Представление о собственной взрослости
Следующее исследование посвящено анализу представлений о взрослости и этапов его построения в предподростничестве. Работа выполнена О.В.Курышевой. Детям предлагали написать сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым». Время и объем не ограничивались. В анализе текстов преимущественно фиксировалось отношение ребенка к собственной взрослости. Выделены две характеристики: - все описанные ситуации делятся на происходившие реально и «сказочные», явно содержащие элемент фантазии, происходящие в условном плане; -тексты различались по указанному в них признаку взрослости: внешний признак или внутреннее качество. В соответствии с этим была построена матрица анализа сочинений с осями: условный план действий - реальный план действий, внешняя (формальная) взрослость - внутренняя (содержательная) взрослость. Таким образом, выделено четыре основных типа сочинений:
Рассмотрим более подробно характеристики каждого из квадрантов. 1. Условный план действий - внешняя взрослость Описания такого типа строятся как целостное действие героя, не расчлененное по форме и содержанию. Ситуация описывается как происходившая «однажды». Обязательно присутствует эмоция, переживание ребенка, описываемое обычно как чувство гордости, радости, счастья. В сюжете герой совершает «достойный», социально одобряемый поступок, преодолевая возникающие на пути трудности, которые «чудесным образом» разрешаются. Часто ребенок указывает на присутствие взрослых (обычно родителей), с чьей помощью удалось достичь успеха.
Примеры таких сочинений: «Однажды я вышел во двор и увидел нашу дворовую собаку Жульку. Она подняла левую лапу и грустно лаяла. Я увидел, что ее лапа истекает кровью. Я взял ее домой, и она лечилась у меня два дня. Мама не выгнала ее, а лечила вместе со мной. Когда я вышел во двор с собакой, все друзья увидели, что я лечил ее, и мне дали медаль "Прирожденный ветеринар". Я ощутил себя настоящим взрослым». «Однажды я поехала за город и там увидела птицу, которую подстрелили. Я подбежала к ней, схватила ее и отнесла домой. Дома я обработала ей рану и каким-то чудом вытащила пулю. Через неделю рана зажила, и я очень гордилась этим. В тот момент я и почувствовала себя взрослой». 2. Реальный план действий - внешняя взрослость Если в сочинениях, отнесенных к первому квадранту, эмоция и содержание представлены как целое, то здесь происходит их «располюсовка». Ребенок выделяет признаки «взрослого» поведения. Примером этого является противопоставление «детского» и «взрослого», «недетского» поведения. «Я ощущаю себя взрослым, когда делаю что-то лучше других. Но я не чувствую себя взрослым, когда балуюсь». «Когда я нахожусь дома одна, то я всегда ощущаю себя взрослым человеком. Но когда я в школе, я, наоборот, чувствую себя маленькой. Когда я в гостях у своих знакомых, я чувствую себя взрослым человеком, потому что я их хорошо знаю. А когда я в гостях у знакомых моих родителей, то я ощущаю себя ненужной, маленькой». Для выделения ситуаций «взрослого» поведения ребенок берет готовый, немодифицированный, признак. Выделенный признак оказывается, как правило, наглядным. Так, взрослость связывается^; неподнадзорностью, свободой действия. (Хотя сама ситуация действования остается «детской».) «Я ощущаю себя взрослой, когда могу справиться с проблемой сама, без помощи взрослых. Например. Я опаздываю на вечер и никак не могу найти туфли, но я не прошу, чтобы мама искала их за меня, а ищу их сама». «...Когда я принимаю собственное решение. Например. Я решила купить шарф на свои деньги».
Важна и аудитория, которой признак взрослости предъявляется (взрослый, младший, сверстник). «...Когда разговариваю со взрослыми о чем-нибудь серьезном». «В школе на перемене, проходя по коридору. Я встречаю своих друзей, которые младше меня, и неожиданно для себя чувствую себя взрослой». Важным признаком взрослости может стать статус, новое положение среди других. «...Когда меня выбрали вожатым в лаге-
ре. У тебя появляется ощущение гордости, и никто тебя не обижает». Другой вариант сочинений, отнесенных также ко второй группе, характеризуется замыслом взрослого действия, подчеркнутым чьим-то отношением: «Я ощущаю себя взрослым, когда мне дают специальное задание». К этой же группе относятся и сочинения, в которых дети акцентируют выполнение некоторого задания, соответствие ожиданиям. Образ взрослости младшего подростка здесь включает, например, такие действия, как «выполнить обещание», «сделать то, что поручили». При этом можно обнаружить и указание на внешние ограничители - не пускают, не дают. В ответах детей появляются указания на самостоятельность и ответственность. Действуя подобным образом, ребенок испытывает обычно чувство гордости, но оно уже вызвано не самой ситуацией «подвига», а определенным типом действования. «...Когда я хожу на рынок, потому что у меня возникает ответственность за деньги и за продукты». 3. Реальный план действий - внутренняя взрослость двунаправленные (направлены не только вовне, но и на самого ребенка), реально совершаемые. При этом, как правило, описываются типы ситуаций, а не отдельные «всплески» взрослости, как в предыдущих сочинениях. На первый план часто выходит результат сделанного. Описание действий постепенно «сворачивается». Переживания относятся к реально происходящему, но эмоции постепенно отходят на второй план. Признак «взрослой ситуации» уже перестает быть социально заданным, он модифицирован и приобретает черты личностно значимого. «Я ощущаю себя взрослым, когда я отвечаю за такие поступки, за которые раньше не нес ответственности. Я замечаю, что потихоньку становлюсь взрослее». «...Когда самостоятельно и без драки могу решить проблемы со своими друзьями».
4. Условный план действия - внутренняя взрослость «Человек сам решает, когда ему становиться взрослым. Некоторые люди становятся взрослыми в старости, а некоторые, когда они еще дети. Человек может быть взрослым в душе, а может быть физически. Мне сейчас только четырнадцать лет. Я еще мало знаю о жизни, но ощущаю в душе себя взрослым. И это ощущение возникает, когда мне надо принять важное решение. Правильность решения, мне кажется, показывает, взрослый я или нет. Думаю, что мне можно доверить важное дело». При повторных обследованиях обнаружено, что большинство детей совершают переход в следующие по номеру группы. На момент окончания эксперимента 62,9 % подростков относятся к следующим группам. Это означает, что развитие образа взрослости происходит по сложноорганизованной схеме: от «сказочного» внешне обусловленного геройского поступка (группа 1) к внешнему, но реальному поступку (группа 2), к реальным поступкам, обусловленным внутренними признаками взрослости (группа 3), и, наконец, к общему представлению о взрослости как единству ответственности и самостоятельности (группа 4). Экспериментальные данные по динамике изменения представлений о взрослости позволяют соотнести их с логикой развертывания этапов возрастного кризиса. Взрослость в предподростни-честве начинается с возникновения у ребенка представления-картинки о «достойном, правильном» поступке, выдуманном им (или содержащем элементы выдумки). Картинка взята целиком, отождествлена им с собственной взрослостью и полностью «калькирована». Героем рассказываемой истории является сам ребенок. Представление в сознании предподростка неразрывно связано с эмоцией (обычно, чувством гордости), которая является основным показателем взрослости. Ситуация описана как целое, не расчлененное по форме и содержанию.
Идеалом для ребенка начинает выступать «взрослый» поступок (обычно выполнение общепринятых моральных норм). Представляя себя героем этого поступка, приписывая себе «достойное», лучшее, чем есть в действительности, поведение, он идеализирует свою идею взрослости. Это этап открытия ребенком образа взрослости, пока взрослость конкретна и выражена в некотором «геройском» действии, в своеобразном подвиге. Сам факт «литературности» описываемой ребенком ситуации свидетельствует о том, что, хотя героем истории и является ребенок, ситуация остается пока внешней. Единственное, что связывает ее с самим автором -эмоциональное переживание: «Я испытал чувство гордости». С этапом мифологизации соотносится второй этап построения образа взрослости (квадрант матрицы «реальный план действий -внешняя взрослость»). Здесь ребенок пытается буквально воспроизвести сложившееся представление в реальных ситуациях. С помощью «как будто» выстраивается специальное действие перехода во взрослость. Когда реальная ситуация строится как мифологическая, т.е. когда она меняет свой смысл волшебным образом с помощью одного внешнего символа, могут потребоваться дополнительные внешние средства удерживания новой позиции, в частности, оценка аудитории, сравнение себя с другими, новый статус в социуме. Ключевой характеристикой предподросткового кризиса является незавершенность (непредзаданность) действия. Результатив- «Вытягивание» временной перспективы в сторону отдаленного будущего свидетельствует о появлении образа собственной идеализированной взрослости. Отношение к себе в предподростковом возрасте обнаруживает временную перспективу как компоненту формирующегося самоотношения. Переход от стабильного Я к осознанию себя как разноситуационного и затем к меняющемуся во времени собственной жизни (или во временной перспективе) свидетельствует о связи психологического времени с новым видением себя в переходный период. Образ взрослости подростка проходит ряд последовательных этапов, отражающих структуру возрастного кризиса. Вопросы для самостоятельной работы
1. Перечислите типы отношения к заданиям взрослого в учебных ситуа 2. Охарактеризуйте типы отношения к заданиям взрослого в учебных си 3. Каково соотношение между типом отношения к заданиям взрослого и 4. Опишите динамику изменения временной перспективы у младших под 5. Опишите динамику изменения образа взрослости у младших подрост 6. Как соотносится динамика образа взрослости со структурой критиче Рекомендуемая литература 1. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. - 2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под 3. ВыготскийЛ. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4. 4: Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев, 1984. 5. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // 6. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви 7. Поливанова К. Н. Некоторые подходы к проектированию подростко 8. Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Дополнительная литература 9. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет. Автореф. 10. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Во 1 {.Драгунова Т. В. Подросток. - М., 1976. 12. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые иссле 13. Запорожец А. В. Роль ориентировочной деятельности и образа в форми 14. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. 15. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под 15. Толстых Н. Н. Отношение к будущему // Формирование личности в 16. Элъконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994. 17. Элъконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978. 18. Элъконин Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 19. ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. ригидность (непластичность) действий взрослого (и других уча> ников взаимодействия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|