Философия XX в.: основные школы и направления
В 20 в выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классической» фил-ой с-мой. Феменология. Главные цели – построить науку о науке, наукоучении и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, т.к реальность доступна людям только ч/з нее.сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет фил. Философия жизни – направление, сложившееся в конце 19 в и сущ-ее поныне. Жизнь- первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит нежизни, всему неорганическому, неразвивающемуся, застывшему. На первое место в фил жизни выходят интуитивные формы познания (интуиция, понимание, миф, формы символического, образного познания). Философская антропология как школа западной современной фил возникла в начале 20 в. Он способен сказать нет влечениям и инстинктам, к-ые получил от природы. У чел в отличие от животного есть внутреннее Я, самосознание, самоидентичность. Кроме интеллекта у чел есть духовность. Дух деятелен, он различает добро и зло, уважение, красоту и т.д. Прагматизм – фил дела, действия, учение, возникшее в 70-е гг.20 в в США. Наука – это инструмент для осущ-ия интересов людей, поставленных ими целей. Чел, будучи существом деятельным, творит и реальность, и то, что наз-ся истиной. Психоанализ – метод, разработанный Фрейдом для лечения психических заболеваний; теория, объясняющая роль бессознательного в жизни чел и общества. Стремился выяснить, что такое человеческая психика в целом и какова ее структура. Открыл в человеческой психике сферу подсознания.
Религиозная фил - сопрягает все проблемы с учением о боге как совершенном бытие, боге как творце всей реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и культуре. Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов, памятников прошлого. Исторические разновидности герменевтики: перевод – перенос смысла в свой язык; реконструкция – воспроизведение авторского смысла; диалог – формирование нового (субъективного) смысла в соотношении с существующим. Бетти сформулировал герменевтические законы, которые он называл канонами: 1)Закон герменевтической автономии (запрет на произвольную интерпретацию). 2)Закон тотальности, когерентности, целостности, связности контекста. 3)Правило актуальности понимания. 4)Правило смысловой адекватности (воспроизведение первоначального творческого процесса). Аналитическая фил – направление в запад фил 20 в, заключающее ряд теорий. Предмет анализа – языковые средства науки, обыденный язык и язык фил. Эта фил претендует быть дисциплиной, помогающей возрождению истинной науки. Постмодерн. – ряд концепций в запад фил-ов середины-конца 20 в. Суть этих концепций – в ожесточенной критике всей классической и постклассической фил запада. Главная идея – в критике разума и его возможностей, рефлективных способностей разума, его ценности. Экзистенциализм одно из крупнейших направлений ХХ века. Экзистенциализм прежде всего принял в качестве центрального понятия «экзистенцию» С.Кьеркегора. Человек стоит перед выбором: подлинного бытия, в котором находит, обретает себя, и неподлинного существования, когда утрачивается «Я» и он сам растворяется в массе, толпе. Что человек выберет – зависит от самого человека. У человека нет никакой заданной ему сущности. Осознав своё отличие от других, человек должен создать модель собственного бытия, свой мир, своё мировоззрение.
Структурализм сложился как философское направление в 50-е годы ХХ века. В основе структурного метода лежит выявление структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Основные процедуры структурного анализа: 1. Выделение первичного множества объектов, в которых можно предполагать наличие одинаковой или сходных структур; 2. Расчленение объектов на элементарные части (сегменты). 3. Систематизация сегментов и построение абстрактной структуры математического и логического моделирования. 4. Выведение из структуры всех возможных теоретических следствий и проверка их на практике.
Современная религиозная философия Почти все философские учения идеализма пропагандируют философскими средствами идеи сверхъестественного и зависимость от него судьбы человека. Почти все они утверждают религиозное мировоззрение, имеют религиозную идейную направленность. И тем не менее (это показал Л. Фейербах) имеется отличие философского идеализма от религии: на место религиозного надмирового бога он ставит человеческий разум и доказывает его божественность. Поэтому к религиозной философии следует отнести лишь те философские системы, которые непосредственно включены в теологию, обосновывают те или иные религиозные догматы и способствуют формированию и закреплению религиозных верований. К религиозной философии относились патристика (особенно учения Августина), философия Фомы Аквинского и др. Неотомизм - Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. - Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. С одной стороны, бытие здесь предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой – как Бог. Поэтому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. - Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. «гиле» – материя и «морфе» - форма) или спецификой соотношения материи и формы.
- Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналогии. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определённое представление о свойствах Бога. - Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом – сущность вещи: форма, идея. Человек познаёт не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности. Процесс познания – это своего рода приобщение к «разуму Бога». Персонолизм – теистическое направление в западной философии, признающее личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Личность персоналистами трактуется как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира, и достигающая наивысшего блаженства в единении с Богом. Как правило, выделяются три диалектически взаимодействующие черты личности: экстериоризация (самоосуществление человека вовне), интериоризация (внутренняя сосредоточенность человека, его духовный мир), трансценденция (нацеленность человека на высшие божественные ценности – истину, красоту, благо). Диалектическая теология - одно из ведущих направлений в европейской и американской теологии протестантизма в 20-30-х годах ХХ века, развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкий к нему по генезису и установкам. Исходный пункт диалектической теологии – безнадёжность всех попыток определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще через религию. Религия порочна потому, что стремится связать несвязуемое: «не-наглядного» и «не-вещного» Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения. При этом диалектическая теология утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Бог есть «критическое отрицание» всего, совершенно непосредственный источник кризиса всякой предметности, судия, небытия мира. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|