Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и достижения немецкой классической философии.




. Философия И. Канта.

Немецкая классическая философия –мощное интеллек-туальное течение в истории немецкой культуры средины XVIII – первой трети XIX вв., связанная с именами И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Она была проникнута теми социокуль-турными процессами, которые происходили как в Германии, так и в Европе этого периода. Преодоление отсталости, политическое и национальное объединение страны, демокра-тизация политической жизни – вот главные усилия наиболее сознательной части немецкого общества этого периода. Могучими стимулами немецкой философии была французская буржуазная революция 1789 – 1794 гг., которая привнесла размышления о перспективах социального развития, теорети-ческое обоснование идеалов нового общества, и новое естествознание. Идейным предшественником немецкой классической философии было просветительство. Немецкие просветители, видели свой научный и общественный долг в том, чтобы открыть людям правду об их собственной природе, вывести на путь истины, добыть свободу в наилучшем общественном устройстве. И. Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды. Умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первом периоде (докритический, до начала 70-х гг) придерживался философии материализма, пытался решать философские проблемы - о бытии, природе, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована без обращения к опытным данным. Философия носила механистический характер (все измерения – механика, которая всё объединяет). Кант начал сомневаться, что всё можно объяснить с точки зрения механики. Во 2-м периоде (критический) переходит на позицию субъективного идеализма. Мир по Канту делится на 2 части: явления и “вещи-в-себе”. Кант пытается строго отделить явления от вещей-в-себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которыми эти вещи-в-себе действуют на нас. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о “вещах-в-себе”.Это учение – агностицизм (критикой разума). Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Кант пытался выяснить источники различного вида знаний - научного и философского, выяснить на чем основывается достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления.В своих трактатах “ Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика способности суждения” разраба-тывает целый круг проблем: границ познавательных возмож-ностей человека, природы морали и эстетики, сущности религии, о месте человека в мире и его предназначении.Учение о знании опирается на теорию суждения. Знание всегда выражаются в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, т. к. чел-к - явление среди других явлений природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. И в этом качестве он свободен. Нравственный закон Кант понимает как безусловное предписание или “категорический императив”.

Основные правила категоричного императива: 1. поступай так, чтобы чел-к был для тебя целью, а несредством; 2. поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать естесвенным всеобщим законом (Максима – основной принцип, правило, которое ложится в основу твоего действия, поступка). Кант стремился ослабить зависимость этики отверы. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. В целом Кант был противником революционных методов борьбы и сторонником реформ, осу-ществляемых по инициативе сверху, защищал естественность и святость част-ной собствен-ности. Под назначением человека он понимал – сделать конеч-ной своей целью возможное высшее благо на земле, в том числе вечный мир, который Кант понимал как нравственный идеал.

21.Философская система Г. Гегеля.

Наиболее глубокую и всестороннюю разработку диалектического метода мышления и миропонимания в классической немецкой философии осуществил Георг Гегель. Его основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др. Философское учение Гегеля – объективный идеализм. В основе мира лежит идеальное начало – универсальная абсолютная идея. В процессе саморазвития она проходит стадии в виде движения от абстрактного – общих определений - к определениям, обогащенным конкретным содержанием. Первым этапом раскрытия любой абсолютной идеи является логика (не только учение о законах мышления, но и содержит учение о бытии, о сущности и понятии). Мышление - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего сущего. Гегель стремится доказать, что мышление находится в мире самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действитель-ности. Он стремится, поэтому последовательно провести принцип тождества бытия и мышления. Осн. форма мышления – понятие.Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. И мир, и его познание – это непрерывно изменяющийся процесс, и эта изменчивость является существенной особенностью и мира, и познания его. Всякое состояние, любые знания содержат в себе свою противоположность, свое отрицание, противоречивость всего сущего. Нечто существует лишь постольку, поскольку оно внутри себя содержит свою противоположность – этот источник жизнеспособности и силы. Преодоление этих противоречий и есть процесс развития. Его нельзя остановить, от него нельзя отказаться. То, что еще вчера было жизнеспособным, сегодня становится устаревшим и осужденным на отрицание. Справедливое в одном случае предстает как высшая несправедливость в другом. Природа же – это “окаменевший дух”, ее нельзя ни обожествлять, ни ставить выше человеческих свершений. Природные формы не знают развития. Такой способностью обладает только дух. И именно в духе завершается развитие, ибо именно в развитии духа достигается высшая цель – познание самого себя. Дух обнаруживает, что все отличное от него только кажется таковым. На самом деле это сам дух на разных стадиях своего развития. Реальное развитие природы здесь подменяется движением и изменчивостью понятий. Все движение протекает по «разумным» зак-м диалектики. 3 осн-х закона диалектики:

1) Закон взаимно обусловлен количеством и качеством изменений в мире. Со всеми процессами в мире постоянно происходят количественные изменения (количественные – такие свойства предмета которые при исчезновении не меняют назначения предмета). Качественное изменение происходит с предметом тогда, когда количественное изменение нарушает пределы меры. Качество – такие характеристики, которые при их утрате ведут к изменению сущности предмета.

2) Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречивости развития). В любой системе находится совокупность элементов. Они одновременно похожи и имеют различия. Поначалу различия малы, но постепенно нарастают. Те элементы, между которыми различия становятся сильными, превращаются в противоположности. Между ними происходит процесс взаимодействия противоположностей.

Формы разрешения противоречий:1)ликвидация одной из противоположностей (не обязательно физических); 2)уничтожение обоих противоположностей (не только физических);3)компромисс – такое видоизменение противоположностей, когда они идут на взаимные уступки;

3) закон отрицания отрицаний. Показал направленность развития. Отрицание – смена одного качества другим, по Гегелю: отказ от своего первого качества и смена его вторым. Одновременно в отрицание включают и сохранение. Это свойство обеспечивает преемственность в развитии, а сам отказ обеспечивает развитие.

В целом философия Гегеля послужила важнейшей предпосылкой марксизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...