Вопрос о смысле жизни может быть поднят на разных уровнях.
Вопрос о смысле жизни может быть поднят на разных уровнях.
Наиболее общий уровень - уровень космического смысла. Многие религии и в том числе христианство основываются на принципе, что жизнь человека и мира это часть заранее установленного божественного плана. Смысл жизни отдельного человека заранее предрешён богом, каждый человек должен уяснить и выполнить эту божественную волю. Но человек всегда находится в неуверенности, что он по-настоящему знает этот смысл, даже богом установленный. Эта мысль очень хорошо выражена в таких словах: Ветвь не имеет надежды знать смысл дерева. Человек только может предугадывать какой смысл ему предрешён высшей силой.
Другой взгляд на космический смысл: жизнь отдельного человека – постоянное приближение к богу. И бог представляет собой совершенство и цель жизни приближение к совершенству.
Космический смысл, предлагаемый религиями, вмещает в себя очень разные интерпретации индивидуальных смыслов, а сам доступен очень не многим.
В наше время, уровень космического смысла, думаю, доступен меньшинству. Тем не менее для людей вопросы о смысле жизни реальны и существуют попытки ответить на эти вопросы без высшей инстанции, без высшей силы.
Одним из самых величайших представителей такой нерелигиозной точки зрения на смысл жизни был Французский писатель и философ Альберт Камю. Для определения места человека в жизни он использовал термин абсурда. Он говорил, что человек это ищущее смысл существо, которое обязано жить в мире не имеющем смысла.
Камю утверждал, что мы являемся моральными существами, которые требуют, чтобы мир нам дал основания для наших моральных суждений и решений, но мир к сожалению нам этого не дает, мир равнодушен к нам и это напряжение между равнодушием и стремлением к смыслу Камю и называл условиями абсурда.
Это отчетливо видно в его повести чужой. В которой он создает портрет человека в состоянии ценностного нигилизма. Герой - Мерсо существует как бы за пределами ценностного мира. ОН повторяет постоянно - мне все равно. В другом произведении " Миф о сизифе " Камю пытается найти другой вариант личностного смысла жизни - гуманистически ориентированный. Камю говорил: " Внутри любой системы человек, вглядываясь в водоворот бессмысленности, сам способен создавать новые смыслы. Равнодушие мира к нам мы можем превзойти гордым бунтом против ситуации. " Это новый вариант понимания смысла жизни развит в его романе " Чума" , где он описал доктора который в ситуации чумы относится к жертвам чумы с любовью и глубокой симпатией, видит смысл своей жизни в помощи этим людям. Камю начав с позиции нигилизма пришел к системе личной ответственности и личного смысла
Самое важное в позиции Камю состоит в том, что человек способен создать свой смысл в жизни, основываясь на смелости, на сопротивлении, на братской солидарности на любви, и полностью посвятить себя его реализации. Для этого нужно погрузить себя в поток жизни. И способы погружения, создания смысла очень разные. В дальнейшем я назову основные из них.
Перед этим я хочу процитировать В Франкла: «Предельный и окончательный смысл с необходимостью превышает и превосходит ограниченные интеллектуальные способности человека. Но вместе с этим от человека требуется не способность выдерживать абсурдность жизни, как утверждал Камю, но, скорее, умение выдерживать свою неспособность постичь ее безусловный смысл в рациональных терминах, ЛОГОС глубже чем логика».
Первый способ нахождения смысла в жизни это АЛЬТРУИЗМ.
Альтруизм как служение другим, участие в благотворительности в наиболее широком смысле слова. Он создает смысл для многих. Это те доктора и добровольцы, что едут спасать людей от различных эпидемий, это и спасатели, да и обычные люди, отдающие свои силы на благо других. Этот смысл просматривается и в работе психолога, мы помогаем не только клиенту но и его окружению. Глубина этого смысла определяется верой в то, что ты можешь дать нечто полезное кому то, можешь помочь другому делать его мир лучше.
Другой способ создания смысла, другой источник - САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. Самоотверженность, как посвящение себя чему-то, кому-то: семье, религии, науке, политике, государству... В самоотверженности есть компонент альтруизма, когда мы жертвуем собой ради кого-то. Самое главное в этом способе на хождения смысла - ориентация от себя во вне, от себя в мир, от себя к другим, самотрансценденция. Еще один способ придания смысла своей жизни это - ТВОРЧЕСТВО. Творить нечто новое - это прекрасное противоядие против чувства бессмысленности. Творчеством мы отвечаем на вопрос: " для чего? "
Когда я говорю ТВОРЧЕСТВО, я имею в виду самый широкий смысл этого слова. Здесь - творчество не какой-то особенный акт, на который способны поэты, художники или ученые. Мы можем творить везде, в самых мелочах своей жизни, где угодно мы можем быть творческими.
Любое занятие, любая работа, если мы пытаемся вносить в нее элементы творчества, переводит нас из режима автоматического действия. Именно так мы становимся по-настоящему людьми и перестаем быть автоматами. Ведь именно такой - автоматический режим жизни и работы часто и является источником переживания бессмысленности существования, пустоты жизни. Очень важная сторона творчества - самораскрытие. Кроме того творчество связывает нас с другими людьми, избавляя от одиночества. Чаще всего мы творим для кого-то, пусть даже для одного человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|