Вилайат Али (а) в священном Коране
Сказал Всевышний Аллах: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями.»[93]. Имам Абу Исхак Ас-Саалаби в своем Большом тафсире[94] приводит по цепочке передатчиков, восходящей к Абу Зарру Аль-Гаффари, следующее предание. Абу Зарр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С) произносил эти две вещи (иначе оба моих уха глухие), и видел, как он (С) говорил об этих двух вещах (иначе оба моих глаза слепы): "Али – предводитель праведников и поражающий неверных, будет оказана помощь помогающему ему, и будет брошен бросивший его". Что же до меня, то я молился вместе с Посланником Аллаха (С) в тот день, и пришел в мечеть просящий подаяния, и никто ему ничего не дал. Али (А) же находился в поясном поклоне, и он указал на свой мизинец с перстнем просящему милостыню, и тот взял себе перстень и удалился. Тогда Посланник Аллаха (С) воззвал ко Всевышнему Аллаху со следующими словами: «Господи, вот, брат мой Муса просил Тебя, сказал: "Господи, раскрой мою грудь, и облегчи мне мое дело, и развяжи узел на моем языке, дабы они разумели речь мою, и дай мне помощника из моей семьи, Харуна, брата моего, укрепи им мою силу и сделай его моим сподвижником в моем деле, дабы мы возвеличивали Тебя много, и поминали Тебя много, поистине, Ты дела наши прозреваешь", и внушил Ты ему: "Даровано тебе просимое, о Муса"», – Господи, поистине, я – Твой раб и пророк, так раскрой мне мою грудь, и облегчи мне мое дело, и дай мне помощника из моей семьи, Али, которым спина моя укрепится».
И продолжал Абу Зарр: «Клянусь Аллахом, еще не закончил Посланник Аллаха (С) произнесение этих слов, как снизошел к нему верный Джибриль с ниспосланием следующего аята: "Поистине, покровитель ваш – Аллах, и Его Посланник, и те, кто уверовал, которые выстаивают молитву, и выплачивают закят, и совершают поясные поклоны, а кто берет себе в покровители Аллаха и Его Посланника и тех, которые уверовали, то – поистине, партия Аллаха[17], они – победители"»[95]. Среди шиитов нет разногласия в том, что аят этот ниспослан в отношении Али бин Абу Талиба, что было передано через имамов Ахл уль-Бейт (А), и это предание у них считалось достоверным и было включено во многие шиитские книги, среди которых, например: 1. «Бихар-уль-анвар» Маджлиси 2. «Исбат-уль-худат» Аль-Хурра Аль-Амили 3. «Тафсир Аль-Мизан» Аллямы Табатабаи 4. «Тафсир Аль-Кашаф» Мухаммада Джавада Мугнии 5. «Аль-Гадир» Алламы Аль-Амини, и многие другие Также о том, что аят был ниспослан в отношении Али бин Абу Талиба, передает огромное число суннитских ученых, из которых я упомяну лишь имена ученых-комментаторов: 1. «Тафсир-уль-кашшаф» Аз-Замахшари, т.1/649 2. «Тафсир Ат-Табари» 3. «Зад-уль-масир фи илми-т-тафсир» Ибн-аль-Джаузи, т.2/383 4. «Тафсир» Аль-Куртуби, т.6/219 5. «Тафсир» Фахра Ар-Рази, т.12/26 6. «Тафсир» Ибн Касира, т.2/72 7. «Тафсир» Ан-Насафи, т.1/289 8. «Шавахид-ут-танзил» Аль-Хасакани Аль-Ханафи, т.1, с.161 9. «Ад-дурр-уль-мансур фи-т-тафсири би-ль-маасур» Ас-Суйути, т.2/293 10. «Асбаб-ун-нузул» имама Аль-Вахиди, с.148 11. «Ахкам-уль-Кур’ан» Аль-Джассаса, т.4/102 12.«Ат-тасхиль ли улюми-т-танзиль» Аль-Калаби, т.1/181, и еще многие из не упомянутых мною суннитских книг
2. АЯТ О ДОНЕСЕНИИ СООБЩЕНИЯ (АЙАТ-УЛЬ-БАЛАГ) ТАКЖЕ СВЯЗАН С ВИЛАЙАТОМ АЛИ (А)
Сказал Всевышний: «О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей.»[96].
Некоторые суннитские комментаторы утверждают, что этот аят был ниспослан в начале Призыва, когда Посланник Аллаха (С) находился под охраной,в связи с угрозой его убийства или похищения, и когда было ниспослано: «А Аллах защитит тебя от людей», он (С) сказал: «Идите, Аллах уже защитил меня». Ибн Джарир и Ибн Мардавайх приводят со слов Абдуллаха бин Шафика: «За Посланником Аллаха (С) неотступно следовали люди из числа его сподвижников, а когда было ниспослано: «А Аллах защитит тебя от людей», он сказал: «О люди, идите по своим делам, Аллах уже защитил меня от людей»[97]. Приводят Ибн Хаббан и Ибн Мардавайх со слов Абу Хурейры: «Когда мы находились в компании Посланника Аллаха (С) в путешествии, то оставляли ему самый просторный навес, дававший большую тень, и он под ним отдыхал, а в тот день он прилег отдохнуть под деревом и повесил на него свой меч. И пришел неожиданно человек и схватил меч со словами: "О Мухаммад, кто защитит тебя от меня?" И сказал Посланник Аллаха (С): "Аллах защитит меня от тебя, положи меч!" И он положил его, и было ниспослано: "А Аллах защитит тебя от людей"[98]». Также приводят Ат-Тирмизи, и Аль-Хаким, и Абу Наим со слов Аиши, которая говорила: «Пророк (С) находился под охраной, покуда не было ниспослано: "А Аллах защитит тебя от людей", тогда он (С) высунул голову из шатра и сказал: "О люди, отправляйтесь по своим делам, Аллах защитил меня"». Приводят Ат-Табарани и Абу Наим в «Ад-далаиль», а также Ибн Мардавайх и Ибн Асакир со слов Ибн Аббаса: «Пророк (С) находился под охраной, и дядя его Абу Талиб каждый день посылал с ним человека из числа хашимитов для охраны. И сказал Пророк (С): "О дядя, поистине, Аллах защищает меня, так что нет у меня нужды в посланных тобой». Если мы будем полагаться на эти хадисы и комментарии, то обнаружим, что здесь далеко не всё сходится между ними и пониманием коранического аята, и даже с тем, что он якобы был ниспослан в начале призыва (некоторые утверждают, что он был ниспослан при жизни Абу Талиба, то есть за много лет до хиджры) и версией Абу Хурейры, где он говорит: «Обычно, когда мы были в компании Посланника Аллаха (С) в путешествии, мы оставляли ему самый просторный шатер... и т.д.» - однако, эта версия обнаруживает подмену, поскольку Абу Хурейра не был знаком с Исламом и с Посланником Аллаха (С) вплоть до седьмого года хиджры, как об этом свидетельствует он сам[99] - так как же это согласуется? И ведь все – и суннитские и шиитские – комментаторы единодушно сходятся на том, что сура «Аль-Маида» - мединская, последняя из ниспосланных в Коране!
Ахмад и Абу Убайд приводят в «Фадаиль», Ан-Нухас – в «Насихе», Ан-Насаи, Ибн-уль-Мунзир, Аль-Хаким, Ибн Мардавайх и Аль-Байхаки – в «Сунан» со слов Хайбара бин Нафира: «Я совершал хаджж и пришел навестить Аишу, и она спросила меня: ″О Хайбар, читаешь ли ты суру «Аль-Маида»?″ Я ответил: ″Да″. Она сказала: ″Она – последняя из ниспосланных сур, поэтому что находите в ней из разрешенного, то разрешайте, а что из запрещенного, то запрещайте″»[100]. Также приводят Ахмад и Ат-Тирмизи (а Аль-Хаким подтверждает достоверность этой передачи), и Ибн Мардавайх и Аль-Байхаки в «Сунан» со слов Абдуллаха бин Амру, который говорил: «Последняя из ниспосланных сур – сура "Аль-Маида"»[101]. Также передает Абу Убайд со слов Мухаммада бин Кааба Аль-Картани, который сказал: «Сура "Аль-маида" была ниспослана Посланнику Аллаха (С) во время прощального хаджжа, когда он восседал на своей верблюдице между Меккой и Мединой, и ноги ее словно подломились, и сошел с нее Посланник Аллаха (С)»[102]. Также передает Ибн Джарир со слов Раби бин Анаса, который сказал: «Сура «Аль-Маида» была ниспослана Посланнику Аллаха (С) во время совершения его прощального хаджжа, когда он восседал на ездовом верблюде, и верблюд получил благословение за свою ношу»[103]. Также приводит Абу Убайд со слов Дамары бин Хабиба и Атии бин Кайса, которые сообщают: «Сказал Посланник Аллаха (С): "Сура «Аль-маида" - последняя из ниспосланных в Коране, так что разрешайте разрешенное в ней и запрещайте запрещенное в ней»[104]. Так как же после всего этого разумный человек может принять измышления тех, кто утверждает, что эта сура была ниспослана в начале посланничества? Это – не иначе как пренебрежение ее истинным значением. Добавим: шииты никогда не расходились в том, что сура «Аль-маида» – последняя из ниспосланных в Коране и что именно этот аят: «О Посланник, донеси ниспосланное тебе от Господа...», именуемый аятом донесения, ниспослан Посланнику Аллаха (С) в восемнадцатый день месяца Зу-ль-Хиджжа, венчающий прощальный хаджж, в месте Гадир Хум непосредственно перед назначением имама Али (А) знаменем для людей, дабы быть ему халифом после смерти Пророка (С), и это был четверг, и снизошел в тот день архангел Джабраил (А) в пять часов пополудни и сказал: «О Мухаммад, вот, Аллах посылает тебе приветствие, – и продолжал: О Посланник, донеси до людей то, что было ниспослано тебе от Господа, а если не сделаешь этого, то ты не донесешь Его Послания, а Аллах защитит тебя от людей».
При этом изречение Всевышнего: «А если не сделаешь этого, то ты не донесешь Его Послания» указывает с полной ясностью на то, что если послание и не завершено, то близится к завершению, и для завершения осталось лишь одно важное дело, без которого религия была бы неполной. Также в высказывании о том, что Посланник Аллаха (С) не должен опасаться людской клеветы в случае, если им будет возвещено об этом опсаном деле, мы понимаем, что Всевышний Аллах повелел, что отсрочивать более нельзя, и данная возможность – самая лучшая для того, чтобы при большом скоплении людей возвестить им об этом – и во время прощального хаджжа в Гадир Хумме собралось до ста тысяч людей, готовых внимать словам Посланника Аллаха (С). Пророк (С) как бы говорит: «Возможно, я не увижусь уже здесь с вами на следующий год, возможно, что предстанет Посланник (С) перед своим Господом, и призовут его, и он ответит на призыв». А люди после этого собрания должны будут разойтись по своим домам, и более не будет возможности встретиться Посланнику (С) с таким большим собранием как в Гадир Хуме, и поэтому Мухаммаду (С) нельзя упускать эту возможность ни в коем случае. Как же иначе, если ему снизошло Откровение, содержащее в себе неприкрытую угрозу того, что вся миссия Посланничества может оказаться сведенной на нет, если не будет возвещено это последнее слово, и при этом Аллах гарантировал ему защиту от людей и указал на то, что ему не следует опасаться людской клеветы, – ведь сколько Посланников (А) было ранее оболгано, однако это не остановило их перед тем, чтобы донести то Послание, которое было им заповедано, ибо на посланниках не лежит иной ответственности, кроме как за донесение послания. А поскольку заранее известно, что большинство людей не приемлет Истины[105] и что среди них есть клеветники[18] [106], Аллах не должен был оставить их без явного руководства, дабы после ухода посланников у них не было довода против Аллаха, Могущественного, Мудрого[107].
А поскольку имелся прекрасный пример в лице посланников прошлого, которых также подвергали лжи, Всевышний изрек: «Если они считают тебя лжецом, то до них считали лжецами (пророков) народ Нуха, и Ад, и Самуд, и народа Ибрахима, и народ Лута, и обитатели Мадйана; лжецом был объявлен Муса. Я отсрочил неверным, потом схватил их, каково было Мое негодование!»[108] И если мы оставим фанатизм и слепую приверженность мазхабу, то найдем, что именно это толкование согласуется с разумом, а также увязывает смысл аята с событиями, предшествовавшими его ниспосланию и последовавшими за ним. Также многие суннитские ученые передают, что данный аят ниспослан в Гадир Хуме в отношении назначения Али (А) имамом, и подтверждают достоверность данных преданий, и с этим соглашаются и шиитские ученые. Из числа суннитских ученых я упомяну только некоторых: 1. Аль-Хафиз Абу Наим («Китаб нузули-ль-Кур’ан») 2. Имам Аль-Вахиди («Асбаб-ун-нузул», с.150) 3. Имам Абу Исхак Ас-Саалаби («Большой тафсир») 4. Аль-Хаким Аль-Хасакани («Шавахид-ут-танзиль ли каваиди-т-тафдиль», т.1/187) 5. Джалаль-уд-Дин Ас-Суйути («Ад-Дурр-уль-мансур фи-т-тафсири-ль-маасур», т.3/117) 6. Аль-Фахр Ар-Рази («Большой тафсир», т.12/50) 7. Мухаммад Рашид Рида («Тафсир Аль-Манар», т.2/86, т.6/463)
8. Ибн Асакира Аш-Шафии («Тарих Димашк», т.2/86) 9. Аш-Шаукани («Фатх-уль-кадир», т.2/60) 10. Ибн Талхи Аш-Шафии («Маталиб-ус-сауль», т.1/44) 11. Ибн Ас-Сибага Аль-Малики («Аль-фудуль-уль-мухимма», с.25) 12. Аль-Кандузи Аль-Ханафи («Йанаби-уль-мавадда», с. 120) 13. Аш-Шахрастани («Аль-милаль ва-н-нихаль», т.1/163) 14. Ибн Джарир Ат-Табари («Аль-вилайа») 15. Ибн Саид Ас-Сиджистани («Аль-вилайа») 16. Бадр-уд-Дин Аль-Ханафи («Умдат-уль-кари фи шархи-ль-Бухари», т.8/584) 17. Абд-уль-Ваххаб Аль-Бухари («Тафсир Корана») 18. Аль-Алуси («Рух-уль-маани», т.2/384) 19. Аль-Хувайни («Фараид-ус-симтейн», т.1/185) 20. Алламе сайид Сиддик Хасан Хан («Фатх-уль-байан фи макасиди-ль-Кур’ан», т.3/63) И это только краткий список, который приходит мне в голову, на самом деле существует во много раз больше суннитских ученых, которые могли бы пополнить этот список и которых перечисляет Алляма Аль-Амини в книге «Аль-Гадир». И чего же нам следует ожидать от Посланника Аллаха (С), когда Господь повелел ему донести свое Послание до людей? Шииты говорят, что он собрал людей всех вместе в Гадир Хуме, обратился к ним с длинной красноречивой проповедью и призвал всех присутствующих в свидетели, и они засвидетельствовали, что он (С) – первый среди них, и тогда он (С) поднял руку Али бин Абу Талиба и сказал: «Кому я был руководителем, тому Али – руководитель, Господи, покровительствуй тем, кто берет его себе в покровители, и яви вражду Свою к тому, кто враждует с ним, помоги помогающим ему и брось бросающих его, и да пускай Истина обращается туда, куда он обратится»[109]. Затем Посланник (С) надел на него свою чалму и прошествовал вместе с ним, требуя от сподвижников оказать ему почести, надлежащие Повелителю верующих, и они повиновались и оказали эти почести, и первыми в их числе были Абу Бакр и Умар, сказавшие: «Да здравствует Али бин Аби Талиб! Ты ложишься спать и просыпаешься повелителем всякого верующего и всякой верующей»[110]. А после оказания ими этих почестей было ниспослано Пророку (С) Аллахом: «Сегодня завершил Я для вас вашу религию и закончил на вас Свою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией». Это то, что говорят шииты и что является в их среде общепризнанным, о чем никто из них ни с кем не имеет разногласий. А есть ли у суннитов упоминание об этом событии? Чтобы нам сильно не поражаться их словам, вспомним для начала, что Всевышний Аллах предупреждал нас в следующем аяте: «Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком»[111]. Нам непременно следует проявлять предосторожность и очень скрупулезно исследовать этот вопрос, обращая внимание на все доказательства, представляемые обеими сторонами, стремясь исключительно к довольству Аллаха. Да, многие суннитские ученые упоминают об этом событии во всех деталях, и вот только несколько из записанных ими свидетельств. 1. Приводит имам Ахмад бин Ханбал со слов Зайда бин Аркама, который сказал: «Мы остановились с Посланником Аллаха (С) в долине, именуемой долиной Хум, и призвали к молитве, и он молился в знойный полдень». Затем Зайд продолжал: «И Посланник (С) обратился к нам с проповедью, и люди навесили ткань над Посланником Аллаха (С) на дереве, чтобы защититься[19] от солнца, и он (С) сказал: «Разве вы не знаете и не засвидетельствуете, что я – покровитель для каждого верующего?» Они ответили: «Да». Он (С) сказал: «Кому я был покровителем, тому и Али будет покровителем. Господи, покровительствуй тем, кто берет его себе в покровители, и объяви вражду враждующим с ним...»[112]. 2. Приводит имам Ан-Насаи в книге «Аль-хасаис» со слов Зайда бин Аркама, который сказал: «Когда Посланник Аллаха (С) возвращался из прощального хаджжа, он остановился в месте Гадир Хум, повелел разбить там лагерь, затем сказал: ″Поскольку скоро меня (Господь) призовет, и я отвечу на призыв, то я оставляю среди вас две величайшие ценности, одна из них больше другой: Книгу Аллаха и мое семейство, людей моего дома (Ахл уль-Бейт (А)), и смотрите, как вы будете обращаться с ними после меня[110], поистине, они неразлучны пребудут, пока не снизойдут у Озера (Аль-Хауд)″. Затем он (С) сказал: ″Поистине, Аллах – мой покровитель, а я – покровитель каждого верующего″. Затем он (С) взял руку Али (А) и сказал: ″Кому я был покровителем, то и он – его покровитель, Господи, покровительствуй тому, кто под его покровительством, и объяви вражду враждующему с ним″». И сказал Абу Туфейль: «Я сказал Зайду: ″Я слышал это от Посланника Аллаха (С)″». И он ответил: «Поистине, в том лагере не было ни одного, кто не видел бы этого собственными глазами и не слышал бы этого собственными ушами»[113]. 3. Приводит Аль-Хаким Ан-Нисабури по двум достоверным линиям передатчиков на основании авторитета двух шейхов со слов Зайда бин Аркама, что тот сказал: «Когда возвращался Посланник Аллаха (С) из прощального хаджжа и остановился в Гадир Хуме, то повелел разбить лагерь и сказал: ″Поскольку скоро меня (Господь) призовет и я отвечу на призыв, то я оставляю среди вас две величайшие ценности, одна из них больше другой: Книгу Аллаха и мое семейство, людей моего дома (Ахл уль-Бейт (А)), и смотрите, как вы будете обращаться с ними после меня[111], поистине, они неразлучны пребудут, пока не снизойдут у Озера (Аль-Хауд)″. Затем продолжал: ″Поистине, Аллах – мой покровитель, а я – покровитель каждого верующего″. Затем он (С) взял руку Али (А) и сказал: ″Кому я был покровителем, то и он – его покровитель, Господи, покровительствуй тому, кто под его покровительством, и объяви вражду враждующему с ним″»[114]. 4. Также приводит этот хадис Муслим в своем «Сахихе» с иснадом (цепочкой передатчиков) от Зайда бин Аркама. Однако он приводит сокращенную версию: «Однажды Посланник Аллаха (С) встал перед нами, чтобы произнести проповедь рядом с водоемом, именуемым Хумом, что между Меккой и Мединой, восславил и восхвалил Аллаха, наущал[112] нас и увещевал и затем сказал: ″А после этого – вот, люди, поистине, я – человек, и скоро предстоит Посланнику ответить на призыв его Господа и отправиться к Нему. А среди вас я оставляю две величайшие ценности: первая из них – Книга Аллаха, в ней – руководство и свет, так возьмите Книгу Аллаха и держитесь ее крепко, и стремитесь к Книге Аллаха″. Затем он (С) сказал: ″И людей моего Дома, напоминаю вам об Аллахе в отношении них, напоминаю вам об Аллахе в отношении них, напоминаю вам об Аллахе в отношении них...″»[115]. Примечание: Несмотря на то, что имам Муслим сократил изложение события (хотя и в этой версии оно, хвала Аллаху, достаточно для ответа на наши вопросы), скорее всего, сокращение было сделано самим Зайдом бин Аркамом, которого вынуждали политические обстоятельства сокрыть предание о Гадире, и это мы понимаем из самого изложения хадиса, когда передатчик говорит: «Я отправился в компании Хусина бин Сабары и Умара бин Муслима к Зайду бин Аркаму. Когда мы сидели у него в гостях, сказал ему Хусин: ″Ты, о Зайд, удостоился великой чести: ты видел Посланника Аллаха (С), слышал его речь, участвовал в битвах вместе с ним и молился позади него, ты удостоился великой чести, о Зайд, расскажи же нам, что ты слышал от Посланника Аллаха (С)?″ Он сказал: ″О сын моего брата, Аллах свидетель, преклонны мои лета и кончается мой век, я забыл уже многое из того, что слышал от Посланника Аллаха (С), так что принимайте то, о чем расскажу вам, а что позабыл – то позабыл, и не судите меня строго, и затем сказал: ″Сказал Посланник Аллаха (С) в день, когда обратился к нам с проповедью у водоема, именуемого Хумом...″» Из хода повествования видно, что Хусин спросил Зайда бин Аркама о событиях Гадира, тот же при свидетелях ушел от прямого ответа на этот вопрос, потому как, без сомнения, знал, что искренний ответ на него может вызвать проблемы с правительством, которое заставляло людей проклинать Али бин Абу Талиба, и потому мы видим, как он извиняется перед вопрошающим, ссылаясь на свои преклонные лета и забывчивость в отношении ряда событий, и затем просит присутствующих воспринять поведанное им и не судить его строго за то, о чем он вынужден умолчать. Но несмотря на свой страх и вынужденное сокращение повествования, Зайд бин Аркам (Да воздаст Аллах ему добром!) пояснил многие детали события Гадир, не упоминая при этом его названия. Например, в словах: «Встал среди нас Посланник Аллаха (С), чтобы произнести проповедь, у водоема, именуемого Хумом, что между Меккой и Мединой», и после этого он упомянул о достоинствах Али, указав в том числе на то, что он предстает на одном уровне с Кораном в хадисе о двух величайших ценностях: Книге Аллаха и Людях Дома Пророка (С), не упоминая при этом Али (А) по имени, оставляя слушателям возможность самим делать выводы, полагаясь на собственный разум, поскольку каждому мусульманину ведомо, что Али (А) – господин Людей Дома Пророка (С). Таким образом, мы видим, что даже имам Муслим понимал этот хадис также, как и мы его понимаем, и распознал в нем то же, что и мы в нем распознали, и поэтому он приводит этот хадис в разделе о достоинствах Али бин Абу Талиба, несмотря на то, что Али бин Абу Талиб не упоминается в этом хадисе по имени[116]. 5. Приводит Ат-Табарани в «Аль-Му’джам-уль-кабир» с достоверным иснадом со слов Зайда бин Аркама и Хузайфы бин Асида Аль-Гифари: «Посланник Аллаха (С) проповедовал в Гадир Хуме под деревьями: ″О люди, скоро Господь меня призовет и я отвечу на призыв, и спросится с меня, и с вас тоже спросится – и что вы ответите?″ Они ответили: ″Мы свидетельствуем, что ты донес Послание, и совершал джихад, и увещевал, и да воздаст Аллах за это добром″. Он (С) сказал: ″Неужели вы не засвидетельствуете, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммад – Его раб и посланник, и что Его рай – истина и Его ад – истина, и что смерть – истина и истина – воскресение после смерти, и что настанет Час, в котором нет сомнения, в который Аллах выведет всех, находящихся в могилах?″ Они ответили: ″Да, мы свидетельствуем это″. Посланник Аллаха (С) сказал: ″Господи, будь свидетелем!″ И добавил: ″О люди, поистине, Аллах – мой Покровитель, а я – покровитель верующих, и я – попечитель над их душами, и кому я был покровителем, тому и он (имеется в виду Али) пускай будет покровителем, Господи, покровительствуй берущему себе его в покровители, и объяви вражду враждующему с ним″. Затем сказал: ″О люди, вот, я иду впереди вас, а вы придете ко мне и встретитесь у озера Аль-Хауд. Хауд шире, чем расстояние между нами и городом Саной, в нем – несколько звезд, сверкающих серебром, и когда вы повстречаетесь там со мной, я спрошу вас о двух величайших ценностях, о том, как вы относились к ним после меня. И первая ценность – это Книга Аллаха Всевышнего, один конец ее – в руке Аллаха Всевышнего, а другой – в ваших руках, так держитесь ее, и тогда вы не собьетесь с пути и не исказитесь[113]. А другая ценность – люди моего Дома, и возвестил мне Добрый и Знающий Господь, что эти ценности не разъединятся, покуда не снизойдут у Аль-Хауда″»[117]. 6. Также приводит имам Ахмад по двум цепочкам передатчиков от Аль-Барры бин Аль-Азиба, который сказал: «Мы находились с Посланником Аллаха (С) и остановились в Гадир Хуме, и призвали нас на коллективную молитву, и расчистили место для Посланника Аллаха (С) между деревьями. Он (С) прочитал полуденную молитву, взял за руку Али и сказал: ″Разве вы не знаете, что я более близкий покровитель верующим, чем они сами себе?″ Они ответили: ″Да, знаем″. Он (С) сказал: ″Разве вы не знаете, что я в покровительстве своем ближе ко всякому верующему, чем они сами к себе?″ Они ответили: ″Да, знаем″. Он (С), взяв за руку Али, молвил: ″Кому я был покровителем, тому и Али – покровитель, Господи, покровительствуй берущему его себе в покровители и объяви вражду враждующему с ним″». Далее рассказчик продолжал: «И повстречался ему (имаму Али) после этого Умар и сказал ему: ″Блажен ты, сын Абу Талиба, просыпаешься и отправляешься ко сну покровителем всякого верующего и всякой верующей″»[118]. Короче говоря, хадис о событии в Гадире передало значительно большее число суннитских ученых, нежели перечисленные нами выше Ат-Тирмизи и Ибн Маджа, Ибн Асакир и Абу Наим, Ибн Аль-Асир и Аль-Хаваризми, Ас-Суйути, Ибн Хаджар Аль-Хайсами, Ибн Ас-Сибаг Аль-Малики Аль-Кандузи Аль-Ханафи, Ибн-уль-Магазили и Ибн Касир, Аль-Хамвини и Аль-Хасакани, Аль-Газали и Аль-Бухари в его «Истории». К тому же, Алляма Аль-Амини, автор книги «Аль-Гадир», упоминает более трехсот шестидесяти суннитских ученых, различающихся своим положением и мазхабами, передавших хадисы о Гадире и приводящих их в своих книгах в период от первого и до четвертого века по хиджре. Желающих проверить этот факт мы отсылаем к книге «Аль-Гадир»[119]. Кто после этого осмелится утверждать, что хадис о Гадире – изобретение шиитов? Особенно удивительно то, что когда в присутствии большинства мусульман упоминаешь о хадисе Гадир, выясняется, что они либо не знают его, либо и вовсе не слышали о таком. И еще удивительнее то, что суннитские ученые, обладая этим хадисом, подлинность которого абсолютно подтверждена, продолжают утверждать, что Посланник Аллаха (С) не оставил после себя преемника, оставив вопрос на рассмотрение совета мусульман. А разве в пользу халифата есть хадис, более красноречивый и ясный, о рабы Аллаха? Я приведу в пример собственную дискуссию с одним ученым университета Аз-Зейтуна в нашей стране. Когда я упомянул при нем о хадисе Гадир в качестве довода в пользу имамата Али (А), он подтвердил его подлинность и даже дополнил цепочку рассуждений, приведя мне пример своего собственного толкования Корана, в котором упоминается хадис Гадир и подтверждается его подлинность, и после этого сказал: «Шииты полагают, что в этом хадисе имеется в виду завещание халифата господину нашему Али (Да облагородит Аллах лик его!), однако среди суннитов такие рассуждения считаются необоснованными, потому что противоречат халифату господина нашего Абу Бакра Ас-Сиддика, гоподина нашего Умара Аль-Фарука и господина нашего Усмана Зи-н-Нурайн («Обладателя двух светочей»), а потому следует истолковывать слово «Маула» (покровитель, попечитель) в значении «доброжелатель» и «помощник», как это присутствует в Священном Коране и как его понимали праведные халифы и благородные сподвижники (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах!), и это толкование от них переняли последователи (табиун) и мусульманские ученые. Что же до рафидитского (шиитского) толкования, то у него нет никакого резона, ибо шииты не признают халифата и порицают сподвижников Посланника Аллаха (С) – и этого одного достаточно для опровержения их лжи и фальшивых измышлений». Так он закончил свою речь о книге. Я спросил его: «События в Гадир Хуме произошли на самом деле?» Он ответил: «Если бы они не произошли, о них не передали бы преданий ученые и передатчики (мухаддисы)!» Я сказал на это: «Пристало ли Посланнику Аллаха (С) собирать своих сподвижников под палящим солнцем и обращаться к ним с длинной проповедью, чтобы сказать им о том, что Али – их доброжелатель и помощник? Разве такое толкование удовлетворит вас?» Он ответил: «Некоторые сподвижники жаловались на Али, среди них находились такие, кто питал к нему злобу и гнев, Посланник Аллаха (С) не хотел, чтобы их злоба возрастала и сказал им, что Али их любящий помощник, чтобы и они любили его и не гневались на него». Я сказал: «Это не требует собрания их всех вместе и совершения совместной молитвы. Посланник (С) начал проповедь словами: ″Разве я вам не ближайший попечитель, нежели вы сами?″ – для разъяснения смысла попечения, а если бы все обстояло так, как вы утверждаете, то Пророк (С) мог бы сказать жалующимся на Али (А): ″Поистине, он – ваш любящий помощник″, – и остановиться на этом, не собирая на жаре огромную массу народа числом более ста тысяч человек, среди которых были и старики, и женщины, – разум не приемлет такого объяснения!» Он ответил: «А разве разум примет то, что сто тысяч сподвижников не поняли того, что понимаете вы и шииты?» Я ответил: «Во-первых, только немногие из них проживали в Медине. Во-вторых, они поняли в точности то же самое, что понял я и шииты, и поэтому ученые передали, что Абу Бакр и Умар проявили почтение к Али, говоря: «Да здравствует Али бин Аби Талиб! Ты ложишься спать и просыпаешься повелителем всякого верующего и всякой верующей». Он сказал: «Тогда почему они не принесли ему присягу после смерти Пророка (С)? Считаете ли вы, что они ослушались его повеления? Прошу прощения у Аллаха за такие слова!» Я ответил: «Если суннитские ученые в своих книгах засвидетельствовали то, что некоторые из них, то есть из сподвижников, проявляли ослушание в отношении повелений Пророка (С) при его жизни и в его присутствии[120], то нет ничего удивительного в их ослушании после его смерти. И если они оспаривали назначение предводителем Усамы бин Зайда по причине его малолетства, несмотря на то, что это было бы назначение на короткое время и с ограниченными полномочиями, то как бы они приняли молодого Али сына Абу Талиба в качестве своего повелителя и абсолютного халифа пожизненно? Вы сами засвидетельствовали, что часть их питала злобу и гневалась на Али». Он отвечал в смущении: «Если бы имам Али (да облагородит Аллах его лик и да будет им доволен!), знал, что Посланник Аллаха (С) назначил его халифом, он не молчал бы о своем праве, будучи мужественным человеком, который никого не боялся и которому отдавали должное все сподвижники». Я ответил: «Это другой вопрос, в который я не хочу углубляться, поскольку вас не убедили достоверные хадисы от Пророка (С) и вы пытаетесь по-своему истолковать их, исказив их первоначальное значение с целью сохранения благородного лица праведных сподвижников, так каким образом мне убедить вас молчанием имама Али (А) или его доводами в защиту его права на халифат?» Этот человек улыбнулся и сказал: «Аллах свидетель, я предпочитаю Али (да облагородит Аллах его лик!) другим сподвижникам и если бы решение этого вопроса было в моих руках, я отдал бы ему первенство перед остальными сподвижниками, поскольку он – врата в город знания и побеждающий лев Аллаха, однако воля Всевышнего Аллаха состояла в том, чтобы предпочесть того, кого Он пожелает, и отсрочить тому, кому Он пожелает, и Он не будет спрошен о том, что делает, а они будут спрошены». Я в свою очередь улыбнулся ему и сказал: «Это также другой вопрос, приводящий нас к предмету судьбы и предопределения, ранее мы уже обсуждали его и каждый из нас остался при своем мнении. Я удивляюсь, уважаемый, почему всякий раз, стоит только мне привести какой-либо довод в разговоре с суннитскими учеными, как они начинают перескакивать с предмета на предмет, не имеющие связи с тем, что мы обсуждаем сейчас». Он сказал: «Я остаюсь при своем мнении и не собираюсь его менять». Я оставил его и ушел, продолжая с грустью размышлять о том, почему я не нахожу ни одного ученого в нашей стране, который завершил бы вместе со мной эту дискуссию и «закрыл бы дверь в ее основании», как гласит наша известная поговорка. Некоторые начинают разговор, но когда находят, что они не в состоянии привести доказательство своим словам, смущенно говорят: «Эта эпоха давно прошла, что было то было, и что есть то есть». Другие говорят: «Зачем нам порождать раздоры и свары, главное, что шииты верят в Единого Бога и единого Посланника, и этого достаточно». Некоторые говорят короче: «Брат, бойся Аллаха в отношении сподвижников». Останется ли у таких людей простор для научных исследований и просвещения на пути возвращения к Истине, кроме которой всё есть только заблуждение? Где тот коранический дух, что призывает людей приводить доказательства: «Скажи: приведите ваши доказательства, если вы правдивы»? Зная, что если они перестанут предвзято относиться к шиитам, то мы будем дискутировать с ними только на базе неоспоримых доводов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|