Опасность в Э. консультировании !!!!
Опасность в Э. консультировании!!!!
Я тут говорю очень сложно об Э. к. И есть такая опасность, что можно начать говорить таким языком с клиентами, языком философии... Здесь возникает вопрос словаря консультанта. Если мы будем использовать такой словарь то наш клиент будет сидеть в ужасе ничего не понимая и никакой помощи ему не будет. В реальной работе этих терминов не должно быт, они лишь должны помочь понять психологу чем он занимается и что он делает, но это для его личного пользования. Особенно важно уметь говорить на человеческом языке сколь бы не были сложны проблемы о которых идет речь. Вообще в группе одна из задач отучить в конце человека от группового языка типа " обратная связь " … И наша задача помочь человеку говорить нормально. Вообще наш язык ужасен и нормальные люди нас не понимают.
И четвертый вопрос: Если нам все равно умирать, то какой смысл создавать свой мир, ели мы одиноки по сути своей, почему мы живем, зачем я должен жить. Человек ищет смысл в бессмысленном мире
В случае э. конфликта мы имеем столкновение с данностью, мы также сталкиваемся с тревогой и с защитными механизмами, так же как и психоанализе. Соответственно в экзистенциальном подходе и свои средства работы с конфликтом., Если психоаналитик, можно сказать ведет раскопки, счищая слой за слоем, пока не дойдет до фундаментального конфликта, самого раннего, глубокого детского конфликта.
В Э. психологии изучать глубоко человека это не значит копаться в прошлом. Это скорее всего значит, что человек сбросив с себя все сиюминутные заботы, глубоко думает о своей жизненной ситуации. Прошлое тоже важно, но не обязательно в нем копаться, э. подход направлен на настоящее и на будущее.
Скорее можно сказать Э. консультант занимается будущим, которое постоянно становится настоящим. Э. консультирование таким образом направлено на саму жизнь, а не на раскопки прошлого.
Один из моих терапевтов радикально развернул меня из прошлого в будущее после того как я в течении часа рассказывал ему о том какой несправедливой была ко мне жизнь и как мне было плохо. Он сказал фразу: не важно сколько лет ты прожил в дерьме важно сколько ты еще в нем проживешь.
ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
Вопрос смерти в консультировании важен в том отношении, что осознание смерти может служить предельной ситуацией и стимулировать процесс роста клиента, стимулировать изменения в его жизни, стимулировать принятие важных решений и действий. Потому, что столкновение с собственной смертью является предельной ситуацией и оно действительно может очень многое изменить в этой жизни.
Возникает вопрос: Как осознание смерти может стимулировать изменения в человеке?
1. Жизнь нельзя отложить, свою экзистенцию нельзя отложить. Одно из изменений в жизни больных раком - делают сейчас, то что хотят. Они перестают откладывать на будущее и живут в настоящем. Сталкиваясь со своей смертью человек испытывает свою жизнь как возможность возможностей, а смерть как невозможность дальнейших возможностей, человек понимает, что имеет возможность изменить свою жизнь до определенного момента, после этого такой возможности не будет. Если он умрет этой ночью, все намерения на завтра останутся намерениями, поэтому очень важно сделать сегодня то, что я могу сегодня сделать.
Столкновение с проблемой смерти в консультировании вызывает определенную тревогу, и вместе с тем это может быть стимулом к изменениям. Мысль о том, что я могу думать, что осталось еще 40 - 50 лет, но это может быть и не так. Не в силах человека контролировать смерть. Часто то, что мы должны делать сейчас ускользает из поля зрения, мысли заняты тем, чего нам не достает, чего мы не можем делать, мелкие заботы, опасности своему престижу, образу я. Это нам очень мешает осознать то, что мы должны и хотим сейчас делать.
Когда есть осознание смерти, человек лучше представляет, что ему делать сегодня. Стоики говорили: " Думай о смерти если хочешь научиться жить. "
Это не требование постоянно раздумывать о смерти, где бы человек не находился. это бы было глупо и мазохистично, непонятно... Скорее всего очень важно удерживать фон и фигуру, чтобы была и жизнь и осознание ее конечности.
В консультировании мы часто сталкиваемся с людьми испытывающими большую тревожность и пытаются расширить себя в пространстве. Они со многим идентифицируя свою личность. Такой человек говорит, что я это моя карьера, я это моя привлекательность... Очень важно сузить человека в его реальных границах и показать, что он не является своей карьерой, что он вообще не является своей ролью, он является только своей сущностью.
Можно человеку предложить выделить то без чего вы бы не смогли существовать, это у вас отняли и вы исчезли из этой жизни. Очень трудный процесс и в результате остается лишь сущность. Человек вдруг осознает кто он такой и что без многого можно в реальности обойтись. Идет процесс дезидентификации. До этого момента человек терялся в ролях, в объектах идентификации. Дезидентификация может становиться очень хорошим стимулом для изменения. Выше я уже говорил о ролях и возможности быть свободным от ролей.
Возвращаясь к теме смерти, я могу сказать, что если мы считаем, что в консультировании очень важно осознать свою смерть, то возникает вопрос как это можно сделать?
Существует ряд способов, которые помогают столкнуться с собственной смертью. Очень важно чтобы не терапевт дал опыт клиенту, а терапевт помог в себе открыть этот опыт, роль терапевта - роль катализатора. У каждого есть внутри опыт связанный со смертью, но люди вытесняют его. Мы должны катализировать процесс оживления этого опыта, чтобы человек понял, что экзистенциальные переживания не являются его врагом, что он может использовать их в качестве союзника в изменении жизни.
В консультировании очень много ситуаций где мы сталкиваемся с проблемой смерти и иногда сами психологи бояться коснуться этой проблемы, думая, что они подтолкнут клиента в ненужном направлении.... Это ошибочное мнение. Даже когда мы сталкиваемся с клиентами, которые находятся в крайних обстоятельствах, например после потери близкого человека, иногда нам кажется, что мы должны его как то опекать, помогать справиться с болью... В реальности эта ситуация очень болезненная и сложная, но она же является напоминанием человеку о его смерти и этого нельзя забывать. Если такой человек пришел к нам за помощью, помощь заключается не в том чтобы мы его оглаживали, а в том чтобы он ушел с осознанием значимости того, что произошло для него самого, что для него значит чувство вины, тревоги, что осталось не сказанным, не сделанным, какие возможности он утратил, какие остались, что для него означает его собственная смерть...
Мы не должны бояться коснуться этих вопросов. Вообще по большому счету наши клиенты должны понять, что очень часто наш рост происходит за счет наших личных трагедий и наши личные трагедии являются самым огромным стимулом к изменению жизни и себя.
Одновременно в ситуациях крайних потрясений возникает вопрос на сколько человек склонен к самоубийству. Для Того, чтобы выявить опасность суицида, Франкл предлагает задать человеку два вопроса. Один из них такой: «Собираетесь ли вы совершить самоубийство? ». Ответ разумеется чаще всего получаем негативный. Второй вопрос предназначен для того, чтобы застать диссимулирующего клиента врасплох и звучит так: «Почему нет» Пациент не собирающийся совершать самоубийства готов ответить на него. С другой стороны у пациента, который скрывает свои намерения, чтобы ему не помешали их осуществить не будет готового ответа. Более того при этом можно наблюдать типичную форму поведения, при котором он демонстрирует беспокойство и неспособен дать убедительный ответ, так как депрессивная личность испытывает чувство полной безнадежности и фактически считает, что нет ничего такого ради чего стоило бы жить.
Когда мы теряем близких и особенно родителей мы напрямую сталкиваемся с проблемой своей конечности. Психологически это очень важно. Когда родители еще живы, они как бы находятся между нами и нашей смертью. Есть такой часто бессознательный миф, что пока живы родители, для меня жизнь гарантирована. Когда мы теряем родителей эта защита пропадает, мы напрямую сталкиваемся с могилой, никто нас уже не отделяет от этого. Такие переживания очень важны. Важно помочь понять человеку, что у него есть дети, друзья... и он может сыграть огромную роль в их жизни. Остались очень важные возможности.
Было бы очень просто если бы можно было назвать и расписать все возможности и выдавать их человеку по мере использования. Тогда наверное никто бы не испытывал страха смерти. Универсальных вещей не существует, важен человек и контекст его жизни.
Когда мы сталкиваемся со страхом смерти очень важно разобраться с защитами, и проблемами которые за этими защитами кроются. Очень много возможностей для осознания своей смерти дают определенные периоды в жизни человека.
Особенно кризис среднего возраста. Человек осознает, что прошла основная часть его жизни и ничего кардинального не случилось, а для того, чтобы случилось остается очень мало времени. Как профессионалы мы должны помочь человеку актуализировать этот кризис, не убежать от него, потому, что только так человек может изменить свою жизнь. Да осталось мало, но осталось и чтобы понять как заполнить это время так, чтобы это было осмысленно. Это достаточно сложно и здесь мы можем актуализировать его страх смерти, его тревогу.
Таким катализатором осознания смерти является так же и выход на пенсию. Заканчивается самый важный и содержательный аспект жизни.
Этим может явиться и разговор о дне рождения, о том как человек празднует день рождения. Люди очень по разному относятся к этому. Даже очень простая на первый взгляд вещь - просьба хорошо всмотреться в зеркало... Либо просмотр старых фотографий молодости... Все это необходимо чтобы остро почувствовать, что жизнь идет, время уходит. Это острое осознание часто помогает изменить, что то в той жизни которая есть.
Осознанию смерти могут помочь даже некоторые искусственные способы. Например в ЛСД терапии описано очень много таких возможностей, когда посредством измененных состояний сознания люди сталкиваются с этой проблемой.
!!! Осознание своей смерти может служить экзистенциальным шоком, который способен очень помочь человеку в изменении его жизни. Есть очень простые техники: - написать себе эпитафию. - написать некролог. - последнее письмо. - линия на бумаге, точка рождения и точка смерти. Где вы сейчас находитесь? Что означает эта точка на этой линии? Эти техники обостряют видение своей жизни, осознание своей линии жизни.
Опыт массированного переживания смерти. Тренинг смерти.
От ведущего зависит острота и экстремальность этого опыта. - работа с фантазиями - медитация последнего дня. - участники группы представляют свои ценности - ситуация катастрофы и спасен может быть лишь один человек. Каждый на основании своих ценностей должен сказать почему именно он должен жить. Или наоборот почему он не должен жить.
Это далеко не законченный список техник осознания смерти. Понятно, что жизнь более богата и изобретательна. Очень важно чтобы сам психолог был достаточно опытен и зрел, чтобы работать с такими проблемами, потому, что это очень больные проблемы. Если сам психолог будет использовать мощные защиты, он не только не поможет клиенту, он научит уходить от этих проблем. Это слишком серьезные вопросы, чтобы к ним относиться поверхностно. Это даже не проблем а, это основной вопрос человеческой жизни и к нему нельзя подходить как к проблеме, которую мы какими то психотерапевтическими способами решим раз и на всегда.
Сам психолог должен иметь достаточный опыт, чтобы работать с этими вопросами. Важность собственного опыта для психолога крайне важна. Даже в примитивных культурах для того, чтобы стать шаманом существуют сложные обряды инициации. Эти обряды требуют, чтобы у шамана был собственный опыт, личный опыт, включающий страдание, смерть и возрождение. Только после этого шаман становится дееспособным.
Один из вариантов встречи с со смертью - вопросы наших детей. Вопросы о смерти. Как показывает опыт родители относятся к ним не серьезно, пытаются увести детей в сторону от этого.
Родители делают большую ошибку, когда думают, что дети мало знают об этом и их это не должно беспокоить. Это часто не так. Мы детей скорее всего научаем не спрашивать, дети начинают чувствовать, что их вопросы очень тревожат взрослых и они эту тревогу воспринимают и перестают спрашивать, чтобы не тревожить родителей, хотя для них это важно. Таким способом мы сами подавляем выражение страхов и тревог у детей. Это все переносится во взрослую жизнь. Не выговоренные детские страхи преследуют нас всю жизнь. Мы становимся поверхностными, избегаем вопросов, подавляем свои чувства...
Вопрос: " Когда ребенок в первый раз узнает и интересуется смертью? Один исследователь, Грегори Рохлин, наблюдал за играми маленьких детей. Он говорил, что уже дети трехлетнего возраста выражают тревогу по поводу смерти. Уже с этого возраста начинает формироваться идея или представление о смерти.
Это случается как показывают исследования даже без определенного опыта. Известный Философ Макс Шелер говорил, что каждый из нас имеет интуитивное знание смерти.
Вместе с идеей смерти в ребенке появляется механизм отвержения смерти. У детей есть ряд защитных способов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|