2.6. Психопедагогический аспект содержания воспитания.
В воспитании всегда есть свой предмет, своё наполнение, своё содержание. Именно содержание воспитания восходит к ценностям и целям, именно оно в первую очередь, подвергается сомнению, модифицируется, трансформируется в эпохи социальных и идеологических трансформаций. Обсуждение психологической специфики различных видов воспитания невозможно без уточнения педагогической позиции автора. Для лучшего понимания проблем содержания современного воспитания полезно его рассматривать совместно с соседями: «воспитательным материалом» и организационной формой. Пример. Школа ориентирована в организации воспитания на ценность «Отечество». Соответствующая цель сформулирована как «воспитание положительного отношения к позитивному в истории и культуре России». Содержание, тема воспитания в этом случае – история и культура страны. Но его, это содержание, можно развернуть на существенно различном материале: на материале отечественной науке или отечественного спорта, на истории технике или на военной истории. То есть определённая тематика воспитания оказывается «полиматериальна». Воспитательно-культурный материал сам может «подняться» до содержания. Например, при той же ценности «Отечества» разумная цель воспитания в суворовских училищах, кадетских классах – «формирование положительного отношения к позитивному в военной истории». Тогда темы военной техники, военной науки, военного братства, отражения военной истории в культуре, военно-спортивная тема станут материалом для военно-исторического содержания как содержания воспитания. (В то время как в предыдущем примере военная история была материалом, а не содержанием).
Подмена содержания материалом создаёт проблемы в воспитании. Если заявляется в целях, например, то же самое «воспитание положительного отношения к позитивному в истории и культуре страны», а в практике организации воспитания всё сводится к военно-патриотическим мероприятиям, в которых патриотизм подменяется «военным патриотизмом» мы получаем результат несоответствующий заявленной цели (воспитательный материал подменил собой планировавшееся содержания). Казалось бы соотношение педагогической формы и содержания воспитания прозрачнее. Но и здесь есть свои переходы, своя диалектика. Традиционный философский тезис относительно соотношения содержания и формы состоит в том, что содержание – это сущностное, внутреннее, а форма – это внешнее проявление, оформление содержания. Говоря о педагогической форме, с психопедагогической точки зрения, не стоит забывать о её двухаспектности (может быть даже двухуровневости), о которых говорилось во Введении и предыдущем параграфе, Более внешний уровень – это организационный аспект, пространственно-временная структура того взаимодействия, которое педагог организовал или поддержал во имя воспитательных целей. К ней относятся место и время организуемого действия, структурирование этого времени (например: введение к конкурсам, первый конкурс, второй конкурс, дискуссия по конкурсам и т. д. ), а также, пространственно заданная, возможность взаимодействия (действия групповые или индивидуальные, действия по очереди или одновремённые, располагаясь в кругу или в форме традиционного, по партам, расположения и т. д. ). Другой уровень – организационно-технологический: те способы действий педагога (методы, технологии, техники, приёмы) и задаваемые способы действия учеников, которые «оживляют» организационную пространственно-временную структуру. (Создаются ли микрогруппы жребием или по интересам, оцениваются ли выступления по одному критерию или по многим, побуждает ли учитель в обсуждении просто к высказыванию мнений или к спору, дискуссии).
В содержании воспитания, как об этом говорилось ранее, есть тоже своя двуслойность, двухуровневость: слой социально-культурный (о котором пока только и шла речь) и слой психологический (те психические и, уже, личностные, процессы, образования, явления, которые закономерно возникают при определённом социокультурном содержании и воспринимаются педагогами как желательные, соответствующие процессу и намечающемуся результату воспитания). Содержание и форма взаимопереходящи. Командное соревнование на экологические темы является формой, а экологическая тема – содержанием, если в целях заявлено развитие интереса к экологическим проблемам. Но в таком же мероприятии командное соревнование станет содержанием, если его воспитательная цель – развитие умений школьников культурно взаимодействовать в соревновательной ситуации. Экологическое содержание становится уже не содержанием, а формой, точнее материалом-формой, в котором воплощается данное содержание. Ещё один теоретико-практический аспект содержания воспитания – соотношение его тематики, направлений (видов) и его направленности. Классическое деление воспитания по его видам (эстетическое, правовое, трудовое, физическое, умственное, гражданское и т. д. ) у эффективных педагогов всегда вызывало напряжение, а то и раздражение. К какому виду, направлению может быть отнесён литературный вечер, который, как проект, разрабатывался на уроках литературы, проводился подчёркнуто для более младших, чем «артисты», школьников, посвящался военной поэзии и ребята шили, изготавливали сами к нему костюмы и декорации – к эстетическому воспитанию? – умственному? – трудовому? – патриотическому?.. А если взять более сложные воспитательные формы: фестивали, школы «Лидер», лагерные сборы? Получается деление воспитания на виды – феномен научно-педагогической реальности, а не реальности жизненной, практической. Однако в отрицании видов воспитания как реальной педагогической работы есть своя проблема. Ведь среди выделяемых в педагогике видов воспитания есть сущностные, пронизывающие разнообразные воспитательные ситуации.
Речь идёт, прежде всего, о нравственном, гражданском и патриотическом воспитаниях. Они выражают базовые характеристики воспитания как социализации: становление человека как человека для близких (нравственность) и развитие связей с широким социальным миром (гражданственность, патриотизм). Теоретическое решение этой проблемы может быть предложено достаточно простое. Список видов воспитания оформляется в соответствующие деятельности: художественную, трудовую, спортивную, интеллектуальную, краеведческую и т. д. А сущностные виды воспитания выражают не деятельности, а направленности деятельностей, мотивацию их участников и ценности, на которые ориентируется данное воспитание: ради чего кого свершается деятельность – ради собственного развития (самовоспитания), ради товарищей, близких, окружающих людей (нравственная направленность), ради участия в социальной жизни (гражданская направленность) или ради чего-то ещё. Получается вот какая обобщённая модель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|