Общество как объект философского анализа
Существование человека вне общества невозможно. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество).Общество же в широком смысле - это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически изменяющуюся систему связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности. В разные времена люди по-разному представляли общество. Платон: основой общества является реализация идеи общественной справедливости. Аристотель: люди объединяются в общество, чтобы удовлетворить свои социальные инстинкты. Конфуций: общество опирается на моральные нормы, имеющие социальное происхождение. Эпоха средневековья: общество есть реальность, которая зависит от бога. Возрождение: общество – результат деятельности самих людей.Оформление представлений об обществе происходит в 17-18 вв., когда формируется социальная философия. Социальная философия -это философское учение об универсальных законах возникновения, существования и развития общества. Существует несколько подходов, определяющих основу общества. Сторонники натуралистического подхода объясняли происхождение и сущность общества действием природных причин: географической среды, климата, космических излучений, генетических или расовых особенностей людей, биологической природы человека. Недостатки этой исследовательской программы стали очевидными в конце ХІХ – начале ХХ вв., когда общество становится самостоятельной сферой исследования социально-гуманитарных наук. Исследователи культуроцентристского подхода, специфику общества выводили из идей, целей, идеалов, т.е из духовных ценностей, которые определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов. Сторонники психологического подхода объясняют общество и общественную жизнь спецификой человеческой психики, неосознанными стремлениями, особенностями социальной психологии. В современном обществоведении рассматривается также и марксистская исследовательская программа, в которой общество рассматривается как обусловленный экономическими факторами результат социально-практической деятельности людей, как система социально-политических, идеологических и духовных элементов, порождаемых экономикой и зависимой от них. Сформулируем основные положения темы:1) общество является результатом совместной деятельности людей и выступает сложноорганизованной саморазвивающейся системой. Общество нельзя сводить к сумме индивидов, а необходимо рассматривать как систему связей, отношений и форм организации людей; 2) основой общественной жизни и формой активного отношения человека к миру является социальная деятельность, специфические формы которой порождают сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную; 3) общество представляет собой структурированную целостность, включающую в себя разнооб-разные социальные группы, которые классифицируются на основе классового, этнического, демографического и других принципов; 4) динамика социальных процессов обусловлена сочетанием объективных и субъективных факторов, наиболее важными из которых являются социально-экономические потребности и интересы, природные условия, национальный характер, духовные ориентации. Субъектами социальных действий выступают народ, классы, нации, исторические личности; 5) в современной социальной фил-ии используются стадиально-поступательный (линейный) и цивилизационный (нелинейный) подходы к оценке хар-ра историч. процесса, которые наиболее полно и последовательно воплощены в теориях формации и цивилизации; 6) современный этап человеческой истории носит переходный характер и связан с формированием постиндустриального (информационного) общества, цель которого – прочный мир, высокое качество жизни, самоопределение личности.
9. Космоцентризм древнегреческой философии Понятие «космос», являющееся одним из центральных в древнегреческой традиции, здесь имело ни одно, а несколько значений: - Геродот, Эсхил трактовали космос как порядок, упорядоченность; - Гомер под космосом полагал строение или устройство; - Платон космосом называл государственный строй; - Фукидид – правовой порядок; - Пифагор, Демокрит так обозначали мировой порядок, мироздание, мир как выражение высшего порядка. Источником космоцентризма древнегреческой философии была космогоническая мифология, воплотившая в себе первобытные представления людей о возникновении и эволюции мира. В философии был преодолен антропо и зооморфизм космогонических мифов. Первые натурфилософы позаимствовали из древних космогонических мифов ряд идей: - представление о первичном бесформенном состоянии Вселенной; - идея эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира; - идея периодической гибели и нового рождения Вселенной.
ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА МАКРОКОСМОСА И МИКРОКОСМОСА Древнегреческой философии свойственно приводить все явления мира к согласию, единению. То, что имеется в космосе, имеется и в человеке. А то, что есть в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм – одно и тоже. Первоначально принцип был сформулирован в форме вопроса «Что есть все?». По сути, этот принцип положил начало философскому мышлению, которое, в отличие от мифологического мышления с его установкой на персонификацию (обожествление) каких бы то ни было явлений, предполагал нечто совершенно новое, а именно, поиск во всем многообразии единого, первоначала, «архэ».
44. Проблема человека в философии
45. Антропогенез Антропогенез – это теория происхождения и формирования человека. Стадии антропосоциогенеза Несколько млн. лет назад - Homo habilis - Использование природных предметов в качестве орудий. Развитие стадных отношений. Собирательство. Формирование звукового общения. Около 1 млн. лет назад - Homo erectus - Искусственное изготовление более сложных орудий, использование огня. Развитие начальных форм общественной организации. Диалоги из слов-выражений. Зачатки понятийно-эмпирического мышления 40 - 50 тыс. лет назад - Homo sapiens - Совершенствование социальной организации и производственной деятельности, развитие речи. Становление родовой организации. Постепенная утрата ведущей роли естественного отбора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|