Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема двойственной истины




Согласно теории двойственной истины, истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя самостоятельными и равноправными формами постижения божественной сущности мира.

Философия не должна подчиняться теологии.

Философия вообще не должна заниматься познанием Бога, так как она есть рациональное знание о мире, а Бог – иррационален, он постигается верой.

Теология не должна препятствовать философии исследовать свой объект.

Фома Аквинский:

Фома Аквинский противопоставляет теории двойственной истины учение о гармонии веры и разума.

И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.

Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.

Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:

Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.

Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.

Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».

Социокультурные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.

Возрождение - эпоха в истории культуры, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму.

Определяющими изменениями в жизни общества стали:

- первые зачатки капиталистической промышленности,

- накопление торгового и ростовщического капитала,

- великие географические открытия,

- прогрессирующее развитие городов,

- секуляризация общества, антиклерикализм (критика служителей церкви),

- высвобождение человека от сословных ограничений,

- приоритет личной предприимчивости.

Отличительные черты культуры Возрождения

- индивидуализм, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

- культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;

- светский дух религии. Оставаясь религиозными людьми, представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне;

- освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе мыслители Средневековья;

- особенное внимание к прошлому, к древности. Античная культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;

- чрезвычайный вкус к искусствам.
17. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

Гуманизм

- начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности.

- Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию.

- Гуманизм также оказывается не чем иным, как культом творческой индивидуальности. - -- - Творчество - вот главный путь раскрытия способностей человека.

Антропоцентризм

- Индивид, личность ставится гуманистами в центр теоретических построений. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными.

- Мысль гуманистов идет не от божественного к личному, а в обратном направлении — от личного к божественному. Если философия эпохи Средневековья в целом утверждала, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге.

- Телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей.

- человек — словно некий смертный бог, он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец великого и прекрасного, царства культуры

 

 


16. Натурфилософия Возрождения.

Ренессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая отличалась от традиционного средневекового общества. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Своеобразие этого времени составляет проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Основа цивилизации - промышленность с широким разделением труда и внедрением технико-технологических средств производства. Стремительный рост городов, развитие торговли и мореплавания, великие географические открытия, с 1 стороны, требовали широких знаний, а с 2 – выступали эффективным стимулом развития научного познания. Философия Возрождения самым непосредственным образом связана с новым естествознанием, которое обусловило и направление философских исследований, и содержание философских идей. У истоков этой цивилизации стояли 4 технических изобретения уже ведренные в повседневную жизнь: магнитный компас, механические часы, порох и печатный станок. Последствия этих изобретений невозможно переоценить. Магнитный компас обеспечивал широкие возможности в открытии новых земель и способствовал рождению новой географии, знакомству европейцев с новыми культурами, новыми религиями, новым образом жизни. Порох, огнестрельное оружие и артиллерия способствовали возвышению национальных государств, придавали им светский характер и делали способными противостоять католической церкви, обеспечивали преимущество европейцам в колонизации новых земель. Механические часы стали образцом машин и механизмов, и формировали новое миропредставление, новый идеал науки, современный взгляд на Вселенную, человека и общество и даже на Бога. Часы вместе с компасом расширяли границы мира, ускоряли темпы развития новой цивилизации.Печатный станок способствовал открытию и массовому осознанию новых идей. Без него была бы невозможной научная революция, результатом которой стало новое естествознание, опирающееся на связи научного сообщества. Печатный станок, который способствовал распространению образования, превращению мышления в личный и даже интимный процесс, разрушению коллективных форм контроля над духовной жизнью и развитию индивидуализма.

3 этап в истории философии Возрождения (вторая половина XVI – начало XVII вв.) тесно связан с нарождающимся новым естествознанием и характеризуется как натурфилософский. Наиболее значительным достижением в естествознании этого времени было создание польским Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, т. к. опровергло сущест-вовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Г.Галилей изоб-рел телескоп, с помощью которого открыл пятна на луне, млеч-ный путь и 4 спутника Юпитера. Кеплер открыл движение звёзд.Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. Эта Вселенная существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, но в ней происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.Идея бесконечной вселенной, развивающейся по своим собственным законам, делала несовместимыми науку и религию, разум и веру, демонстрировала согласие между строением Вселенной и математическими законами и создавала предпосылки для превращения математики в средство сначала астрономических, а затем и естественнонаучных исследований. Так в противоречиях переходного периода натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций Нового времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...