Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Экзистенция никогда не является статичной она всегда в развитии и




 Экзистенция никогда не является статичной она всегда в развитии и

становлении. Предельная и идеальная цель человеческой экзистенции - реализация всех возможностей. Отсюда самый тяжелый груз на плечах человека – упущенные возможности, непрожитая жизнь. (очень много примеров в литературе и искусстве, фильм Тарковского «Жертвоприношение»)

 Стоит отметить, что желание ограничить других проистекает из собственных нереализованных возможностей (Бабушки у подъезда – их так называемые моральные требования оформляются их моралью но черпают энергетическое наполнение из нереализованных возможностей)

 

Становление - это путешествие в сторону этой идеальной цели – полной реализации своего потенциала. Как я уже говорил жизненная ситуация не остается неизменной и иногда чтобы помочь человеку вырваться из клубка проблем достаточно предложить ему следить за изменениями в его жизни. Становление человека всегда связано со становлением мира. Нельзя рассматривать человека в отрыве от контекста его жизни. Сегодняшняя жизнь очень сильно влияет на жизнь и проблемы человека.

 

Если психолог говорит, что его не очень интересует то, что происходит на

улице, что его интересует то, что происходит в душе клиента, то можно

предположить, что он не очень хорошо разбирается в жизни.

 

Теперь я хочу перейти к экзистенциальному консультированию, и в частности к консультированию в группе.

 

Это та группа которую я хочу вам предложить в практической части.

Изначально он называлась " Экз. тренинг. Потом это название ушло, потому, что слово тренинг предполагает, что я знаю как и научу, натренирую.

Теперь она называется группой экзистенциального опыта или жизненного опыта. В любом случае мы можем предложить человеку пережить определенный опыт (опыт общения с консультантом …), а уже что человек сделает с этим опытом зависит полностью от него. Опыт как возможность увидеть мир с разных сторон, опыт как возможность измениться.

 

Экзистенциальная группа является динамической и поэтому она близка к аналитическим динамическим группам. Понятие динамики связано с термином силы. Уже у Фрейда динамика основана на понимании конфликтующих сил.

 

Экзистенциальное консультирование отличается от психодинамического подхода.

Различие в том, какие силы конфликтуют с точки зрения Э. К.

Э. К. основано на другом понимании сил - это не конфликт между вытесненными и сознательными желаниями, это скорее всего столкновение человека с неизбежными экзистенциальными вопросами.

 

Как человеку открываются эти экзистенциальные вопросы? Это обычно происходит посредством глубокой личностной рефлексии и чаще всего это происходит не в обычных условиях. В обычных условиях не возникают такие вопросы.

 

Это могут быть измененные условия жизни, когда человек бывает один,

когда у него есть время для себя, время подумать о себе, тишина.

Именно таких состояний часто боятся люди так как интуитивно чувствуют неизбежность столкновения с этими вопросами.

 

В недавнее время даже появились такие группы тишины, молчания, где люди сидят и молчат по 12, 20 часов. не все выдерживают этот марафон и для многих такая группа становится сильным потрясением. Максимально я встречал группы молчания от семи до девяти суток. В этом находишь для себя очень много. Когда это происходит в лесу, когда времени много и ты не занят суетливой болтовней и необходимостью развлекать себя или других всплывает самое основное. За это время можно несколько вариантов своей жизни прокрутить, со всевозможными вопросами и ответами.

 

И наконец в реальной жизни достаточно таких переживаний, которые сталки-

вают нас с этими вопросами. Это ситуации смерти близких, это опыт пере-

живания потери друзей, это необходимость принять важное решение, которое

очень многое меняет в жизни и после принятия которых, возврата уже нет. Си-

туации когда все, что человек строил рушится, когда человек достигает дна

колодца. Иногда на группы к Кочунасу приходили люди и он говорил, что вы

недостаточно еще страдали, чтобы с вами работать и менять вашу жизнь, вам

еще нужно достичь дна, чтобы начать подниматься, в полете практически невозможно начать подниматься. Внешне это выглядит достаточно жестоко, но такова реальность.

Как видим, существуют условия в которых экзистенциальные вопросы всплывают

чаще.

 

Вообще существуют четыре базовых вопроса.

- свобода,

- изоляция,

- бессмысленность,

- Смерть

Встреча человека с этими данностями и составляет суть динамического экзис-

тенциального конфликта.

 

Дальнейший наш разговор будет развиваться именно в этом порядке

 

Свобода.

 Вообще о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода, как нечто желаемое, к чему мы стремимся.

 

Если посмотреть суть этого понятия, то свобода это отсутствие внешней

Структуры и определенности, человек должен принести структуру в мир и в

этом смысле существует другая сторона свободы, заключающаяся в том, что

перед нами ничего нет, это мы должны создать ту структуру которую мы пре-

дадим своей жизни. И конфликт в отсутствии этой заранее предопределенной

структуры и желании чтобы все было структурировано и имело свои основания.

Поэтому, если по-другому посмотреть на свободу, мы увидим ответственность за ту жизнь, которую мы создаем и для большинства людей свобода это суровое испытание. И как говорил Фромм человек обречен на свободу и он бежит от свободы.

Говоря о свободе я хочу вкратце упомянут концепцию Мартина Бубера известного еврейского философа. Бубер говорил, что сегодня у человека есть все возможности сделать шаг к свободе. Человек может жить на двух уровнях:

n Уровень вещей – мир ОНО, мир объектов познания и использования, на котором безгранично господствует причинность и обусловленность основополагающая для научного упорядочения мира. Мир ОНО обладает связанностью в пространстве и времени

n Мир отношений где Я и Ты свободно пред – стоят друг другу во взаимодействии не опосредованные опытом, открытые и доступные в своей целостности и неделимости. Здесь человеку дается ручательство его свободы, свободы человеческого существа как такового. Лишь тот кто постиг отношение и знает присутствие ТЫ, способен на то чтобы решиться открыться миру во всей своей целостности. Тот кто решается, свободен, ибо он встал перед лицом бога. Мир ты не имеет связанности в пространстве и времени, отдельное ты должно стать ОНО когда отношения исчерпаны.

 

Согласно Буберу свобода и судьба вверены друг другу. Только тот встречается с судьбой, кто претворил в действительность свободу. Свобода и судьба объемля друг друга, образуя смысл. И единственное что может стать для человека роком, - это вера в рок, она подавляет движение к свободе.

 

Часто человек уходит в мир ОНО где все подтверждено опытом и зафиксировано в причинности – это и есть бегство от свободы.

В мире ТЫ, мире отношений встречи не складываются в упорядоченный мир, каждая встреча знак мирового порядка. Относительно такого мира ты не можешь прийти к пониманию с другими, с ним ты один на один, он не помогает тебе удержаться в жизни, он лишь помогает обрести предчувствие вечности. Этот мир оставляет после себя больше вопросов, чем ответов, такой мир угрожает нашему покою и безопасности, но одновременно с этим он ничем не заменим. Это мир чистого настоящего в котором невозможно жить постоянно. Но можно жить в чистом прошлом, собственно, только в нем и возможно устроение жизни. Надо заполнить каждое мгновение опытом и использованием, и оно перестает жечь. Человек не может жить без мира ОНО. НО тот кто живет лишь с ОНО тот не человек.

 

Возвращаясь к свободе как таковой важно учитывать, что существуют два вектора свободы:

- свобода от.

- Свобода для.

 

СВОБОДА означает свободу относительно трех вещей:

1. Инстинктов.

2. Врожденных диспозиций.

3. Среды.

 

Говорить о свободе человека мы можем только тогда, когда он противопоставляет себя ограничениям природы, когда он перестает слепо и покорно подчиняться ограничениям, налагаемым биологическими (раса), социальными (Класс, общественное устройство…)или психологическими (темперамент, характерологический тип) факторами, - только тогда его можно оценивать с точки зрения морали.

 

Смысл понятия свобода появляется или пропадает в зависимости от нашей веры в подлинную способность человека не просто принимать вышеупомянутые ограничения, но вместо этого рассматривать их как вызов ему самому формировать свою судьбу и свою жизнь. Стоит отметить, что свобода тесно связана с таким понятием как привязанность (Привязанность к людям, вещам, мыслям, эмоциям, желаниям …) Практически все религии оперируют термином – свобода, освобождение итд. Акцентируя свое внимание на разных аспектах и уровнях. И любой духовный и религиозный путь фактически путь к свободе. (Четыре истины Будды)

 

Вместе с этим другая неотделимая сторона свободы – ответственность. По большому счету человек никогда не может до конца ответить на вопрос правильно ли я поступаю, абсолютных критериев нет. Единственное, что человек может сделать - это признать что он сделал выбор, это его собственное решение, это он действует, а это и есть ответственность.

 

Понятие ответственности очень хорошо иллюстрируется старой индейской

сказкой.

 

« Жил некогда молодой человек – очень бедный индеец. Он жил в большом городе, и окружали его только белые люди. У него не было ни дома, ни родных, ни друзей. Он пришел в город за счастьем, но нашел лишь нищету и боль. Время от времени он, работая как мул, добывал несколько монет на кусок хлеба. Если бы не это, ему пришлось бы просить милостыню, или воровать.

 

Однажды молодой человек отправился на рынок. Бредя как в тумане, он диким взглядом рассматривал изобилие прекрасных товаров. Он был в таком шоке, что не видел, куда идет, и в конце концов, налетев на стоявшие корзины, свалился на какого - то старика.

 

Старик нес четыре большущих кувшина и только что остановился и присел, чтобы перекусить.. Парень разозлился и обругал старика за то, что тот расселся у него на дороге. Кувшины старика опрокинулись и покатились. Увидев это молодой человек решил, что на сегодня ему удалось найти для себя пропитание.

 

Он помог старику и взялся нести тяжелые кувшины. Старик сказал, что идет домой в горы и молодой человек настоял на том, чтобы сопровождать его хотя бы часть пути. Старик повернул в горы и по дороге накормил молодого человека, отдав ему часть купленных на рынке продуктов. Молодой человек набил брюхо под самую завязку и почувствовав, что сыт, начал замечать на сколько тяжелы сосуды, которые он нес. Он покрепче прижал их к себе.

 

Молодой человек спросил у старика: что у тебя в этих кувшинах? Старик не ответил, но сказал, что собирается показать молодому человеку друга, который развеет его горести, даст ему совет и научит мудрости необходимой для того, чтобы разобраться в неисповедимых путях этого мира.

 

После этого старик призвал к себе оленя. Ничего красивее этого оленя молодому человеку в своей жизни видеть не доводилось. Олень был на столько ручным, что подошел совсем близко и бродил вокруг. Он сиял и переливался всеми цветами радуги. Молодой человек был на столько очарован, что тут же догадался, что это волшебный олень. Старик сказал, что если молодой человек хочет, чтобы олень стал его другом и подарил ему свою мудрость, он должен всего на всего отказаться от кувшинов.

 

Все мелочные желания и страсти молодого человека всколыхнулись в ответ на это предложение. Молодой человек спросил: Так что же, все-таки в твоих кувшинах. Старик искренне ответил, что в кувшинах пища.

 

Разумеется. молодой человек не поверил ни единому слову старика. Он прикинул, что старик наверняка колдун. И если за свои кувшины он готов отдать волшебного оленя, то какое невероятное могущество, какую фантастическую силу они должны содержать. Молодой человек заявил, что он выбирает кувшины.

 

Молодой человек схватил кувшины и убежал. Забрался в укромное место и там их открыл. В кувшинах оказались только пища и вода, молодой человек в припадке гнева сбросил их с высокой скалы на камни.

 

Юноша догнал старика и высказал ему всю свою злость и обиду, но тот ответил: «Ты сам не знаешь чего ищешь, ты не знаешь что такое волшебство, по этому не можешь судить нашел ты его или нет. Ты не принял на себя ответственности за свое решение, по этому так разозлился из - за своего просчета. Если бы твое решение было осознанным, и если бы ты готов был за него ответить, ты оставил бы еду, что была в кувшинах себе и был бы этим более чем доволен. А может тебе даже удалось бы понять, что эта еда тоже была волшебной ».

Продолжая разговор об ответственности необходимо отметить, что лишь целостный человек может быть до конца ответственным. И вообще понятие ответственность надо вернуть из сферы этики, из свободно парящего в воздухе долженствования в сферу живой жизни. Подлинная ответственность есть лишь там, где действительная возможность ответа.

Ответа на что?

Ответа на то, что с человеком случается, что он видит слышит, чувствует, встречает в своей жизни Ответа на каждый конкретный миг с его содержанием мира и судьбы. И часто нужен весь аппарат нашей цивилизации чтобы отвлечь внимание человека от голоса мира, голоса души и бога на который необходимо ответить. Ответ это не только слова, мы отвечаем действием, свершением или отказом от него и есть такие вопросы, ответом на которые может быть только целая жизнь.

Но может случиться, что мы пытаемся ответить, начинаем лепетать, ибо для ясной артикуляции нам порой не хватает душевных сил, но этот лепет – достойная попытка. Ответственность это ответ на ситуацию с которой мы именно теперь столкнулись, которая не была нам известна и не могла быть известна, потому, что подобной ей никогда не было. Именно по этому невозможно ответить за другого и нет стандартных ответов ни в морали ни в нравственности, ни то ни другое не поможет в ответственности. И пока человек занят внутренними конфликтами и борьбой, не субъекта ответственности. Только так в верности себе и мгновению, мы узнаем жизнь, которая есть нечто другое, чем сумма мгновений. По сути ответственность есть подлинный диалог с человеком, миром, богом. Этот диалог нельзя задать заранее, ответственность не обязанность, а возможность.

Говоря о свободе, невозможно обойти такие аспекты человеческого бытия как решение и воля. Коснемся оба этих аспекта. Осознание реальности приводит к принятию решений. Это органическое единство иллюстрируется японской пословицей – «Знать и не действовать – значит не знать самого главного».

 

Отто Ранк, сподвижник Фрейда один из первых ввел волю в психологическую теорию и практику(«Терапия воли» Л. )

   

 Для экзистенциалистов воля связана с желанием и направлена на будущее – воля – орган будущего. Любая терапия в большей своей части направлена на волю, которую часто необходимо освободить, либо трансформировать.

 

Отто Ранк выделял три стадии развития воли:

 

1. Врожденная воля – связана с тем, что необходимо делать.

2. Позитивная воля – связана с желанием соответствовать тому, что должно делать.

3. Творческая воля – связана с желанием и проистекающим из него намерением.

 

Те кто имеет дело с религиозными духовными или мистическими практиками вероятно захотят прибавить четвертый уровень – духовной воли. Это тот уровень когда воля человека сливается с волей Бога и становится намерением формирующим жизнь человека и мир вокруг него.

 

Очень часто родители подавляют волю своих детей и она остается на первой или второй стадии, появляется воля связанная с чувством вины, чувством жалости, подавленными эмоциями … Формируется невротическая воля.

 

Ролло Мей в свою очередь внес в волю желание. Без желания невозможно глубокое осознание действительности. Желание это потенциальность, с помощью желания мы проецируем себя в будущее. Желание всегда связано со смыслом и очень индивидуализировано. Четвертый уровень воли который я рискнул выделить, трансцендентен желанию.

 

Желание придает воле богатство, игривость. Воля придает желанию жизненность, серьезность.

 

Помочь человеку узнать чего он действительно хочет – половина психотерапии.

 

Следующий шаг после осознания своих желаний - принятие решения. На этом этапе часто люди оступаются изобретая различные способы избегания принятия решений:

      

1. Откладывание на завтра – постоянно в процессе приготовления.

2. Концентрация на страхе от свободы.

3. Передать право решать другому человеку или группе людей (тоталитаризм).

4. Своим поведением подходить к решению, не беря за него ответственность.

5. Бросание монет.

6. Опора на внешние правила и нормы.

 

Задача психолога помочь человеку справиться со страхом, помочь осознать свои желания и возможности, а так же последствия своего выбора.   

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...