Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Но даже при своей болезни он может очень много сделать, иначе в чем наша




Но даже при своей болезни он может очень много сделать, иначе в чем наша

помощь? .

 Сначала он получил инвалидность - решил ничего не делать, лежит на кушетке...

 

Затем мама выделила ему кусок земли около гектара, он пошел на курсы фермерские... Человек даже в такой ситуации может нести ответственность за свою жизнь, может чем то заниматься, а не все время думать, что с ним делали родители. Психолог должен найти такие пути работы с клиентом, чтобы он принял ответственность за свою жизнь даже при такой болезни. Болезнь не делает его не ответственным за свою жизнь.

 

Динамика движения от безответственности была.

 

Следующая идея - убить психотерапевта - он подтолкнул к пониманию всего этого и заставляет что то делать. Затем идея самоубийства.

Он серьезно болен но не безответственный.

 

Критерий ответственности всегда различен, влияние разное, истории жизни разные... Есть возрастные границы ответственности и по ходу развития их необходимо расширять вовремя. Часто проблема в том, что человек либо очень долго ни за что в своей жизни не отвечал, либо слишком рано на него свалилась ответственность и он не смог с ней справиться и отказался от нее. В этом смысле важна интуиция и знание родителей. Например участие в планировании бюджета семьи. Часто родители очень долго не включают детей в финансовые дела семьи отсюда очень много проблем ( воровство... )

Дети не понимают, что и когда можно купить, как заработать...

Этим можно начинать заниматься лет в пять - семь Ребенок должен по мере возможностей знать сколько и как зарабатывает семья, что и на что тратится... ОН постепенно становится ответственным за благополучие семьи.

Воспитывать ответственность легче чем развивать потом в консультировании.

Пример - клиент с большим весом не может нести ответственность за расстройство внутренних желез, но за режим жизни, за питание он несет полную ответственность.

 

ВЗГЛЯД НА ВРЕМЯ.

Техники экзистенциального консультирования.

Очень важной особенностью экзистенциальной терапии является взгляд на время. Этот взгляд начинается с того, что сама экзистенция - существование человека становится, постоянно находится в процессе становления, развивается во времени и никогда не бывает в статическом состоянии. Экзистенциальные психотерапевты полностью согласны со словами известного философа Анри Бергсона, что время является сердцевиной экзистенции.

 

 Часовое время экзистенциалистами понимается как аналог пространства, часовое время мы можем понимать как ряд точек на часах или как ряд точек в календаре. Такой аспект времени соответствует плоскости мира ( umveld ), но в плоскости отношений между людьми ( mitveld ) количественное время считается менее значимым.

Мы никоим образом не сможем измерить количеством времени, количеством месяцев или минут степень любви или степень близости между людьми. Есть русская поговорка: " Счастливые часов не наблюдают ". В плоскости человеческих отношений часовое время имеет малое значение. Здесь более важен внутренний смысл самих событий.

 

А если мы возьмем плоскость собственного мира ( aigenveld ), то там протекание времени не имеет ничего общего с часовым временем.

Потому, что самоосознание всегда Здесь всегда сейчас, в непосредственном сейчас. Самый глубокий психологический опыт очень связан с отношением человека со временем. Один из известных экзистенциальных психотерапевтов Минковски говорил, что невротичность клиента часто и состоит как раз в том, что он не может иметь будущего, у него нарушено отношение со временем. Это значит, что человек не может перенести себя в будущее, не может вообразить того момента, когда у него не будет тревоги, депрессии или других симптомов.

 

Вообще экзистенциальный анализ, который поставил время в центр психологического мира, говорит что во времени на много важнее будущее, чем прошлое или даже настоящее. Основной аспект времени это будущее. Вообще человека и его мир мы можем понять только когда мы видим его в движении к будущему. И человек себя меняет и себе помогает когда он проецирует себя в будущее.

 

Это логический вывод из того факта, что человек находится в постоянном процессе становления. Это конечно совершенно не означает что экзистенциальная терапия отвергает значимость прошлого и настоящего для человека. Важен тот момент, что прошлое мы можем понять только в свете будущего. Какие то события вроде бы детерминирующие наше настоящее, они свою значимость получают лишь в настоящем и будущем, прошлое является той областью из которой мы выбираем события согласно нашим потребностям

 

И если говорить о прошлом в логотерапии, то стоит привести цитату В Франкла.

 

«Я никогда не устаю повторять, Что единственно преходящими аспектами жизни являются возможности, но с момента актуализации они становятся реальностью; они спасены и преданы в прошлое, в котором они зафиксированы и сохраняются от исчезновения. Потому что в прошлом ничто не теряется безвозвратно, но все сохраняется. Обычно человек осознает только мимолетность жизни, и не замечает полных гарантий прошлого, в котором оказываются спасены раз и на всегда его дела, радости и его страдания. Ничто уже не может быть отменено и ничто сделанное не может быть не сделанным. Можно сказать, что осуществление чего-то есть самый надежный способ его сохранения. »

 

Сейчас я хочу перейти непосредственно к психотерапевтическим последствиям этой концепции экзистенциальной терапии.

 

Экзистенциальный анализ это способ понимания человеческого бытия, бытия индивидуального человека.

 

Одна из самых главных преград для понимания человека в западной культуре - слишком большое внимание технической стороне жизни, техникам психотерапии и консультирования. Такой технический взгляд на человека, прежде всего, проявляется в тенденции видеть в человеке объект, которого мы можем сосчитать, которого мы можем анализировать и которым мы можем руководить ( измерять, диагностировать... )

 

 Таким образом мы видим человека как объект манипуляций ( терапевтических, диагностических... ) Можно сказать, что до сих пор психотерапия уделяла слишком мало внимания духовной сущности человека. Ибо целью психотерапии должна быть актуализация предельных возможностей человека, реализация его латентных ценностей соответственно афоризму Гете, который может быть принять как максима психотерапии: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать. »

 

 В западной культуре принят взгляд, что понимание следует после применения определенных техник, если мы правильно применим техники, значит мы сможем проникнуть в тайны его проблем.

 

 В экзистенциальной терапии все наоборот, здесь техника следует после понимания, согласно пониманию человека и его мира. Главная задача консультанта, задача за которую он полностью ответственен, это понять клиента, понять другого человека как бытие в мире. И все техники зависят от этого понимания. Основной процесс консультирования - помощь человеку узнать и испытать собственную экзистенцию. Это не означает, что в экзистенциальной терапии вообще не применяются техники.

 

Экзистенциальное консультирование отличается от других видов консультирования тем что в нем очень важен контекст в котором находится человек. Это отличие коренится в понимании человека как бытия в мире, важен становится мир в котором находится человек.

Интерпретация снов и ошибок в экзистенциальном консультировании будет мало отличатся от того, что может сказать классический психоаналитик, но важное отличие будет именно в контексте.

Экзистенциально ориентированный терапевт будет смотреть, как это сновидение освещает мир клиента и указывает в какой точке находится клиент, в каком направлении он двигается сейчас.

Контекст жизни человека является основой а не сетью психодинамизмов как это принято в аналитической психотерапии.

Контекст - непосредственное, реальное настоящее.

 

Основные цели Э, терапии.

 

Задача психолога – помочь человеку испытать свою жизнь как подлинную, осознавая себя как бытие в мире с определенными возможностями и ограничениями.

 Как я уже говорил, Джеймс Бугенталь считал, что подлинность – сердцевина всех терапий и выдвинул три принципа подлинности:

 

1. Полное осознание настоящего момента.

2. Выбор как существовать в этом моменте.

3. Принятие ответственности за выбор.

 

Э. Консультирование – помощь в расширении самоосознания, этим увеличивается потенциал возможных выборов и принятия ответственности за них. (очень сложная задача – люди бояться ответственности, особенно трудна ответственность для подростков. Свобода это необходимость выбрать между тем, что незнакомо и тем, что знакомо. Выбор всегда происходит в состоянии открытости миру, а это рождает тревогу, так как мир не дает нам никаких гарантий) Принятие и осознание тревоги – важная часть в работе психолога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...