Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление о собственной взрослости




Следующее исследование посвящено анализу представлений о взрослости и этапов его построения в предподростничестве. Работа выполнена О.В.Курышевой. Детям предлагали написать сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым». Время и объем не ограничивались.

В анализе текстов преимущественно фиксировалось отношение ребенка к собственной взрослости. Выделены две характеристики:

- все описанные ситуации делятся на происходившие реально и «сказочные», явно содержащие элемент фантазии, происходящие в условном плане;

-тексты различались по указанному в них признаку взрослости: внешний признак или внутреннее качество.

В соответствии с этим была построена матрица анализа сочинений с осями: условный план действий - реальный план действий, внешняя (формальная) взрослость - внутренняя (содержательная) взрослость. Таким образом, выделено четыре основных типа сочинений:

 

 

Реальный план действий Внешний признак Внутренний признак
2. Реальный план действий - внешняя взрослость 3. Реальный план действий - внутренняя взрослость
Условный план действий 1. Условный план действий - внешняя взрослость 4. Условный план действий - внутренняя взрослость

Рассмотрим более подробно характеристики каждого из квадрантов.

1. Условный план действий - внешняя взрослость

Описания такого типа строятся как целостное действие героя, не расчлененное по форме и содержанию. Ситуация описывается как происходившая «однажды». Обязательно присутствует эмоция, переживание ребенка, описываемое обычно как чувство гордости, радости, счастья. В сюжете герой совершает «достойный»,


социально одобряемый поступок, преодолевая возникающие на пути трудности, которые «чудесным образом» разрешаются. Часто ребенок указывает на присутствие взрослых (обычно родителей), с чьей помощью удалось достичь успеха.

Примеры таких сочинений: «Однажды я вышел во двор и увидел нашу дворовую собаку Жульку. Она подняла левую лапу и грустно лаяла. Я увидел, что ее лапа истекает кровью. Я взял ее домой, и она лечилась у меня два дня. Мама не выгнала ее, а лечила вместе со мной. Когда я вышел во двор с собакой, все друзья увидели, что я лечил ее, и мне дали медаль "Прирожденный ветеринар". Я ощутил себя настоящим взрослым». «Однажды я поехала за город и там увидела птицу, которую подстрелили. Я подбежала к ней, схватила ее и отнесла домой. Дома я обработала ей рану и каким-то чудом вытащила пулю. Через неделю рана зажила, и я очень гордилась этим. В тот момент я и почувствовала себя взрослой».

2. Реальный план действий - внешняя взрослость

Если в сочинениях, отнесенных к первому квадранту, эмоция и содержание представлены как целое, то здесь происходит их «располюсовка». Ребенок выделяет признаки «взрослого» поведения. Примером этого является противопоставление «детского» и «взрослого», «недетского» поведения.

«Я ощущаю себя взрослым, когда делаю что-то лучше других. Но я не чувствую себя взрослым, когда балуюсь». «Когда я нахожусь дома одна, то я всегда ощущаю себя взрослым человеком. Но когда я в школе, я, наоборот, чувствую себя маленькой. Когда я в гостях у своих знакомых, я чувствую себя взрослым человеком, потому что я их хорошо знаю. А когда я в гостях у знакомых моих родителей, то я ощущаю себя ненужной, маленькой».

Для выделения ситуаций «взрослого» поведения ребенок берет готовый, немодифицированный, признак. Выделенный признак оказывается, как правило, наглядным. Так, взрослость связывается^; неподнадзорностью, свободой действия. (Хотя сама ситуация действования остается «детской».) «Я ощущаю себя взрослой, когда могу справиться с проблемой сама, без помощи взрослых. Например. Я опаздываю на вечер и никак не могу найти туфли, но я не прошу, чтобы мама искала их за меня, а ищу их сама». «...Когда я принимаю собственное решение. Например. Я решила купить шарф на свои деньги».

Важна и аудитория, которой признак взрослости предъявляется (взрослый, младший, сверстник). «...Когда разговариваю со взрослыми о чем-нибудь серьезном». «В школе на перемене, проходя по коридору. Я встречаю своих друзей, которые младше меня, и неожиданно для себя чувствую себя взрослой».

Важным признаком взрослости может стать статус, новое положение среди других. «...Когда меня выбрали вожатым в лаге-


 




ре. У тебя появляется ощущение гордости, и никто тебя не обижает».

Другой вариант сочинений, отнесенных также ко второй группе, характеризуется замыслом взрослого действия, подчеркнутым чьим-то отношением: «Я ощущаю себя взрослым, когда мне дают специальное задание». К этой же группе относятся и сочинения, в которых дети акцентируют выполнение некоторого задания, соответствие ожиданиям. Образ взрослости младшего подростка здесь включает, например, такие действия, как «выполнить обещание», «сделать то, что поручили». При этом можно обнаружить и указание на внешние ограничители - не пускают, не дают.

В ответах детей появляются указания на самостоятельность и ответственность. Действуя подобным образом, ребенок испытывает обычно чувство гордости, но оно уже вызвано не самой ситуацией «подвига», а определенным типом действования. «...Когда я хожу на рынок, потому что у меня возникает ответственность за деньги и за продукты».

3. Реальный план действий - внутренняя взрослость
Действия, описываемые ребенком в сочинениях этого типа,

двунаправленные (направлены не только вовне, но и на самого ребенка), реально совершаемые. При этом, как правило, описываются типы ситуаций, а не отдельные «всплески» взрослости, как в предыдущих сочинениях. На первый план часто выходит результат сделанного. Описание действий постепенно «сворачивается». Переживания относятся к реально происходящему, но эмоции постепенно отходят на второй план. Признак «взрослой ситуации» уже перестает быть социально заданным, он модифицирован и приобретает черты личностно значимого. «Я ощущаю себя взрослым, когда я отвечаю за такие поступки, за которые раньше не нес ответственности. Я замечаю, что потихоньку становлюсь взрослее». «...Когда самостоятельно и без драки могу решить проблемы со своими друзьями».

4. Условный план действия - внутренняя взрослость
Описания, относящиеся к данному квадранту матрицы, обоб
щенны, указаний на эмоцию нет, реальные действия не описывают
ся. Однако ребенок точно знает, что выполнив те условия, о кото
рых он пишет, почувствует свою взрослость. «Когда я ставлю перед
собой цель и добиваюсь ее, я всегда чувствую себя взрослой».

«Человек сам решает, когда ему становиться взрослым. Некоторые люди становятся взрослыми в старости, а некоторые, когда они еще дети. Человек может быть взрослым в душе, а может быть физически. Мне сейчас только четырнадцать лет. Я еще мало знаю о жизни, но ощущаю в душе себя взрослым. И это ощущение возникает, когда мне надо принять важное решение. Правильность решения, мне кажется, показывает, взрослый я или нет. Думаю, что мне можно доверить важное дело».


При повторных обследованиях обнаружено, что большинство детей совершают переход в следующие по номеру группы. На момент окончания эксперимента 62,9 % подростков относятся к следующим группам. Это означает, что развитие образа взрослости происходит по сложноорганизованной схеме: от «сказочного» внешне обусловленного геройского поступка (группа 1) к внешнему, но реальному поступку (группа 2), к реальным поступкам, обусловленным внутренними признаками взрослости (группа 3), и, наконец, к общему представлению о взрослости как единству ответственности и самостоятельности (группа 4).

Экспериментальные данные по динамике изменения представлений о взрослости позволяют соотнести их с логикой развертывания этапов возрастного кризиса. Взрослость в предподростни-честве начинается с возникновения у ребенка представления-картинки о «достойном, правильном» поступке, выдуманном им (или содержащем элементы выдумки). Картинка взята целиком, отождествлена им с собственной взрослостью и полностью «калькирована». Героем рассказываемой истории является сам ребенок. Представление в сознании предподростка неразрывно связано с эмоцией (обычно, чувством гордости), которая является основным показателем взрослости. Ситуация описана как целое, не расчлененное по форме и содержанию.

Идеалом для ребенка начинает выступать «взрослый» поступок (обычно выполнение общепринятых моральных норм). Представляя себя героем этого поступка, приписывая себе «достойное», лучшее, чем есть в действительности, поведение, он идеализирует свою идею взрослости. Это этап открытия ребенком образа взрослости, пока взрослость конкретна и выражена в некотором «геройском» действии, в своеобразном подвиге. Сам факт «литературности» описываемой ребенком ситуации свидетельствует о том, что, хотя героем истории и является ребенок, ситуация остается пока внешней. Единственное, что связывает ее с самим автором -эмоциональное переживание: «Я испытал чувство гордости».

С этапом мифологизации соотносится второй этап построения образа взрослости (квадрант матрицы «реальный план действий -внешняя взрослость»). Здесь ребенок пытается буквально воспроизвести сложившееся представление в реальных ситуациях.

С помощью «как будто» выстраивается специальное действие перехода во взрослость. Когда реальная ситуация строится как мифологическая, т.е. когда она меняет свой смысл волшебным образом с помощью одного внешнего символа, могут потребоваться дополнительные внешние средства удерживания новой позиции, в частности, оценка аудитории, сравнение себя с другими, новый статус в социуме.

Ключевой характеристикой предподросткового кризиса является незавершенность (непредзаданность) действия. Результатив-



«Вытягивание» временной перспективы в сторону отдаленного будущего свидетельствует о появлении образа собственной идеализированной взрослости.

Отношение к себе в предподростковом возрасте обнаруживает временную перспективу как компоненту формирующегося самоотношения. Переход от стабильного Я к осознанию себя как разноситуационного и затем к меняющемуся во времени собственной жизни (или во временной перспективе) свидетельствует о связи психологического времени с новым видением себя в переходный период.

Образ взрослости подростка проходит ряд последовательных этапов, отражающих структуру возрастного кризиса.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Перечислите типы отношения к заданиям взрослого в учебных ситуа
циях.

2. Охарактеризуйте типы отношения к заданиям взрослого в учебных си
туациях.

3. Каково соотношение между типом отношения к заданиям взрослого и
домашним поведением детей?

4. Опишите динамику изменения временной перспективы у младших под
ростков.

5. Опишите динамику изменения образа взрослости у младших подрост
ков.

6. Как соотносится динамика образа взрослости со структурой критиче
ского периода?

Рекомендуемая литература

1. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -
М.; Воронеж, 1995.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под
ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - М., 1967.

3. ВыготскийЛ. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4.

4: Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.

5. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста //
Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 6 - 14.

6. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви
тия // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 61 - 69.

7. Поливанова К. Н. Некоторые подходы к проектированию подростко
вой школы // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 1. -
С. 102-105.

8. Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве //
Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3 - 4. - С. 13-17.


Дополнительная литература

9. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет. Автореф.
дисс.... канд. психол. н. - М., 1988.

10. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Во
просы психологии.- 1972.-№ 2.-С. 51-63.

1 {.Драгунова Т. В. Подросток. - М., 1976.

12. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые иссле
дования в психологии. - 1989. - № 1. - С. 37 - 42.

13. Запорожец А. В. Роль ориентировочной деятельности и образа в форми
ровании и осуществлении произвольных движений // Избр. психол. тр.: В 2 т.-
1986.-Т. 2.

14. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

15. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под
ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.

15. Толстых Н. Н. Отношение к будущему // Формирование личности в
переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987.

16. Элъконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.

17. Элъконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

18. Элъконин Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М.,
1984.-Т. 4.-С. 386-404.

19. ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.



ригидность (непластичность) действий взрослого (и других уча> ников взаимодействия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...