Другая экзистенциальная данность - изоляция.
Другая экзистенциальная данность - изоляция.
Имеется в виду не одиночество в том смысле, что у меня нет друзей, и не в ом смысле, что человек изолирован от своей личности. Речь идет о фундаментальной изоляции, изоляции от мира в целом. И не важно на сколько мы близки к миру и людям, сколько у нас друзей, всегда существует последняя черта, которую мы не сможем переступить. Человек приходит в жизнь один и уходит один. Здесь возникает базовый экзистенциальный конфликт между знанием абсолютной изоляции и желанием быть частью мира, быть вместе с другими. Проблема в том, что полностью понять другого и полностью быть с кем то мы не можем. Стоит отметить, что весь процесс роста – отделение человека от мира, движение к автономии, независимости и доверию к себе. Изоляция и присущая ей тревога – плата за личностный рост.
Парадокс в том, что мы можем разделить одиночество другого, но даже любовь не устраняет одиночества, она лишь компенсирует боль, заполняет одиночество, не избавляя от него. По сути можно выделить два одиночества: n Невротическое одиночество обусловленное тем, что человек порабощен привязанностью к людям и одержим желанием их использовать. n Базовое одиночество – место очищения, необходимое тому, кто пребывает в обоюдной связи с богом или человеком, чтобы вступить в Святое-святых – любовь и подлинность жизни существа отделенного от мира, но способного открыться миру и открыть его для себя во всей его целостности.
Если мы можем принять собственное одиночество, это дает возможность возникнуть зрелой любви без маниакальных идей и смертельных привязанностей. В противном случае возникает любовь невротическая, любовь двух ущербных половинок отчаянно нуждающихся друг в друге.
Вопрос о человеческой сущности во всей своей глубине открывается лишь тому, кто стал одиночкой. Истинная встреча между людьми, которая станет возможной и неизбежной после того, как кончатся все мнимости и иллюзии, может состояться лишь как встреча одиночки с его собратьями. Когда одиночка узнает другого во всей его инаковости, как самого себя, без предрассудков, запретов и страхов, только тогда он может заполнить сое одиночество подлинным диалогом, заполнить его до краев. Как говорил Мартин Бубер: Настоящий диалог (не обусловленный заранее во всех своих частях, но вполне спонтанный, где каждый обращается непосредственно к своему партнеру и вызывает его непредсказуемый ответ), настоящий урок (а не автоматически повторяемый и не тот, результаты которого наперед известны преподавателю, но сулящий обоюдные призы), настоящее, а не обратившееся в привычку объятие, настоящий а не игрушечный поединок – во примеры истинного «Между», которое только и может ослабить боль нашего одиночества и заполнить его до краев.
О С М Ы С Л Е Ж И З Н И.
Хочу начать разговор о смысле жизни или о бессмысленности и вместе с тем о логотерапии ( Концепция В Франкла. Библиография: Человек в поисках смысла. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. )
Психотерапия которая не только признает духовную сторону человека, но и фактически начинается с не, может быть обозначена термином ЛОГОТЕРАПИЯ. В данной связи логос будет означать духовный, смысловой, сущностный.
В. Франкл говорит о том, что человек не должен спрашивать, что он может ожидать от жизни, но, скорее. Должен понимать, что жизнь ждет чего – то от него. Это можно выразить по-другому. В конечном счете человек не должен спрашивать: В чем смысл моей жизни, но должен отдавать себе отчет в том, что он сам – и есть тот, кого спрашивают. Жизнь ставит перед ним проблемы, именно он должен со всей ответственностью отвечать на эти вопросы: и отвечать он может только ответственностью за свою жизнь. Ответ на вопросы, которые задает жизнь есть всегда ответ в деле. Только действуя, можно по настоящему ответить на вопросы жизни - результатом ответа на них является ОТВЕТ–ственность нашего существования.
Далее я хочу предложить короткую цитату:
" Представим себе группу слабоумных, занятых работой. Они в поле носят кирпичи. Когда одни относят кирпичи в одну сторону, другие несут их обратно. Это продолжается без остановки и этим они заняты годами. Один из них останавливается и спрашивает себя о том, какая цель и смысл этого ношения кирпичей. Он больше уже не может не думать о том, чем занимается. Я являюсь этим слабоумным, который рассуждает какого черта он носит эти кирпичи. " Эта последняя запись самоубийцы, после которой он покончил с жизнью.
Эта цитата может послужить введением в тему бессмысленности или смысла жизни. Эта тема действительно вопрос жизни и смерти.
Его мы ставим перед собой в разные моменты жизни и в разных формах.
- Какой смысл жизни вообще? - Какой смысл моей конкретной жизни? - Почему мы живем, почему я живу? - Почему и зачем я пришел в этот мир? - Если я умру, то какой смысл что ни будь делать?
Таких вопросов, спрашивающих об одном - о смысле существования, можно поставить десятки.
В литературе существуют прекрасные попытки ответить на этот вопрос. Один из таких хороших примеров - исповедь Льва Толстого. Ход мыслей самого Толстого созвучен с ходом мыслей очень многих людей. И тем не менее я хочу предложить вам цитату из исповеди, где он ставит все те вопросы о которых я буду говорить.
" " Пять лет тому назад со мною начало происходить что - то странное: в некоторые моменты я начал ощущать остановку жизни, не знал как мне жить, что делать и в растерянности я впадал в отчаяние. Но это проходило и я дальше жил по - старому. Эти минуты начали повторяться всё чаще и чаще в том же виде. И эти остановки всегда представали передо мною одинаковыми
вопросами: почему, для чего, а что потом. Сначала мне казалось, что это бессмысленные, ненужные вопросы. Мне казалось, что все это ясно, всё это понятно, что когда я захочу заняться их решением это мне ничего не будет стоить. Просто сейчас у меня нет времени этим заниматься, а когда я захочу я найду ответы.
Но все чаще и чаще начали повторяться вопросы, всё больше и больше нужны были ответы. И как точки, падающие в одно место, эти вопросы без ответов стали одним черным пятном.
Случилось то, что случается с каждым заболевшим смертельной внутренней болезнью. Сначала показываются слабые признаки недомогания, на которые он не обращает внимания. Потом эти признаки повторяются все чаще и чаще, пока они не сливаются в одно непрерывное во времени страдание. Страдание увеличивается и больной, не успев разобраться, понимает - то, что он считал недомоганием, это самое главное в жизни - смерть.
Это случилось и со мной. Я понял, что это не случайные недомогания, а что - то очень важное. Если повторяются одни и те же вопросы - надо на них отвечать. Я попытался ответить. Вопросы казались глупыми, простыми, детскими. Но только я попытался их сдвинуть и решить, как тут же удостоверился что, во-первых, это не детские и не глупые вопросы, а самые важные и самые глубокие вопросы в жизни, и, во - вторых, что я не могу их решить. " "
Вот так Толстой пришёл к выводу о бессмысленности жизни и самоубийстве. Самоубийство для него было одним из способов решения этой проблемы. Он говорил: " Мысль о самоубийстве пришла ко мне так же естественно, как раньше приходили мысли об улучшении жизни. Эта мысль была настолько соблазнительной, что я должен был использовать разные хитрости против себя, чтобы тут же не реализовать эту мысль. Я не хотел спешить только потому, что хотел использовать все возможности и приложить все усилия чтобы выпутаться Если не выпутаюсь, то всегда успею, я говорил себе. Я сам не знал чего я хочу. Я боялся жизни, бежал от нее, и в то же время на что то надеялся " .
Исповедь Льва Николаевича - очень сильное и глубокое описание состояния бессмысленности существования и подходов к решению этой проблемы. Один из вариантов - уход из жизни, который часто используется якобы, как решение этой проблемы.
Переживание бессмысленности как клинический синдром описывали очень многие психологи - Карл Юнг говорил, что отсутствие смысла жизни выполняет существенную роль в происхождении невроза, невроз по сути и может быть понят как страдание души не открывшей своего смысла. Около трети его пациентов страдали не от клинически определяемого невроза а от бессмысленности жизни. Очень похоже говорил В Франкл - около 20 процентов больных неврозом можно причислить к категории ноогенных неврозов - неврозов от отсутствия смысла жизни. Кризис бессмысленности жизни еще не оформившийся в симптомы встречается еще чаще - 50 - 60 %%.
Отсутствие смысла жизни является высшим экзистенциальным кризисом, а самоубийство высшим пределом человеческого страдания. Страдание является очень важной частью жизни. Многие люди хотят из своей жизни устранить все негативные переживания: тревогу, отчаяние, все трагические аспекты жизни.
НО! Очень важно понять что значит страдание для человека в самом широком смысле слова. В жизни мы обычно идем от страдания к приятному, но страдание дает очень много. Часто именно страдание заставляет нас меняться, менять свою жизнь, искать её смысл. Ведь именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И никто не описал это точнее чем Джорж Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком. Бэкон спрашивает себя в чём мог заключаться смысл тех лет которые он провел в концлагере.
Он говорит: " Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чём смысл страдания. Страдание которого нельзя избежать имеет смысл, только в том случае, если ты сам становишься другим. "
Самоубийство в таких случаях - апогей бессмысленности жизни, отказ от попыток прожить её, реализовать свои возможности.
Конечно, самоубийство - это ужасно. Но, сам символ самоубийства для многих людей очень важен. Ницше как то сказал, что мысль о самоубийстве спасла много жизней и изме- нила много судеб. Невозможно серьёзно смотреть на свою жизнь, без понимания того, что во
мне есть сила решить жить мне или умереть. Это понимание очень важно для человека. Ведь именно смерть создаёт абсолютную значимость настоящему моменту.
Один знакомый человек сказал, на мой взгляд, абсолютно гениальные слова:
- Я знаю точно две вещи. Первая - наступит день когда я умру. Вторая - сегодня я жив. И остаётся лишь один вопрос, что я хочу делать, что я делаю и что я буду делать между двумя этими точками?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|