Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Франкл называет логотерапию третьей венской школой.




Франкл называет логотерапию третьей венской школой.

Первая - психоанализ, вторая - Адлер.

Все эти три школы отражают определенную эволюцию.

Фрейд говорил о принципе удовольствия который очень важен в детском возрасте.

Адлер говорил о стремлении к силе, к власти которое очень важно в подростковом возрасте.

Франкл говорил о стремлении к смыслу которое наиболее важно во взрослом возрасте.

Основу логотерапии составляют три основных принципа.

 

1. Жизнь имеет безоговорочный и безусловный смысл.

2. каждому человеку свойственно стремление к смыслу, это стремление является основной мотивирующей силой.

3. Каждый человек свободен в возможности обнаружить свой смысл.

 

Эти принципы являются ответами на вопросы, которые когда то встали перед Франклом и другими заключенными в концлагере.

Имеет ли смысл жизнь в лагере, может ли стремление к смыслу помочь выжить заключенному? Свободен ли человек выбрать смысл в условиях лагеря? Какой смысл страдания?

 

Попытки дать ответ на такие вопросы есть в прозе Шаламова.

Попытка осмысления каждого момента жизни в таких условиях, будь то помощь кому то... это помогало выжить, избежать газовой камеры. При всех равных условиях стремление к смыслу разделяло жизнь и смерть. Те кто терял надежду, смысл - умирали. Те кто стремился выжить, по разным причинам: соединиться со своими родными, рассказать о том, что было или просто отомстить. Именно смысл жизни помогал им выжить.  Человек даже выбирает время на которое его смысл будет действительным.

Франкл рассказывал, что перед самым освобождением по лагерю ходили слухи, что в определенный день придут американцы и освободят, и все как бы дали себе возможность жить именно до того момента. В тот день никто не пришел и не освободил, В тот день умерло очень много людей. Это показывает на сколько важна для человека надежда и смысл.

 

Франкл говорит, что в каждый момент, каждый был свободен выбрать отношение к той ситуации в которую они попали, выбрать установку к тому, что ты не можешь изменить.

Выживали люди которые вместо вопроса: Почему это случилось со мной, почему судьба столь безжалостна ко мне? , задавали себе вопрос: Что я могу сделать даже в этих условиях? С этого вопроса и начинается путь к смыслу и жизни в духе. Этот вопрос очень помогает в работе с неизлечимыми больными.

 

 В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Сегодня, не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он теряет себя, он либо хочет того же, чего и другие, либо делает то что другие хотят от него.

 

СМЫСЛ нельзя придумать, нельзя найти раз и на всегда и для всех.

СМЫСЛ - это всякий раз требование момента, конкретной ситуации, которое всегда адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек и его смысл.

 

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека

ожидает свой особый смысл. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации,

в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл,

и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое - ни будь дело. Возможность найти в жизни смысл не зависит от пола, от

интеллекта, от уровня образования, от того религиозны мы или нет.

 

Тему смысла жизни я хочу продолжить тремя цитатами из книги под названием " ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА " ВИКТОРА ФРАНКЛА.

 

" " Обращаясь к личному опыту, почерпнутому в концлагерях, я хочу выразить свою убеждённость в том, что жизнь имеет смысл и в таком случае этот смысл не зависит от её продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать её.

Коротко: Если человек знает зачем, он выдержит любое как. " "

 

" " В любом серьёзном деле возможность ошибки не избавляет человека от

необходимости пытаться. " "

 

" " Если я не сделаю этого - кто сделает? И если я не сделаю этого прямо

сейчас - то когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для

себя самого - то кто я? " "

 

Логотерапия.

 

Отвечая на вопрос: " Что мы можем сделать для человека? " , мы можем ответить - помочь ему, и это очень важно.

 

 В Логотерапии большое значение уделяется нахождению смысла в настоящем и потенциального смысла в будущем.

 

Логотерапия рассматривает человека в трех неразделимых измерениях:

               - физическом,

               - психологическом,

               - духовном.

 

 Вообще выдвижение духа как источника здоровье явилось в свое время достаточно новым в медицине, оно новое и для современной медицины. Логотерапия высказывается категорически против сведения человека только к телу и психике.

Франкл говорит, что если было бы так, то мы должны рассматривать Достоевского только как эпилептика, а Вангога как шизофреника...

 

 Введение духовного измерения позволяет нам понимать людей вообще и каждого отдельного человека в частности гораздо глубже и полнее. Эта позиция позволяет рассматривать человека как другого, а не как больного, с больной психикой...

 

 

Здесь я хочу предложить вам небольшую условную схему.

 

Духовный уровень

 

Формируется самим человеком, не столько задается извне, сколько формируется изнутри.
Бессознательная духовность Сознательная духовность Связь с богом с духовными сущностями всем своим существом

Психологический уровень.

Формируется через обучение в широком смысле слова. Задается близкими людьми и социумом
Бессознательное Сознание Связь с обществом, людьми открыта и оформлена в речи

Физический уровень

Задается изначально на уровне генов Реализуется через инстинкты, рефлексы …
Бессознательный Сознательный Связь с природой. Доречевой уровень

 

Каждый из уровней задает свои границы свободы. Каждый новый уровень позволяет расширить эти границы и превзойти ограничения и обусловленность предыдущего уровня.

 

Духовный уровень жизни позволяет превзойти ролевое поведение и как альтернативу предлагает свободный и ответственный, осознанный и аутентичный способ жизни. И один из способов выйти на этот уровень – дезидентификация.

 

Сразу стоит отметить, что уровень консультирования зависит от уровня консультанта. Если вам посчастливится и вашим консультантом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. И это не шутка.

 

 Если консультант будет свободен от влипания в разнообразные роли, только тогда он сможет помочь человеку выйти на духовный уровень. Если консультант будет привязан к какой либо роли, - все, что он может дать вам – это заменить одну роль на другую. Поэтому клиенты с которыми работают по методу Фрейда становятся фрейдизированными, а ребенок взрослый и родитель существуют в голове у тех кто хорошо знаком с Берном …

 

Целая армия консультантов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. И как я уже говорил консультант должен иметь представление о техниках и технологиях, вместе с этим должен умет проскользнуть в щель между теориями и увидеть реальность, вступить в подлинный контакт с подлинным человеком.. Такой опыт бывает совершенно потрясающим для клиента и дает возможность сориентироваться в каком направлении ему двигаться. И здесь я хочу привести слова Гордона Алпорта: Пока я буду озабочен тем, чтобы быть врачом, мне необходим пациент. Как только пациент перестанет вести себя как положено пациенту, я прекращаю работать с ним, потому что он не дает мне то, в чем я нуждаюсь в роли врача.

  

Результат сознательного освобождения от ролей – осознание своей сущности и своих возможностей. Есть направления в психологии где практикуется полное освобождение от ЭГО, так называемое второе рождение, где человек проходит через фазу смерти ЭГО и затем возрождается в виде духовной сущности.

Например в индии люди, встретившись вместо «Здравствуйте» и «До свидания» говорят то, что напоминает человеку о том, что он есть в своей сути. Они говорят: «Я почитаю Атмана, который внутри тебя, я почитаю свет который внутри тебя». Это означает, что человек воспринимает в другом то место, в котором МЫ ЕСТЬ, то, что находится за пределом всех ролей и индивидуальных различий. Слово которое там произносят НАМАСТЕ.

 

До последнего времени психология и психотерапия уделяла слишком мало внимания духовной сущности человека. Как говорит Франкл: целью терапии должна быть актуализация предельных возможностей человека, реализация его латентных ценностей соответственно афоризму Гете, который может быть принят как максима психотерапии: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать». С этими словами можно спорить, но в них есть большая доля истины и один очень важный момент.

 

Часто сами психологи и обычные люди повторяют такую фразу как: Принимайте меня таким какой я есть , не вдаваясь в глубину. Зацикленность на поверхностном значении этой фразы может очень сильно мешать как самому психологу, так и его клиентам, так как делает изменение человека. Здесь важно учитывать, что в человеке таком как он есть существует потенциал, который ждет своего раскрытия и огромный спектр возможностей, требующих своей реализации.

 

Духовное измерение включает в себя такие атрибуты как:

- стремление к смыслу,

- ориентация на жизненные цели,

- творчество и воображение,

- интуиция,

- способность видеть себя в перспективе ( какими мы можем стать )

- способность любить,

- способность услышать голос своей совести,

- и наконец чувство юмора.

 

Духовное измерение так же включает способность человека увидеть себя со стороны, трансцендировать себя. Но иногда необходимо помочь человеку открыть в себе это и это как раз одна из целей логотерапии.

Как я уже говорил - жизнь всегда имеет безусловный смысл.

Это утверждение основано на том, что человек всегда способен найти смысл.

 

 Смысл находится на трех уровнях человеческого бытия.

           

   1. Уровень действия - дела. Это то, что человек может дать миру -                                                                                                                 реализация творчества в широком          смысле

       2. Возможность придать смысл жизни через опыт своих переживаний. В этом вопросе Франкл очень много говорит о смысле любви, как основной возможности обретения смысла посредством переживания.

      3. крайняя возможность достижения смысла - возможность приобретения установки, отношения к обстоятельствам которые мы не можем изменить. Когда человеку недоступны два предыдущих способа нахождения смысла, существует возможность изменить свое отношение к непреодолимым обстоятельствам. Здесь Франкл говорит о смысле страдания и о смысле смерти.

 

 Таким образом смысл может быть обнаружен в любой ситуации. Даже в страдании, а Франкл говорит, что страдание имеет смысл только тогда, когда оно неизбежно, в противном случае это мазохизм.

 

 Когда страдание и смерть неизбежны, даже здесь возможно обретение смысла посредством своей позиции, отношения к страданию.

В этом смысле Фрейд реализовал принцип смысла до конца. Он был болен раком и последнее время своей жизни он испытывал ужасные страдания и при этом говорил, что его страдание это единственное, что осталось у него в этой жизни и я хочу эту  жизнь прожить полностью вместе со своим страданием.

 

С другой стороны ценностное поле зрения у многих людей узкое и не достаточно острое, потому часто к психологам обращаются люди с чувством недостатка смысла жизни или с переживанием отсутствия смысла жизни. Наконец и современная жизнь подталкивает людей к переживанию бессмысленности, даже современная жизнь в таких своих глобальных проявлениях.

 

Прежде всего очень многие люди и здесь и на западе удалились от религии, многим людям свойственны религиозный нигилизм и релятивизм - человек пытается найти себе удобную религию.

 

Отсюда и распространены различные секты - это результат поиска удобной религии.

 

Другая причина потери общего смысла жизни - люди сильно отдалились от природы, люди отчуждены от окружающего мира, который рядом с нами.

 

Наконец мир труда изменился на столько, что человеку остается все больше и больше свободного времени и возникает вопрос: " Что делать со временем? " Тем более, что из труда выталкивается творчество, многие формы труда являются автоматизированными и алгоритмизированными.

 

 Все эти причины создают условия для бессмысленности жизни с глобальными проявлениями: колоссальное распространение хронического алкоголизма, наркомании, разного рода депрессий, неврозов...

 Франкл различал две стадии переживания бессмысленности:

     - экзистенциальный вакуум,

     - экзистенциальный - ноогенный невроз.

 

Экзистенциальный вакуум или экз. фрустрация, как он еще называет, это часто встречающийся феномен, которому свойственны:

             - скука,

             - апатия,

             - субъективное переживание пустоты жизни,

             - смутное чувство неудовлетворенности.

 

 Франкл описывал так называемый воскресный невроз, ... Ритм нарушается и теряется смысл настоящего - - - бутылка, газета, телевизор, помогают решить проблему со временем но не помогают найти смысл.

 

Если на ряду с такого рода переживаниями бессмысленности возникают еще и клинические симптомы, то Франкл говорит о ноогенном неврозе. Вообще при наличии экз. вакуума, есть тенденция этот вакуум заполнить симптомами.

 

Экз. невроз от других форм невроза не отличается особенной симптоматикой, он отличается основанием и контекстом в котором этот невроз возник. Кризис бессмысленности жизни отражают и некоторые формы поведения. Очень многие люди в состоянии такого кризиса не знают чем им заняться, не знают, что они должны делать и главное, что они не знают чего хотят.

Здесь есть три возможности и две опасности, как говорит Франкл.

Либо человек становится жертвой конформизма, ищет самореализацию в

толпе делая то, что делают все, либо он поддается тоталитаризму, делает то что говорят вожди.

 

Другой известный психотерапевт описывал три формы экзистенциальной болезни:

 

! - авантюризм,

- нигилизм,

- вегетативность.

 

Авантюризм - форма жизни когда человек себя посвящает опасным, рискованным предприятиям и причина стремления к авантюрам - переживание бессмысленности жизни. Такой человек постоянно меняет

одну авантюру на другую, чтобы быть хотя бы на шаг впереди той остановки, когда придется задать себе вопрос: " что я делаю в этой жизни, для чего я это делаю и какой в этом смысл? "

 

Часто ощущение бессмысленности приводит к компульсивной активности, человек активен, чтобы не остановится, чтобы его не настиг вопрос чем он занимается в этой жизни. например когда начинаются бурные политические события, в них приходит очень много людей, которые были очень далеки от политики и они бегают от собрания к собранию от митинга к митингу, некогда работать. проходит время и часть людей возвращается к своей работе... Но часть людей там остается и они борются неизвестно с чем и за что. Потому что единственная цель - борьба, непонятно с чем, но главное бороться.

Это форма политического авантюризма из чувства бессмысленности.

Жил человек скучно и вдруг такая возможность появилась и ее не хочется упускать, хочется быть все время в потоке событий в борьбе.

 

Нигилизм - стремление дискредитировать любые формы активности

которые направлены на осмысление жизни у других. То есть если видят, что другой чем то занимается, то обязательно нужно ему доказать, что он ерундой занят, занят не тем. Поведение нигилиста определяется его стремлением к злому удовольствию. Он всегда скажет, что любовь н е может быть альтруистичной, что филантропия это лишь способ искупления вины, что о детской святости говорить вообще не приходится.

Нигилизм очень распространен и вообще то его даже за проблему никто не считает - называют это точкой зрения, хотя понятно, что это полная духовная инвалидность.

 

Вегетативное существование - форма болезни отражающая самую высшую ступень переживания бессмысленности, проявляется как полное погружение в апатию, в состояние когда человек перестает верить, что его работа может принести какой ни будь результат или пользу, что его жизнь имеет какую ни будь ценность для кого то.

На аффективном уровне это ужасная скука вперемешку с депрессией.

На уровне поведения - полное отсутствие селективной активности, все равно, что делать. Именно эта форма становится часто причиной алкоголизма, депрессии, тотальной пассивности.

 

В таких случаях может помочь логотерапия. Как говорил Франкл применение логотерапии может ограничиваться пятью областями.

1. Работа с людьми находящимися в ситуации экз. вакуума.

2. Работа с ноогенным неврозом.

3. Работа направленная на изменение установок типа гедонистической ( жизнь слишком коротка чтобы думать о ее смысле, ее нужно использовать для достижения удовольствий); фаталистической (смысла нет и не стоит его искать ); конформной ( смысл жизни в следовании за другими ); фанатичной ( уверенность, что только они знают смысл жизни и притом для всех )

4. Работа с людьми находящимися в состоянии неизбежного страдания - неизлечимые больные, старые люди, инвалиды, потеря близкого человека. ( Пример работы в доме престарелых - поэзия терапия, все занимались творчеством, писали стихи, все радовались этому творчеству и в этом обрели свой последний смысл жизни – это потрясающая идея. Как оказалось психолог даже в доме престарелых может очень многое сделать. )

5. Работа с людьми, имеющими психогенные неврозы и другие заболевания.

 

В логотерапии говорится о смысле на двух уровнях:

 

   1. Крайний смысл - смысл жизни вообще ( осознание того, что в мире существует определенный порядок, одни люди называют его богом, другие историей, природой... ) Крайний смысл мы не можем достичь, не можем ни доказать, что он есть ни, что его нет, он не доказуем, его можно только пережить и это сугубо личное. Здесь важно не достижение, а стремление к нему. В терапии с этим уровнем работать не можем. Вообще ответить на этот вопрос не возможно без конкретной ситуации.

 

   2. Второй уровень смысла - конкретный смысл в конкретной ситуации, это тот смысл который достижим, это смысл момента - настоящего момента моей жизни.

Согласно Франклу каждый человек проходит через нескончаемый ряд этих смыслов. Реализация смыслов моментов придает смысл всей нашей жизни. Если пациент говорит, что не видит смысла своей жизни и мы начнем с ним блуждать в лабиринтах смысла вообще это  будет не помощь, ему нужно помочь найти смысл на сегодня, на сейчас. Если он осознает, что ему нужно сегодня, завтра, ему станет на много яснее, что ему нужно через год и вообще.

 

 Как происходит логотерапия? Можно выделить два основных шага:

 

 1. Установить определенную дистанцию между человеком и его проблемой или симптомом, этим мы помогаем человеку осознать, что то с чем он пришел ( страх, тревога, депрессия, навязчивость... ), это не то чем он является, а то, что он имеет. Часто проблема остается неразрешенной именно потому, что люди думают, что они такие есть ( Я депрессивный, тревожный... ) Человек сейчас это имеет но может не иметь.

 

 2. Помощь клиенту в изменении установок к себе и к своим обстоятельствам жизни. Прежде всего мы должны помочь человеку отказаться о обвинений кого то в своих проблемах( родители, общество, я... ) Нужно помочь осознать себя не столько виновным, сколько причиной своей жизни - это принципиальная разница. Часто клиенты склонны обвинять себя, то обвинять за все... Свою часть ответственности человек должен осознать очень четко, и перестать кого то обвинять вообще. Человек автор жизни, своих симптомов, проблем, сложностей... Если кто то виновен в проблемах человека, то как мы можем помочь? Мы можем менять жизнь вместе с автором, если человек осознает, что это мое творения, то с этим творением я могу что то делать, я хозяин ситуации.

 

Изменение установок очень важно. Человек в состоянии всегда брать ответственность, если он не глубоко психически болен. Да если он в психозе, то он не в состоянии. При другом понимании никак нельзя помочь человеку.

 

На жизнь взрослого человека оказывает огромное влияние то, что он испытал в детстве особенно в отношениях с  матерью, в этом есть истина, но если сказать это клиенту, мы сделаем его безответственным. Знания о маме нужны психологу для лучшего понимания клиента, а не клиенту, ему же нужны четкие границы его ответственности. Важно осознать, что я могу, а могу очень многое, даже если со мной что то сделали в детстве, в моих силах очень многое изменить, по крайней мере, что то принять как

неизбежное и перестать бороться с этим. Здесь необходимо доверие к возможностям человека даже в рамках детской обусловленности.

 

Понято, что у каждого есть свой потолок, нет безграничных возможностей.

Клиент шизофрения - болен благодаря родителям, когда понял это, решил уничтожить родителей, как источник всех бед и стоило больших трудов удержать его от его идеи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...