Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема субъекта и объекта познания




КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

- Первая традиция

Субъект изначально задан. Он несет в себе основные объективные характеристики. В субъекте все рассчитано на воспроизведение в своих структурах мирового порядка.Познание как конструирование.

- Вторая традиция

Объект подлинного знания изначально задан субъекту. Он определяет и направляет познавательную деятельность субъекта. Познание как процесс припоминания.

НЕКЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Субъект в процессе познания привносит от себя в объект свой эффект. Познание как истолковывание, интерпретация.

ПОСТКЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Провозглашается идея смерти субъекта.

Познающее Я само по себе есть не более, чем текст, сотканный из культурных универсалий, кодов и интерпретационных соглашений. Фактически ни в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до языка, - в познавательной плоскости это значит, что язык учит нас понимать человека, а не наоборот.

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Субъект в процессе познания воздействует на объект, изменяет его и при этом изменяется сам. Познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире.

 

 

Общество как объект философского анализа. Специфика социального познания.

Движущей силой исторического процесса (процесса развития общества) является деятельность всех его участников: это и различные социальные общности (класс, нация и т.п.), и индивиды, и выдающиеся личности.

До уровня СУБЪЕКТА ИСТОРИИ поднимаются только те и только тогда, кто и когда, во-первых, осознает свое место в обществе, во-вторых, руководствуется общезначимыми целями, в-третьих, участвует в борьбе за их осуществление.

Побудительной силой к социальному действию прежде всего выступает материальный интерес (осознанная потребность).

Соответственно, основой существования и развития общества является материальное производство, а законы, регулирующие его движение, полагаются как основные в историческом процессе.

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма.

ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ

- ОБЩИЕ ЗАКОНЫ - определяют развитие общества, социума, социальной системы как целого.

- СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - характерны для отдельного элемента социальной системы, части общества.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС – это процесс направленного поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон.

В ПОНИМАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СЕГОДНЯ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ПОДХОДА:

- СУММАТИВНЫЙ

- СУБСТАНЦИОННЫЙ

 

СУММАТИВНЫЙ ПОДХОД рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу и независимо друг от друга изменений в различных сферах жизни общества. Причем в каждой сфере жизни существует своя система ценностей: в экономической сфере – уровень развития производительных сил; в политической сфере – степень демократизации общества; в социальной сфере – степень защищенности и согласованности интересов самых различных социальных общностей; в духовной сфере – высокий статус нравственных ценностей.

 

СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества в целом. В роли критерия полагается только человек, его положение в социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему предоставляет общество для его индивидуального развития.

 

 

Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. Движущие силы исторического процесса. Социальный прогресс и проблема его критериев.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

унитарно-стадиальный, поскольку представляет всемирную историю в виде последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил.

Первобытнообщинная ОЭФ, Рабовладельческая ОЭФ, Феодальная ОЭФ, Буржуазная ОЭФ, Коммунистическая ОЭФ.

Черты формационного подхода к изучению истории

• ЗАКОНОМЕРНЫЙ (в его основе лежат законы развития и смены формаций)

• МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ (определяющими в конечном счёте полагает экономические факторы)

• УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (большинство или все народы в своём развитии проходят через выделенные формации)

• СТАДИАЛЬНЫЙ (каждая формация – стадия в историческом развитии человечества)

• ПРОГРЕССИВНЫЙ (каждая последующая формация выше, сложнее, развитее предшествующей)

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ - История мировой цивилизации.

ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКИЙ - История локальных цивилизаций.

Сущность цивилизационного подхода

История не единый и однонаправленный процесс, он распадается на множество независимых, изолированных, равноценных по значимости путей развития цивилизаций

Уникальность, своеобразие исторического пути различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире

Многообразие факторов, определяющих своеобразие этого исторического пути

Условие познания истории – изучение неповторимости истории каждого народа

Цивилизационные этапы

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕОБЩЕСТВО - это новое состояние общества, как воплощение линейного прогресса, экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее время, растет благополучие и т.д. В 60-70 годы ХХ века появляются синонимичные понятия – «технотронное», «информационное», «телекоммуникационное» общество. В широком смысле постиндустриальное общество – это общество высоких технологий, прежде всего, информационных.

 

Проблема бытия в древнегреческой философии.

Благодаря Пармениду, происходит переориентация

космологической направленности философии в онтологию.

Он первый, кто четко формулирует главную философскую

проблему, проблему Бытия. «Есть – это то, что не может не быть,

т.е. это Бытие, Сущее. Не есть – это то, что необходимо не

может быть, т.е. не-бытие, не-сущее». «Мыслить можно только бытие, т.е. то, что есть, ибо то, чего нет, никоим образом не может быть мыслимым». «Одно и то же – мышление и то, о чем мысль. Ибо без сущего, в котором она высказана, Тебе не застать мышления»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...