Вопросы для обсуждения и исследования
Вопросы для обсуждения и исследования 1. Можно ли говорить об учении, преподавании, обучении как искусстве? 2. Не являются ли наши размышления о совместной деятельности обучения как труде пустыми, нереализуемыми, невозможными для образовательной практики? 3. Различается ли существенно работа преподавателя по переформированию индивидуального опыта школьника в случае, если он (опыт): —богатый и носит характер, близкий к научному; —богатый, но явно не научный, обыденный; —бедный? НФ Агентство «Евразия» ДАЙДЖЕСТ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ» (Февраль, 2070) Представление Полемика между развивателями-консерваторами и радикалами-знаниецентристами, не один год то вспыхивающая, то затухающая в научно-педагогических кругах и в сфере персонавтики, в последний месяц стала общественно значимым фактом. К сожалению, информация о позициях педагогов-консерваторов и педагогов-радикалов подается либо в весьма специфической, сайентисткой упаковке, либо в форме сенсационных слухов и анекдотов. Цель данного материала — представить позиции развивателей и знаниецентристов в общедоступной форме, причем без искажения мнений Лидеров. В наибольшей степени этим требованиям, по мнению информационной группы Дайджеста, отвечают материалы публичной дискуссии идеологов консерваторов и радикалов Вероники Якимовой и Вадима Вольского, состоявшейся в школе «Лев Толстой» Ясноборского района Томского региона 10 января нынешнего года. Оппозиции. Вероника Якимова Я никогда не соглашусь с сударем Вадимом Вольским в том, что современное образование коверкает и ограничивает человека. Всем известно — Стандарты Развития, принятые полвека назад на знаменитом Красноярском съезде работников образования, доказали свою основательность, практичность и демократичность. Тезис о ценности интеллектуального развития, как первой педагогической ценности, принят 93 % учителей (данные последнего опроса Евразийского центра «Школа XXI»). Методы развития, изменений и диагностики мышления в высокой степени технологизированы и имеют достаточно высокий коэффициент осваиваемости педагогами. Данные Лаборатории эффективности педагогического труда с высокой степенью надежности показывают: освоение технологий развивающего обучения в условиях стандартного класса с весьма удовлетворительной результативностью происходит у 96 % учителей-стажеров. Чуть меньше процент освоения технологий развития творческих умений (91 %). Но это тоже очень хороший показатель.
Аргументы знаниецентристов — несерьезны. Общее одинаковое знание — миф! Знание — неповторимо, оно у каждого свое. Идея одинаковости, скажем химического знания, у девочки Маши из Аргентумграда и у мальчика Ильдара — из поселения «Ясногорские фермы» абсурдна и вредна. Движение к знаниецентризму — это потеря устойчивости, преемственности и равенства возможностей в общественном развитии. Мы пятьдесят лет назад выдержали битву за стандарты на интеллектуальные умения, и никто не имеет права отобрать эту победу у двух поколений педагогов. Вадим Вольский Моя уважаемая симпатичная коллега с увлеченностью рассказала и показала нам одну сторону образовательного зеркала. Но у него есть и обратная сторона. Получаемые современными школьниками мыслительные инструменты оказываются средствами для умственной игры, а не для жизни. Развитие оказывается бессодержательным, пустым. Мыслительные операции и способы обращения с материалом, нагруженные в достаточной мере определенным знанием, делают освоение культуры случайным и непредсказуемым. Возникла новая, угрожающая целостности общества дифференциация. Старая образовательная дифференциация — разделение по способности присваивать информацию. Новая дифференциация — дробление общественного организма на группы людей с совершенно различными знаниевыми полями, причем не только по глубине (это в определенной мере неизбежно: гуманитарию — гуманитарное, технику — техническое), но и по широте пересекаемых знаниевых пространств.
Исследование Центра «Когнитус» показало следующее: — Среднее количество слов, известных современным школьникам, за последние два десятилетия уменьшилось на 21 % (причем эта цифра имеет тенденцию к дальнейшему росту). — Количество взаимных непониманий и, как следствие, осложнений в личных и социальных договорах, также возрастает (современные старшие школьники встречаются с такими ситуациями почти в два раза чаще, чем их сверстники двадцать лет назад). — Анализ творческих работ школьников четырех округов Симбирского региона свидетельствует — соответствие эффективности, используемых творческих приемов решаемой задаче наблюдается все реже. Явление: «Из пушки творческих умений по воробьям-заданиям» стало почти всеобщим. Это только часть тревожных фактов. Вывод очевиден. Стремление консерваторов сохранить развивательную концентрированностъ современного образования — путь в никуда. Будущее — за знаниецентрированностью. Весь вопрос в том, какова будет цена этого неизбежного сдвига.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|