятий по организации и совершенствованию функционирования системы управления проектом. Организационным планированием (Organizational Planning) называется определение, документирование и распределение ролей и обязанностей в проекте, а также ответственности и отношений подотчетности между различными организационными элементами, вовлеченными в проект. Многие проекты инициируются внутри компаний и требуют для своей реализации привлечения внешних предприятий и организаций. В большинстве случаев для обеспечения эффективного достижения целей проекта появляется необходимость в создании временной организационной структуры, объединяющей усилия участников проекта. Родительская (Parents Organization) или постоянная (Permanent Organization) организация – это организация, внутри которой возник проект и в интересах которой он осуществляется.
Родительская организация проекта представляет собой постоянную структуру, которая во многих случаях является владельцем проекта. Владелец проекта – это организация, которая инициировала проект и намеревается владеть или использовать результаты проекта. Такая организация определяет требования к проекту и условия его выполнения, обеспечивает финансирование проекта, извлекает выгоду из его результатов. Целью владельца, как правило, является получение оптимального продукта за приемлемую цену. В ходе проекта владелец проекта вступает во взаимодействия с подрядчиками. Подрядчики (Contractor) проекта – это физические или юридические лица, которые непосредственно привлечены заказчиком или владельцем проекта к исполнению работ по проекту. Они получают вознаграждение за участие в работах проекта. Если подрядчики не являются владельцами или пользователями результатов проекта, то, выполнив свои работы, они выходят из проекта. Исполняющей организацией (Performing Organization) проекта принято называть организацию, чьи сотрудники непосредственно вовлечены в выполнение работ по проекту. Организационные структуры проекта являются временными, т.к. действуют только в пределах жизненного цикла проекта. Все предприятия и организации можно разделить на проектно-ориентированные и на неориентированные на проекты. Проектно-ориентированными организациями, в свою очередь, могут называться: ¨ организации, получающие прибыль за счет выполнения проектов в интересах заказчика (например: консалтинговые, архитектурные, строительные фирмы и т.д.); ¨ организации, в которых внедрено управление через проекты. Проектно-ориентированные организации, как правило, обладают управленческими системами, адаптированными к использованию методологии управления проектами, например, система управления финансами таких предприятий позволяет отслеживать затраты, вести учет и составлять отчетность в разрезе нескольких выполняющихся проектов.
Отсутствие управленческих систем, способных эффективно осуществлять поддержку проектов, в организациях, не ориентированных на проекты, обычно затрудняет процессы управления проектами. Однако в некоторых случаях такие предприятия могут иметь подразделения, функционирующие как проектно-ориентированные организации и имеющие соответствующие системы. Построенная в ходе реализации проекта организационная система поддерживается родительской организацией. Участвуя в работе команды проекта, сотрудники родительской организации представляют интересы владельца проекта. Существуют различные варианты формирования организационной структуры проекта, которые согласуются со структурами управления одной или нескольких родительских организаций: 1. «Выделенная» («адхократическая», от лат. ad hoc – "по случаю") организационная структура формируется в тех случаях, когда проект является разовым для родительской организации. В этом случае организационная структура проекта выносится за рамки организационной структуры родительской организации, а, после завершения проекта – ликвидируется. Основными ресурсами для такой структуры являются ресурсы родительской организации, выделяемые на время осуществления проекта и возвращаемые в родительскую организацию после его завершения. Степень выделения может быть разной – от отдельного юридического лица до внутреннего структурного подразделения или группы. 2. «Управление по проектам» – такая организационная структура формируется внутри тех предприятий, которые регулярно осуществляют различные проекты. Она обеспечивает более глубокую интеграцию структуры управления проектом и организационной структуры управления родительской организацией. Выделенная организационная структура превращается во внутреннюю, постоянно действующую структуру. 3. «Всеобщее управление проектами» формируется в тех случаях, когда деятельность родительской организации полностью состоит из деятельности по управлению проектами. При этом организационные структуры управления проектом и управления родительской организацией составляют единое целое. Ресурсы для осуществления проекта и для прочей деятельности предприятия являются общими и используются совместно.
4. «Двойственная» (dual) организационная структура формируется, если в проекте участвуют две равнозначные родительские организации. В данном случае могут быть созданы объединенный комитет по управлению проектом; специально учрежденное юридическое лицо, в органах управления которым обеспечено равноценное участие представителей обоих родительских организаций; а также предусмотрено выделение от обеих организаций двух управляющих проектом, обладающих полномочиями по совместному принятию решений. 5. «Сложные» организационные структуры формируются в случае участия в проекте более двух различных организаций, имеющих разные функции в проекте. Выделяются три разновидности сложных организационных структур: функции управления проектом осуществляет заказчик; функции управления проектом осуществляет генеральный подрядчик; функции управления проектом осуществляет специализированная управляющая фирма. Основные понятия управления инвестиционным строительным проектом Проект (Project) – ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, пределами расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Проект можно рассматривать в качестве комплексного процесса перевода системы из исходного состояния (характеризуемого наличием потребностей) в желаемое или заданное (характеризуемого удовлетворением потребностей). Всего можно выделить четыре основных признака проекта, прямо вытекающих из его определения: 1. Наличие четко поставленной, конкретной цели и результата деятельности – после достижения цели проект заканчивает свое существование. 2. Ограниченная протяженность во времени, наличие опред. мом-в начала и завершения;
3. Определенная степень уникальности (новизны) самого проекта и/или его результатов; 4. Координированное выполнение действий различными участниками проекта. Под содержанием или предметной областью проекта (Project Scope) можно понимать два разных значения: · содержание результата проекта, т.е. совокупности характеристик продуктов и услуг, производство (оказание) которых должно быть обеспечено в результате завершения проекта; · содержание самого проекта, т.е. совокупности работ, которые должны быть выполнены для получения продукта или услуги с заданными свойствами и параметрами. Задачи, поставленные при осуществлении проекта, а также основные условия его выполнения, принято называть определением проекта. Каждый проект для повышения его управляемости необходимо разделить на несколько отдельных фаз. Фазой проекта называют комплекс логически взаимосвязанных работ, в процессе завершения которых достигается промежуточный результат проекта. Обычно выделяют одну начальную фазу, одну или несколько промежуточных фаз и одну завершающую фазу проекта. Полная совокупность последовательных фаз составляет жизненный цикл проекта. Фазы проекта, в свою очередь, принято разбивать на стадии, а стадии – на этапы. Жизненный цикл инвестиционного строительного проекта обычно подразделяется на четыре следующих фазы: 1 фаза – концепция: предварительные исследования, определение проекта, сравнительная оценка альтернативных вариантов, представление и экспертиза предложений, анализ осуществимости проекта, разработка и осуществление стратегии. По окончании данной фазы принимается решение о переходе к следующим фазам проекта. Эта фаза также может называться предынвестиционной (т.к. вложения инвестиций не происходит) или начальной. 2 фаза – разработка (планирование и проектирование): формирование команды проекта, разработка основного содержания, стратегическое (укрупненное) планирование, организация и проведение конкурсов, заключение контрактов, разработка и экспертиза проектно-сметной документации, получение разрешения на строительство, детальное планирование. 3 фаза – реализация (строительство): подготовка строительной площадки, производство, поставки, строительно-монтажные работы, монтаж оборудования. 4 фаза – завершение (ввод в эксплуатацию): испытания оборудования, рабочая комиссия, устранение недоделок, государственная комиссия, завершение контрактов, подведение итогов, закрытие проекта. Окружение проекта – среда проекта, порождающая совокупность внутренних и внешних сил, способствующих или мешающих достижению целей проекта. При осуществлении любого строительного проекта обязательно нужно учитывать окружение, поскольку оно может существенно повлиять на успех проекта.
Участники проекта – физические лица и организации, непосредственно вовлеченные в проект и заинтересованные в достижении его результатов или интересы которых могут быть затронуты при осуществлении проекта. Управление проектами – это методология организации, планирования, руководства и координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении всего жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. Проектно-ориентированным управлением называют управленческий подход, при котором отдельно взятые заказы и задачи, решаемые в рамках деятельности предприятия или организации, рассматриваются в качестве отдельных проектов, и к ним применяются принципы и методы управления проектами. В результате анализа принципиальной схемы представления управления проектами можно сделать вывод, что для успешной реализации любого проекта следует предусмотреть выполнение трех следующих действий: 1. Поставить цель проекта (точку, характеризующую заданное или желаемое состояние системы) и довести ее до всех участников проекта. 2. Найти оптимальный путь движения от исходного к заданному состоянию (от исходной к конечной точке), составив оптимальный план проекта. 3. Обеспечить движение по найденному пути, своевременно устраняя выявленные отклонения, с помощью организации системы контроля и регулирования проекта. Эти действия и есть основными задачами руководителя проекта. Основными управляемыми параметрами строительного проекта являются: · Предметная область: концепция, содержание, номенклатура и объемы работ, цели и результаты проекта (все это в английском языке обозначается единым термином – Scope). · Стоимость работ, затраты и расходы по проекту (Cost). · Временные параметры (Time): сроки, продолжительности и резервы времени работ, этапов проекта, а также зависимости между работами. · Качество результатов проекта (Quality), складывающееся из качества проектных решений, применяемых материалов, используемых ресурсов и прочих компонентов проекта. · Ресурсы (Resources), требуемые для осуществления проекта (человеческие или трудовые; финансовые; материально-технические, подразделяемые на сырье, машины, оборудование, комплектующие детали и изделия и т.д.), а также ограничения по ресурсам. Взаимосвязь между тремя основными управляемыми параметрами проекта (продолжительность, стоимость, качество) традиционно принято отображать на "проектном треугольнике", площадь которого может характеризовать предметную область проекта: Из "проектного треугольника" видно, что даже опытнейший руководитель не может реализовать проект быстро, дешево и качественно, т.к. изменение одного из параметров неминуемо вызовет корректировку остальных параметров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|