Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антропологический материализм Л. Фейербаха.




Фейербах был первым критиком немецкого идеализма. Учился на богословском факультете. Бросил университет, поступил в Берлинский университет и стал последователем Гегеля. Вначале был идеалистом, но вскоре отошел. После преподавал год в университете. Основные труды: «К критике философии Гегеля», «сущность христианства», «Основы философии будущего» и др. Фейербах дал материалистическое понимание бытия. По его мнению, природа не нуждается ни в каких идеалах, это саморазвивающаяся реальность. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их взаимопереход. Целесообразность в животном и растительном мире представляет собой следствие единства материального мира. Т.о. он не отрицает объект целесооб-разности в живой природе, он указывает на ее относительность. Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Фейербах показывает, что в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии – разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник – Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересыà политика становится религией. Основой такого поворота становится побеждающий атеизм.

Фейербах пытается выяснить причины появления религии – заинтересованность господствующих классов, неграмотность среди населения. Определенная психологическая причина существования религии – это то душевное состояние, которое толкает человека к вере в Бога, чувство зависимости человека от тех факторов, которые ему мешают быть счастливыми. Главное в религии – бессмертие души, которое помогает человеку преодолеть страх. Бог – высший нравственный идеал, который человек не находит в реальной жизни, то чем сам человек хотел бы быть. Его божественная природа проявляется в любви. Любовь – это основа моральности и человечности, условие гражданственности. В основе философии Фейербаха - антропологический подход. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – чел-го организма. Фейербах больше внимания уделяет именно биологической, а не соц-ой природе чел-ка.Заслуга его заключается в том, что с позиций материализма он выявил истоки и условия существования религии и идеализма. В действительности природа предшествует как Богу, так и духу. В антропологическом материализме Фейербаха классическая западная философия завершила свое развитие. После его критики идеализма и религии дальнейшее развитие основных проблем классической философии возможно было только на пути разрушения оснований этой философии, на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе.

Достижения немецкой классической философии:

1) убеждение в том, что осмыслить сущность человека ни с позиций его эмпирического существования, ни с точки зрения “чистого разума” невозможно. Способом же реализации культуры, основой ее возникновения и сущест-ния является деятельность.

2)основой этой деятельности, ее глубинным источником является диалектика как единство противоположных тенденций и их борьба.

3)систематичность, основательность и завершенность, идеализм, рационализм и логицизм, преобладание гносеологической тематики – таковы основные черты немецкой классической философии.

Классическая философия, таким образом, имела ярко выраженный метафизический характер и онтологическую ориентацию, ей присущи объективизм, субстанционализм, признание тождественности бытия и мышления


23.Становление и основные черты неклассической философии.

Неклассическая философия - совокупность разнообразных школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. и до наших дней и отразивших те радикальные изменения, которым подверглась западная культура этого времени. Эта философия развивается под знаком чрезвычайно интенсивного спора с классической философской традицией. И этот спор ведется в самом широком диапазоне: от полного отрицания классических философских ценностей до попыток использования традиций для решения собственных задач. Но это не разрушение классической философии, а продвижение ее в современность и приспособление к актуальным проблемам новой культуры.

Первым шагом на пути становления постклассической философии было радикальное ограничение принципа рационализма. Это было не отрицание разума или его познавательных способностей, а только ограничение разумного и утверждение неразумного в качестве бытия и познания.

Под влиянием этих факторов происходит дерационализация человека. Постклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает, а потому что живет. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены совокупностью разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум – только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Так меняется господствовавшее прежде представление о сущности и предназначении человека.

Вместе с этим происходит своеобразная дегносеологизация отношенийчеловека и мира. Характерное для классической философии понимание связи мира и человека как отношений объекта и субъекта, противопоставленных друг другу и независимых друг от друга, неприемлемо для постклассической философии. Бытие человека – это бытие-в-мире и бытие-во-времени. Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его.

Меняется и образ самой философии: из средства мышления мира в категориях разума она превращается в способ понимания действительности, адекватное познание которой средствами одного только разума невозможно. Цель философии – постижение смысла и значения нашего присутствия в мире. А поскольку это присутствие многозначно и разнообразно, то и философия утрачивает свое единство и целостность. Современная философия – это сочетание самых разных школ и течений, которые настолько отличаются друг от друга, что общим для них является разве только критическое отношение к фил-ой классике. Плюрализм – существенная черта современной фил-фии.

Все разнообразие школ современной философии можно разделить на группы на основании той стратегии, которой они придерживаются в своем понимании предмета философии, ее целей и задач, и в которой отражены отношения к философской классике: социально-критической, аналитической и экзистенциально-феноменологической. Так социально-критичес-кая стратегия направлена на преодоление онтологизма и созерцательности классической философии, сторонники экзистенциально-феноменологической стратегии отвергают классический объективизм и ориентируют философию на личностный дух индивида, аналитическая же стратегия имеет целью преодоление субстанционализма классической философии и предостерегает от спекулятивных рассуждений.

Особенности неклассической философии:

1. В неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума (раньше существовало как благо, преимущество над всеми, то, с помощью чего познать и преобразовать в лучшую сторону (высшее проявление развития разума - наука). Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум - это зло. Из-за него человек ведет войны, которые приведут общество к гибели.

2. Отношение к проблеме человека. Человек - главная фигура в мире и мир неразрывно с ним связан.

3. Роль философии в обществе. Философия должна играть роль такой схемы знаний, которая связана с реальной жизнью => критика предшествующей философии, оторванной о жизни.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...