Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространственно-временная структура бытия.




Все материальные объекты мира движутся не иначе как в пространстве и времени.

Пространство – форма бытия материи, характеризующаяся протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.

Пространство имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована, структурна.

Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.

Понятие времени имеет смысл потому, что мир находится в состоянии движения и развития.

Различают 2 подхода в понимании сущ-ти простр-ва и времени: 1) субстанционый подход - корни в философии Древнего мира, окончательно сформировался в классической механике Ньютона. Пространство и время - абсолютные, т.е. существующие незав-мо от материи, но в кот. осуществляются материальные события. Абсолютные пространство и время – неизменны и постоянны. Если из них «извлечь» материальные объекты, то пространство и время останутся.

2) реляционный подход - пространство и время -формы существования самой материи, их метрические свойства определяются такими свойствами материи как гравитация, и скорость движения.

Впервые идея зависимости пространства и времени от материи была четко представлена в философии Лейбница, но научное обоснование нашла только в теориях относительности Эйнштейна. Каждый уровень структурной организации материи обладает своей пространственно-временной структурой.

Различают 3 шкалы времени:

- филогенез, онтогенез, конкретная ситуация, а т. ж. «биологические часы», жизненные ритмы.

Социально-историческое время течет неравномерно, оно ускоряется или замедляется по мере характера жизнедеятельности людей


Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы.

Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций в процессах изменения развития.

Разделение диалектики на материалистическую и идеалистическую обусловлена характером решения проблемы первоосновы мира, субстанции. Есть также объективная и субъективная. Объективная диалектика – это диалектика внешнего мира живой и неживой природы, общества. Субъективная диалектика – это диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности. Субъективная и объективная диалектика в рамках материалистической традиции совпадают, поскольку здесь мышление - отражение внешнего мира.

Принципы диалектики.

Принципы диалектики – идеи, придающие философскому знанию качественную определенность, системность и целостность.

Принцип всеобщей взаимосвязи явлений. Вся реальность представляется как совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объединяющие все существующее в мире в единое целое, а связи и отношения между ними носят универсальный характер. Гл. недостаток метафизики – односторонность рассмотрения вещей и процессов.

Принцип детерминизма утверждает универсальность причинности, которая определяется: с одной стороны, генетической связью явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. С другой стороны, причинность - изменение и тем более развитие, имеющее свою причину и следствие. Цепь причинно-следственных связей бесконечна, как и сам мир.

Принцип развития и историзма. Это гл. принцип материалистической диалектики - наука о развитии. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится на пути к иному. Принцип развития предполагает изучение вещей или явлений с учетом их истории развития.

Законы диалектики.

Закон - существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме.

Закон единства и борьбы противоположностей, явл-ся основным, объясняет источник и движущие силы развития. Главную роль при этом играют категории «тождество», «различие», «противоречие», «противоположность». Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя. Тождество + различие =целое и только в своем единстве. Они представляют собой стороны единого целого, выступая при этом источником постоянного развития.

Закон двойного отрицания - развитие со стороны его направленности и результата. Развитие - процесс, складывающийся из определенных циклов. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Развитие в таком случае идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность, накапливающийся характер развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития. Сущность: изменение качества данной вещи совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Содержание закона раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок». Совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи, называется качеством. Категория «количества» отражаетобъективную определенность явлений со стороны их размера величины, темпов изменения и т.п. Мера - интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Скачок – это процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за пределы меры.

Категории диалектики.

Категории диалектики – общие понятия, отражающие наиболее сущ-ные, закономерные связи и отн-ния реальности, выражают подвижность и противоречивость бытия.

Категории:

1) Материальное единство мира и его разнообразие реализуется в категориях единичного и общего. Общее не существует само по себе, но и единичное не может быть без связи с другими явлениями и предметами. В процессе развития мира и его познания единичное может переходить в общее, а общее в единичное.

2) Этапность познания и различия в строении и св-х предметов отражаются в категориях сущности и явления. Вещи и явления матер-го мира имеют внутренние и внешние свойства, стороны. Невозможно познать предмет полностью, сразу.

3) Многообразие бытия выражается в категориях формы и содержания. Форма рассматривается как способ существования того или иного содержания. Содержание – это совокупность разных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образуют данный объект.

4) Категории необходимости и случайности возникли в следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении.

5) Познание и преобразование человеком окружающего мира показывают, что изолированных вещей вообще нет, что выразилось в категориях причины и следствия.

6) Категории качества, количества, противоположности, отрицания позволяют выразить сущность основных законов диалектики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...