Проблема субъекта и объекта познания
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Первая традиция Субъект изначально задан. Он несет в себе основные объективные характеристики. В субъекте все рассчитано на воспроизведение в своих структурах мирового порядка.Познание как конструирование. - Вторая традиция Объект подлинного знания изначально задан субъекту. Он определяет и направляет познавательную деятельность субъекта. Познание как процесс припоминания. НЕКЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Субъект в процессе познания привносит от себя в объект свой эффект. Познание как истолковывание, интерпретация. ПОСТКЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Провозглашается идея смерти субъекта. Познающее Я само по себе есть не более, чем текст, сотканный из культурных универсалий, кодов и интерпретационных соглашений. Фактически ни в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до языка, - в познавательной плоскости это значит, что язык учит нас понимать человека, а не наоборот. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Субъект в процессе познания воздействует на объект, изменяет его и при этом изменяется сам. Познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире.
Общество как объект философского анализа. Специфика социального познания. Движущей силой исторического процесса (процесса развития общества) является деятельность всех его участников: это и различные социальные общности (класс, нация и т.п.), и индивиды, и выдающиеся личности. До уровня СУБЪЕКТА ИСТОРИИ поднимаются только те и только тогда, кто и когда, во-первых, осознает свое место в обществе, во-вторых, руководствуется общезначимыми целями, в-третьих, участвует в борьбе за их осуществление.
Побудительной силой к социальному действию прежде всего выступает материальный интерес (осознанная потребность). Соответственно, основой существования и развития общества является материальное производство, а законы, регулирующие его движение, полагаются как основные в историческом процессе. Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма. ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ - ОБЩИЕ ЗАКОНЫ - определяют развитие общества, социума, социальной системы как целого. - СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - характерны для отдельного элемента социальной системы, части общества.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС – это процесс направленного поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон. В ПОНИМАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СЕГОДНЯ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ПОДХОДА: - СУММАТИВНЫЙ - СУБСТАНЦИОННЫЙ
СУММАТИВНЫЙ ПОДХОД рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу и независимо друг от друга изменений в различных сферах жизни общества. Причем в каждой сфере жизни существует своя система ценностей: в экономической сфере – уровень развития производительных сил; в политической сфере – степень демократизации общества; в социальной сфере – степень защищенности и согласованности интересов самых различных социальных общностей; в духовной сфере – высокий статус нравственных ценностей.
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества в целом. В роли критерия полагается только человек, его положение в социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему предоставляет общество для его индивидуального развития.
Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. Движущие силы исторического процесса. Социальный прогресс и проблема его критериев. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД унитарно-стадиальный, поскольку представляет всемирную историю в виде последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил. Первобытнообщинная ОЭФ, Рабовладельческая ОЭФ, Феодальная ОЭФ, Буржуазная ОЭФ, Коммунистическая ОЭФ. Черты формационного подхода к изучению истории • ЗАКОНОМЕРНЫЙ (в его основе лежат законы развития и смены формаций) • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ (определяющими в конечном счёте полагает экономические факторы) • УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (большинство или все народы в своём развитии проходят через выделенные формации) • СТАДИАЛЬНЫЙ (каждая формация – стадия в историческом развитии человечества) • ПРОГРЕССИВНЫЙ (каждая последующая формация выше, сложнее, развитее предшествующей) ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ - История мировой цивилизации. ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКИЙ - История локальных цивилизаций. Сущность цивилизационного подхода История не единый и однонаправленный процесс, он распадается на множество независимых, изолированных, равноценных по значимости путей развития цивилизаций Уникальность, своеобразие исторического пути различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире Многообразие факторов, определяющих своеобразие этого исторического пути Условие познания истории – изучение неповторимости истории каждого народа Цивилизационные этапы ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕОБЩЕСТВО - это новое состояние общества, как воплощение линейного прогресса, экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее время, растет благополучие и т.д. В 60-70 годы ХХ века появляются синонимичные понятия – «технотронное», «информационное», «телекоммуникационное» общество. В широком смысле постиндустриальное общество – это общество высоких технологий, прежде всего, информационных.
Проблема бытия в древнегреческой философии. Благодаря Пармениду, происходит переориентация космологической направленности философии в онтологию. Он первый, кто четко формулирует главную философскую проблему, проблему Бытия. «Есть – это то, что не может не быть, т.е. это Бытие, Сущее. Не есть – это то, что необходимо не может быть, т.е. не-бытие, не-сущее». «Мыслить можно только бытие, т.е. то, что есть, ибо то, чего нет, никоим образом не может быть мыслимым». «Одно и то же – мышление и то, о чем мысль. Ибо без сущего, в котором она высказана, Тебе не застать мышления»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|