Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предисловие. Содержание лекций. Введение.. (Философско – антропологические основания)




Экзистенциальная традиция в психологическом консультировании.

 

 

Предисловие.

 

Лекции по психологии всегда очень специфическая вещь.

Психологи вообще очень много говорят и часто говорят на первый взгляд всем известные вещи. Человек, сидя на лекции по психологии, часто думает, что он это знает, то знает, с этой темой знаком и. т. д. Идет процесс узнавания и потому человек остается на поверхности, не вдаваясь в глубину предмета.

Другая проблема лекций по психологии, часто она является проблемой психологов: когда обширное и наукообразное объяснение заменяет человеку понимание и непосредственное осознание жизни и ее проблем. Один мудрец говорил, что любая теория отличается от жизни как бревна отличаются от леса. Часто получается так, что психолог, вместо того чтобы решить проблему объясняет ее. Он мыслит примерно так: « Я понял у меня конфликт между ИД и СУПЕРЭГО», теоретическое понимание есть, становится чуть легче. Фактическое решение откладывается. Затем психолог находит другие объяснения в других психологических направлениях, количество объяснений увеличивается, а проблема остается нерешенной.

  И третья проблема - это проблема профессионального психологического языка. Понятно, что в лекциях я буду использовать по необходимости различные термины. К тому же экзистенциальное направление самое философское направление в психологии. Говорить же такими словами с обычным человеком не знакомым с академической психологической терминологией просто нельзя. Краткий пример из жизни. Сидит на терапевтической группе психолог и говорит людям что последние два часа он «интровертировался». Его коллеги с умным видом кивают головами, мол понимаем, нормальный человек ничего не понимает и я ничего не понимаю. Что делал этот человек два часа, как это соотносится со мной, чего мне от него ожидать?

 

Содержание лекций.

 

1. Предисловие -------------------------------------------------------------- 1 стр.

2. Введение. Философско – антропологические основания. --------- 2 – 6 стр.

3. Генеалогия и истоки Экзистенциального направления ------------- 7 – 11 стр.

4. Экзистенциальное консультирование в группе, цели и задачи                консультанта ----------------------------------------------------------------- 11 – 18 стр.

5. Вопросы смысла жизни. Логотерапия В. Франкла ------------------ 20 - 37 стр.

6. Взгляд на время; техники в экз. консультировании ------------------ 37 – 44 стр.

7. Проблема смерти в экз. консультировании ---------------------------- 45 – 53 стр.

8. Заключение ------------------------------------------------------------------- 53 – 54 стр.

 

Введение.

(Философско – антропологические основания)

Термин Экзистенция первым употребил Кьеркегор. Слово экзистенция переводится как существование.

В отличии от других направлений в психологии экзистенциальное имеет самую глубокую философскую базу, поэтому я начну лекции со слов современного Российского философа Мераба Мамардашвили.

«Философом является каждый человек в каком – то затаенном уголке своей сущности. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание. Философия это умение отдать себе отчет в очевидности – в свидетельстве собственного сознания ». Эта, казалось бы, очевидная мысль стала «яблоком раздора» между Г. Риккером, представлявшим в философии академическую традицию, и К. Ясперсом, духовным лидером экзистенциальной философии.  

 

Именно экзистенциалистам удалось вернуть в философию свободную манеру размышления о жизненно важных, базовых вопросах человеческого бытия таких, как смысл бытия, свобода, выбор и ответственность, вина, тревога и отчаяние.

Их философские построения не являются строго научными, это своеобразный пересказ исторически определенного сознания, способ фиксации определенных настроений и взглядов. Видимо, поэтому так легко читателям вступить в диалог с этими текстами и найти в них ответы на насущные вопросы своего бытия.

  

Как говорил Мераб Мамардашвили: « Соприкосновение с текстами есть единственная философская учеба. Ведь если философ идет нам на встречу, то и мы должны идти к философу, с ним, как и с любым другим человеком, мы можем встретиться только в точке обоюдного движения».

Стоит отметить, что Экзистенциальная философия и психология находится на стыке академической психологии, философии, Эзотерики и различных религиозных учений, именно потому что она в центр своего анализа поставила основные вопросы человеческого бытия.

   

   Как говорил Мартин Бубер: идея диалога, подлинного и глубокого как центральная идея экзистенциальной философии спасительна для тех, кто находится в предельных ситуациях человеческого бытия. К ним относятся состояния на грани жизни и смерти, состояния, когда резко и внезапно меняется окружающий мир, система ценностных координат, и человек должен совершить выбор и создать или принять новый мир.

 

Содержательный ответ на вопрос Канта «Что есть человек? » мы находим именно в этой философской традиции. Академическая философия, построенная по образцу естественных наук, с явно выраженной позитивистской ориентацией, с попытками объяснить место человека в мире в середине 19 века оказалась не в состоянии ответить на этот вопрос. Подход экзистенциальных философов ориентирован не на объяснение, а на понимание человека. Ключом к этому пониманию становится описание человеком опыта своего бытия в мире. В этом продолжение феноменологической традиции философии М. Шеллера.

 

Идеи экзистенциализма были заложены русскими философами Н. Бердяевым и Л. Шестовым. В 20 –е годы нашего столетия экзистенциализм представлен такими именами, как Мартин Лютер, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер. В 40 – 50 годах французские философы и писатели Жан – Поль Сартр. Альбер Камю и Грегори Марсель публикуют литературные новеллы и эссе, герои которых ставят пред собой глубинные вопросы человеческого существования.

«У его героев словно заноза в теле, все они ею ранены и ищут лекарство либо в чувственности, либо в бессмертии», - писал Камю о персонажах Достоевского. Эти слова можно отнеси и к героям Ф Ницше, Ж-П Сартра, Дж Джойса и К. Кафки.

    

     Охарактеризуем основные принципы экзистенциальной Философии.

Конкретное бытие человека – это единственная подлинная действительность, Это бытие характеризуется динамичностью, и подлинность не может быть дана человеку, она может быть обретена. Ж. -П. Сартр описал это следующей короткой фразой: «Существование прежде сути. »

   

   Экзистенция человека «разворачивается» в общении с миром. Именно поэтому экзистенциальная философия в центр своего рассмотрения ставит не только человека но и бытие человека в мире (М Хайдеггер). К. Ясперс говорит о коммуникации, как общении, в котором человек не играет роли уготованной ему обществом, а вступает в подлинное общение. Ж. -П. Сартр пишет о ситуациях, в которых происходит встреча «Я» и «Другого».

   

  Каждый человек имеет сове предназначение в этом мире, конкретный смысл жизни. Общих целей индивидуального существования нет и не может быть. Они предельно уникальны, также как и средства их достижения. Постановка вопроса о смысле жизни является специфическим человеческим проявлением, а не симптомом болезни, как считал З. Фрейд. В одном из писем он пишет: «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он не здоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо». В полемику с ним вступает В. Франкл: «Смысл жизни не только может, но и должен быть найден ». Он утверждает, что вопрос о смысле можно ставить лишь как вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. В Франкл нашел применение словам Ницше о том, что « тот, кто знает зачем жить. вынесет любое как ». По его убеждению, эти слова должны стать руководящим принципом для практикующих психологов и психотерапевтов.

    

    Как человеческие существа мы способны к само осознанию, к рефлексии и принятию осознанных решений. Как утверждает К. Ясперс: «Человек всегда больше того, что он знает о себе ». Каждый хотел бы открыть свое Я свои скрытые возможности, так как от этого зависит свобода и выбор. Проблема заключается в том, что зачастую человек не доверяет себе, ждет оценок со стороны других, вместо того, чтобы взять на себя ответственность за разрешение экзистенциальных вопросов. Требуется мужество, чтобы открыть свою сердцевину и жить, вывернувшись наизнанку. Это серьезное испытание встречи с самим собой выдерживает не каждый.

   

   Очень часто экзистенциальное направление соединяют с гуманистическим. Неизбежными составляющими бытия человека в мире являются такие состояния, как тревога, вина, одиночество. Именно поэтому в психотерапевтической практике порой бывает трудно объединить Э. и гуманистическую ветви. Они принципиально расходятся в анализе возможностей человека, Если гуманистический анализ наполнен безусловной верой в возможности человека, то Э. Терапевты признают право на существование таких, казалось бы, негативных состояний. Вопрос заключается в том как человек может их принять. В то же время, оба этих подхода первостепенное значение придают свободе и значимости индивидуальности и в этом их сущностная близость. Классик гуманистической психологии К. Роджерс близок к Э. направлению. Одно время Роджерс работал с В. Франклом, этот опыт дал ему фундамент для работы с неизлечимыми больными

   

   Тревожность как состояние жизни есть плата за открытость новой жизни и плата за выборы, которые мы осуществляем. П. Тиллих выделил три типа тревоги в соответствии с тремя сферами, в которых небытие угрожает бытию: тревога судьбы и смерти, тревога пустоты и утраты смысла, тревога вины и осуждения. Научиться обнаруживать и принимать эти состояния в себе – глубочайшая мудрость.

  

   Ощущение изоляции приходит в тот момент, когда мы понимаем, что не зависим ни от кого, и сами определяем свою жизнь. Мы имеем возможность установить отношения с собой, научиться слушать себя, Мы одиноки в этом мире по сути и, как отмечает Р. Кочунас – это не моральная проблема. Мы будем способны оставаться среди других, если научимся оставаться в одиночестве. Находясь в предельных ситуациях – потери близкого человека, нравственного кризиса или схожих с ними, человек может обернуться на себя… и вспомнить слова В. Франкла: «Все, что не убьет меня, сделает сильней ».

  

  Отличительная черта человеческого бытия – это осознание реальности будущего и неизбежности смерти. Осознание факта конечности бытия придает глубинный смысл человеческой жизни. Один из учеников Конфуция задал ему вопрос: «Что такое смерть? ». Конфуций ответил: «А знаем ли мы, что такое жизнь? ». Ответы на эти два вопроса неразрывно связаны между собой. Часто идея смерти носит для человека спасительный характер – это и источник интереса к жизни и стимул для творчества. Мы начинаем осознавать сегодняшний день, жить и творить дела, не откладывая их на завтра. Смерть с точки зрения Хайдеггера, куда более важное явление чем жизнь, ибо она, смерть, и делает жизнь жизнью, персонифицирует ее.

 

  Иррациональный страх смерти является результатом неудачно прожитой жизни, Или можно сказать по-другому – результата непрожитой жизни, Это проявление нашей виноватой совести, когда время жизни растрачено впустую и упущен шанс плодотворного использования своего потенциала.

В одной из восточных сказок которую рассказывал Римас Кочунас скрыто откровение.

«К старенькой бабушке заходит смерть. Но женщина не хочет умирать И, собрав все свои силы, привязывает смерть к дереву, Она рада тому, что смерть с ней не справилась, да и другие освободились от нее. Но через какое – то время к старушке чередой пошли люди с просьбой отпустить смерть, Да и саму старушку жизнь перестала радовать. Отвязала она смерть, и та опять пошла к людям понимая свою нужность ». Трудно бывает порой впустить эту мысль внутрь себя. Но смерть не является абсолютным злом, так как вечная жизнь приводит к потере смысла.

  

  Фундаментальной потребностью человека является любовь. Именно любовь придает смысл нашей жизни, противостоит страху смерти, оправдывает наши грехи. Составляющими зрелой любви являются забота о другом, ответственность за происходящее с нами, уважение и знание себя и другого. Как пишет Э. Фромм: «Любовь это творение исторического человека, желание жить помимо сферы выживания. Любовь, нежность, разум, интерес, целостность и тождественность – все они дети свободы ».

  

    Освоение антропологической и гносеологической проблематики философии чрезвычайно важно для психологов – практиков, тем более тех кто занимается консультативной работой. Обращаясь к существующим философским и психологическим концепциям психолог – практик ищет ответы на главные вопросы: «Зачем? – в чем смысл, предельные цели и ценности психологического консультирования?, Что именно он может и должен знать, какова зона его профессиональной компетентности?, как достигать нужных результатов?, почему те или иные действия приводят к нужному результату? …»

По существу на эти вопросы найдены ответы у представителей экзистенциального анализа.

     

   Совместное движение консультанта и клиента к осознанию и испытанию своей подлинности является целью данного вида терапии. Консультант помогает человеку обрести себя, помогает приобрести внутренние личностные знания. Предметом этих знаний является сам человек и то, с чем он находится в непосредственном эмоциональном контакте, с чем он может эмоционально отождествиться. В Э. Консультировании конструируются процедуры, создающие для человека оптимальную ситуацию для самопознания и самораскрытия. Психолог стремиться к интенсивному и уникальному эмоциональному контакту с клиентом или группой, а не демонстрирует беспристрастность.

    

Для психологической помощи также важными являются следующие посылы.

1. Человек сам может изменить мир, который создал. Жизненная ситуация не может существовать всегда в одном и том же виде. Если Я отвечаю за свой мир, Я могу изменить и свою ситуацию.

2. Нет никакой опасности в изменениях. Если возникает страх, то исследуя его мы устраняем его.

3. Чтобы чего – то достичь, Я должен меняться.

4. У меня есть силы для изменений, Я создатель и творец своей жизни.

5. Проблемы в моей жизни зачастую возникают из – за моего отношения к миру. Чтобы решить проблему, бывает достаточно изменить свой взгляд на нее.

6. В жизни важно стать самим собой, а не стремиться быть похожим на других.

7. Способность к самораскрытию – это возможность быть психологически здоровым.

 

В Э. Консультировании человеку предлагается более глубоко осознать собственную индивидуальность, обрести свое истинное Я и найти в себе мужество оставаться этим Я. Кроме того, консультант помогает человеку осмыслить свое существование и осознать «открытую» возможность человеческой самореализации.

    

Наше профессиональное сообщество психологов консультантов только начинает открывать подлинные смыслы и ценности своей деятельности, поэтому свое введение я хочу закончить словами Карла Ясперса: «Человек становится тем, что есть благодаря делу, которое он делает ».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...