Вероубеждение относительно имамата у представителей обоих направлений
Под «имаматом» в данном исследовании подразумевается великое руководство мусульманами, то есть: халифат (преемство), правление, руководство и вилайят (наместничество). Поскольку моя книга посвящена сравнительному исследованию мазхабов суннитов и шиитов-имамитов, мне непременно придется остановиться на вопросе об имамате у обеих фракций, дабы читатель и исследователь могли прояснить себе, на каких основах и учениях зиждятся убеждения представителей обоих течений, а также причины, по которым я обратился в шиизм и оставил ту доктрину, на которой стоял ранее. Для шиитов имамат – одна из основ религии, его важность трудно переоценить, ибо он представляет собой руководство лучшей общиной, существовавшей среди людей, и зиждется данное руководство на личностных достоинствах и особенных благородных качествах этой общины, из которых особо следует отметить знание, мужество, скромность, милосердие, сострадательность, аскетизм, богобоязненность, праведность и т.п. Шииты верят в то, что имамат – это миссия, на которую человека назначает Аллах (Преславен Он!), избирая из числа праведных рабов Своих такого, кто способен вынести на своих плечах груз этой опасной роли, предстоящей ему, а именно наставничества для всего человечества после Пророка (С). Имам Али бин Абу Талиб был таким назначенным Аллахом имамом мусульман. Аллах внушил Своему Посланнику, что Али должен быть назначен в качестве знамени для людей, и, таким образом, назначил его Посланник Аллаха (С), указав на него общине после совершения прощального хаджжа в Гадир Хуме, и люди присягнули ему – так, по крайней мере, утверждают шииты. Что касается суннитов, то они также утверждают необходимость имамата (лидерства) для руководства общиной, однако они предоставляют самой общине право избирать своего имама и лидера, и таким образом Абу Бакр бин Абу Кахафа стал имамом мусульман, избранным самими мусульманами после кончины Посланника Аллаха (С), который якобы умолчал о вопросе халифата, не объяснив людям ничего об этом и оставив после себя этот вопрос на рассмотрение совета (шуры).
На данном этапе исследователю надлежит сделать беспристрастные выводы, основываясь на доводах, приводимых обеими сторонами, и таким образом, без сомнения, приблизиться к истине. Я представлю вам, каким образом я пришел к истине сам, следующим образом: 1. Имамат в Священном Коране. «Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он сказал: «И из моего потомства». Он сказал: «Мой завет не коснется беззаконников»[65]. В этом благородном аяте Всевышний Аллах объясняет нам, что имамат – это миссия, на которую назначает Господь, и оказывает эту честь Аллах тому, кому пожелает из Своих рабов, согласно Его изречению: «Я сделаю тебя имамом для людей». Также аят разъясняет нам то, что имамат – это завет с Аллахом, который объемлет только праведных, избранных Аллахом из числа Его рабов, дабы оградиться от круга неправедных, которые недостойны заключения завета со Всевышним Аллахом. И сказал Всевышний: «И сделали их предводителями, которые ведут по Нашему повелению, и внушили им делать добрые дела, выполнять молитву и приносить очищение, и были они Нам поклоняющимися»[66]. И также сказал Всевышний: «И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и уверены в Наших знамениях»[67]. И также Он сказал: «Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и сделаем наследниками»[68].
Некоторые полагают, что в вышеприведенных аятах под имаматом подразумевается пророчество и посланничество, и в этом ошибка понимания общего определения имамата, поскольку согласно ему всякий посланник – он и пророк, и имам, но не каждый имам – одновременно и пророк, и посланник! Именно по этой причине Всевышний Аллах в Своей священной Книге пояснил, что для праведных рабов есть возможность просить у Него это высокое предназначение, дабы была им оказана честь вести за собой людей и тем самым снискать себе великую награду. Сказал Всевышний: «И те, которые не свидетельствуют криво, а когда проходят мимо пустословья, проходят с достоинством. И те, которые, когда им напомнишь знамения их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним. И те, которые говорят: "Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!" Они будут вознаграждены сторицей за то, что терпели, и встречены будут в ней приветом и миром»[69]. Также Коран применяет слово «имам» в отношении тех несправедливых лидеров и правителей, которые своих последователей и свои народы ведут к заблуждению, бесчестию и мучительному наказанию в этом мире и в мире загробном, и о том было ниспослано мудрое напоминание в рассказе о фараоне и его воинстве, как сказал Всевышний: «И схватили Мы его и его войска и бросили их в море. Посмотри, каков был конец тиранам. И сделали Мы их имамами, которые призывают к огню, и в день воскресения не будет им помощи. И сопроводили Мы их в этом мире проклятием, а в день воскресения они будут в числе позорно прогнанных»[70]. На этом основании мы делаем вывод, что шииты – ближе к тому, что утверждает Священный Коран, поскольку Всевышний Аллах пояснил вопрос таким образом, что не остается никакого места для сомнений, что имамат – это божественное назначение, и дарует его Аллах кому пожелает, и он суть завет Аллаха, который ограждает от круга людей неправедных. И поскольку немалое число сподвижников Пророка в некоторый период своей жизни до принятия Ислама исповедовали многобожие, они тем самым уже не могут считаться праведными и заслуживать завета с Аллахом на имамат и халифат. Таким образом, остается лишь признать утверждение шиитов, что имам Али бин Абу Талиб был единственным из всех сподвижников, достойным завета с Аллахом на имамат, поскольку он никогда в своей жизни не поклонялся никому, кроме Аллаха, и облагородил Аллах его лик, отличив его тем самым от остальных сподвижников, поскольку он никогда не преклонял колени перед идолом. А если кто возразит, что принятие Ислама стирает все то, что было до него, то мы ответим: «Да, однако остается большая разница между тем, кто был многобожником и покаялся, и тем, кто всегда был искренним единобожником и не знал никакого бога, кроме Аллаха».
2. Имамат в Пророческой Сунне (традиции). Посланнику Аллаха (С) принадлежит множество высказываний об имамате, переданных как суннитскими, так и шиитскими учеными в своих книгах, и иногда он употреблял термин «имамат», а иногда – «халифат», а иногда также – «вилайят» или «имарат». Об имамате до нас дошло следующее высказывание Пророка (С): «Лучшие из ваших имамов – те, которых вы любите, и они любят вас, и которым вы испрашиваете благословение, а они испрашивают благословение для вас. Худшие же среди ваших имамов – те, на которых вы гневаетесь, а они гневаются на вас, и которых вы проклинаете, а они проклинают вас». И люди спросили: «О Посланник Аллаха (С), может быть, нам стоит искоренить их мечом?» Он (С) ответил: «Нет, если они выстаивают молитву вместе с вами»[71]. И также сказал Пророк (Да благословит Аллах его и его род и да приветствует!): «После меня будут имамы, не ведущие по моему пути и не следующие моей сунне, и будут среди них люди с сердцами шайтанов, помещенными в человеческое тело»[72]. Относительно халифата имеется следующее высказывание Посланника Аллаха (С): «Религия пребудет до тех пор, пока не настанет Час Суда и пока остаются с вами двенадцать халифов, и все они – из курайшитов»[73]. Со слов Джабира бин Самары: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил: "Ислам останется прочным под руководством двенадцати халифов", и затем сказал еще что-то, чего я не разобрал, и я спросил у своего отца: "Что он сказал? " Он ответил: "Все они – из курайшитов"»[74].
Об имарате есть такое высказывание Пророка (С): «Будут среди вас амиры, благие деяния которых вы будете признавать и дурные деяния отвергать. И кто из вас признает их благие деяния, тот будет оправдан, и кто отвергнет их дурные деяния, тот пребудет в безопасности (от греха). Но тот, кто будет доволен их дурными делами и последует за ними – тот будет осужден». И спросили собравшиеся: «Следует ли нам сражаться с ними?» Пророк (С) ответил: «Нет, пока они произносят молитвы»[75]. И также Пророк (С) употребил термин «амир» в следующем высказывании: «Появятся двенадцать амиров, и все они – из курайшитов»[76]. Также от Пророка (С) последовало предупреждение в адрес сподвижников: «Будете вы проявлять алчность в отношении власти, которая станет вашим порицанием в День Воскресения, благом кормилицы[16] и печалью для Фатимы»[77]. Также приводится хадис с термином «вилайят». Сказал Посланник Аллаха (С): «Не будет такого наместника (вали), которому досталось бы попечение над мусульманами, и он умер бы, обманывая их, и Аллах не запретил бы ему вхождение в рай»[78]. И также Пророк (С) употребил термин «вилайят» в следующем выражении: «Останется у людей руководство, покуда с ними наместниками (вали) будут двенадцать мужчин, и все они – из курайшитов»[79]. Таким образом, мы кратко рассмотрели содержание понятий имамата и халифата, которое я представил на основании Корана и достоверной пророческой Сунны безо всякого комментария и истолкования, основываясь на прямом тексте достоверных сборников (сахих) суннитов, не говоря уже о шиитах, среди которых этот вопрос (т.е. халифат среди двенадцати курайшитов) решен однозначно и не вызывает разногласий, впрочем, некоторые ученые суннитов также признают, что Посланник Аллаха (С) сказал: «После меня будут двенадцать халифов, и все они – из племени Бану Хашим»[80]. Сообщают со слов Аш-Шааби от Масрука: «Однажды мы были в присутствии Ибн Масуда, представляя перед ним свитки, когда один юноша сказал: ″Заповедал ли вам ваш пророк, сколько халифов будет после него?″ Он сказал: ″Поистине, это – веские слова, и никто до тебя не спрашивал меня об этом – да, заповедал нам наш Пророк (С), что после него будут двенадцать халифов, по числу князей племен израильских″[81].» После этого приведем высказывания представителей обеих партий в пользу достоверности того, к чему каждая из них призывает на основании достоверных текстов, а также обсудим комментарии, даваемые каждой из сторон к этому опасному вопросу, по которому разделились мусульмане, начиная со дня кончины Посланника Аллаха (С) и до наших дней, и на этом основании возникло разделение мусульман по мазхабам, сектам и школам калама и философии, хотя ранее они были единой общиной. И всякое разделение, возникшее среди мусульман, будь то в вопросах права (фикха), или комментария (тафсира) Корана, или в понимании благородной пророческой сунны, было вызвано вопросам о халифате. А что представлял собой халифат после событий под навесом, именем которых отвергались достоверные хадисы и явные аяты, а вместо них в утверждение халифата изобретались новые хадисы, которым нет обоснования в достоверной пророческой Сунне! Все это напоминает мне израильский вопрос, когда первоначально главы арабских государств и короли собрались и единодушно согласились не признавать Израиль, не заключать с ним дипломатических отношений и мирных договоров, а на силу отвечать только силой, а по прошествии немногих лет они собрались снова, чтобы на этот раз разорвать отношения с Египтом, который признал сионистское образование, а еще спустя несколько лет восстановили свои отношения с Египтом, закрыв глаза на его отношения с Израилем, в то время как Израиль отказывается признавать право палестинского народа и не только не изменил своей позиции, но и еще более ожесточился в отношении палестинцев. История имеет свойство повторяться, и арабы примирились со сложившейся ситуацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|