Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические типы мировоззрения.




Понятие мировоззрения, его стр-ра и основные функции.

Возникает в конце 7 - 1-ой половине 6 в. до н. Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Мировоззрение – сложная система предельно обобщенных знаний, аксеологических установок и праксеологических схем, которые обеспечивают осмысленную ориентацию человека в мире и сознательный выбор им жизненного пути.

Основа мировоззрения - знания о строении и сущности мира, общества и человека, т. е. свойственная определенной исторической эпохе картина мира. Эти знания задают обобщенный образ мира и понимание того места, которое занимает в мире человек.

Аксиологические установки – это система ценностей и ценностных ориентаций, которые определяют приоритеты в отношениях человека к миру и к другим людям и обуславливают их деятельность (моральные, правовые, эстетические, религиозные, политические взгляды, идеалы и убеждения).

Праксеологические схемы - интересы, цели и социальные программы, а также нормы и схемы поведения, которые проявляются в традициях, обычаях, обрядах и которые способствуют интеграции индивида в человеческое сообщество.

Особая роль в мировоззрении принадлежит вере. Она соединяет различные элементы мировоззрения в единую систему, придает ему личностно-субъективную окраску. Это не только вера в Бога, но и в человека, в разум, справедливость, науку, то есть вера в состояние внутренней уверенности человека в том, что цели, которые он ставит перед собой, достижимы. Благодаря этому вера, а значит и мировоззрение, придает человеку способность, желание и готовность действовать во имя тех целей, которые он ставит перед собой.

Структура мировоззрения:

- общие знания о мире (например, как из бревна сделать табуретку, здесь включены общие знания)

- знания о природной сущности человека и его месте в этом мире

- основные жизненные принципы человека (те основные правила, которые он усвоил и придерживается в отношении с другими людьми (нормы морали).

- основные жизненные идеалы человека (некие образцы, выступают в виде целей из-за которых человек свою жизнь строит свои отношения с людьми).

Основные функции мировоззрения:

1. Ориентационная - помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы

2. Систематизация – философия систематизирует, упорядочивает знания, добытые из разных научных дисциплин.

3. Рационализация – переводит в логическую форму результаты человеческого опыта.

4. Культура – транслирующая. Благодаря философии передается из поколения в поколение культура и происходит культурное наследие.

5. Мировоззренческая.

6. Прогнозирующая.

Необходимость мировоззрения обусловлена необходимостью решать, вопрос о смысле жизни. Человек, в отличие от животных, не имеет врожденных программ поведения, и он один осознает конечность своей жизни => стремится её спланировать => выбирает программы. В этом помогает мировоззрение.


Исторические типы мировоззрения.

Миф — наделение предметов природы и общественных явлений человеческим обликом и св-вами, а также уподобление отношений м/ду вымышленными существами отношениям м/ду людьми в обществе. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объе­динялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Черты мифологического мировоззрения:

- Анимизм (основой мифологического мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил)

- Эмоциональность (реакция мифа на природу носит эмоциональный характер)

- Образность, ассоциативность (миф отражает мир и его составные части в форме чувственных образов-ассоциаций)

- Супранатурализм (мифологическое сознание не отличает естественное от сверхъестественного, не противопоставляет реальное и фантастическое. Мир един, естественное и сверхъестественное сосуществуют в нем, они оба одинаково реальны.

- Персонифицируемость (каждое явление природы, каждое проявление человеческой жизни и деятельности отражается в образах богов и героев)

- Аналогизация (стремление найти подобие между предметами, явлениями и человеком)

- Антропоморфизм (перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил.)

- Генетизм (в мифах собирался совокупный человеческий опыт, который посредством традиций, обрядов и обычаев передавался от поколения к поколению и присоединял индивида к человеческому сообществу, к определенному роду, выступал средством социализации человека)

- Отсутствие рефлекции (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием)

Т. о., с помощью мифа прошлое связывалось с бу­дущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени ре­альным, заслуживающим абсолютного доверия. Они были важными стабилизаторами общественной жизни.

В этот же период сущест­вовала и религия.

Религия - форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.

Черты религиозного мировоззрения:

- Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия, но никак не на рациональную.

- Религия делит мир на реальный и сверхъестественный.

- Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. Культ - система ритуалов и догматов, внешняя форма проявления веры.

- Религия объясняет существование мира и человека действием внемирового и надмирового Бога.

- Этическая направленность. В рамках религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Религиозное сознание является более высокой формой духовного освоения мира. Ему свойственна способность к обобщению, сравнению и противопоставлению различных аспектов бытия, выделение духовного как самостоятельной формы существования, первичной относительно предметной сферы. Действительное существование свойственно только высшему бытию – Богу, который является воплощением совершенства, гармонии, справедливости и доброты. Бог не только творец мира, но и условие нравственной жизни. Вера в Бога и служение ему – вот предназначение человека. Вера носит иррациональный характер, она основана на переживании интимной связи человека с Богом.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь че­ловеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, отно­сительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Т. о. религия при­дает смысл, знание, устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Философия – элемент духовной культуры, который придает ей единство и целостность и делает присутствие в мире осознанным.

Черты философского мировоззрения:

1. Совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.

2. Язык философии - категории.

3. Философия логична и доказательна. Положения философии выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
4. В философии содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире, т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.

Философия унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строе­нии, о происхождении человека и его положении в мире, весь объем позитивного знания, которое на про­тяжении тысячелетий накопило человечество. Решение ми­ровоззренческих проблем в зарождающейся философии происхо­дило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оцен­ки, с позиций разума.

Наука – система организованной деятельности человека.

Черты научного мировоззрения:

- деятельность по производству знаний

- деятельность на основе утилитарного интереса (ради знаний, а не ради пользы)

- деятельность рациональная (основана на разуме)

Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретиче­ские методы исследования, использовать логический инструмента­рий для обоснования своих положений, выработать достоверные, об­щезначимые принципы и положения.

После того как сформировались самостоятель­ные отрасли научного знания — математика, физика, биология, хи­мия и т. д., — философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...