Направления и типы коррекционной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Для грамотного ведения психологического кризиса у ребенка взрослый должен обладать необходимыми знаниями относительно природы происходящих с ребенком изменений и быть готовым не только действовать, но и анализировать собственные действия. Выбор типа коррекционной работы зависит от трех основных характеристик возрастного кризиса: возраста ребенка; места протекания кризиса (семья, школа); позиции взрослого (родитель, воспитатель, учитель). Эти характеристики внутренне зависимы: кризисы новорожденное™, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно, взрослый, к которому обращен кризис, - родитель. Кризис семи лет, предподростковый и подростковый проходят и в школе и дома, ребенок «адресуется» и к родителям, и учителям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согласовывать свои действия с родителями, поскольку ребенок много времени проводит вне дома. Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в зависимости от возраста ребенка, но место и позиция взрослого определяют особенности коррекции. Кризис новорожденности. Проходит в домашних условиях. Психологическая составляющая вплетена в существенные физиологические изменения, происходящие с ребенком. Разрешение кризиса знаменуется возникновением улыбки как первой социальной реакции. К этому приводит активное общение с ребенком с самых первых дней его жизни. Несмотря на то, что ребенок кажется совершенно безразличным к стараниям взрослых привлечь его внимание, следует при любой возможности эмоционально общаться с ним, разговаривать, улыбаться. Эти усилия вознаградятся улыбкой ребенка и, несколько позже, появлением комплексе оживления - двигательных реакций, вокализаций, эмоциональны* проявлений в ответ на лицо взрослого.
Кризис одного года. Рост двигательных возможностей приводит к расширению пространства, возникает мотивирующее представление (образ привлекательного предмета или ситуации, нахо дящегося вне поля непосредственного восприятия). Появляето стремление к недоступным предметам. Условием разрешения кри зиса является весьма жесткое разделение взрослым пространств: на разрешенное и запрещаемое. При ярких аффективных вспыш ках необходимо отвлечение, переход к другим привлекательны n предметам, организация первых элементарных занятий с ребен ком. Если отвлечь ребенка не удалось, запрет все равно не стой" отменять, иначе могут закрепиться разнообразные поведенчески! формы (плач, крик, агрессия и т.д.), провоцирующие родителе! предоставить требуемое. Кризис трех лет. Развитие речи, опережающее развитие пред ставления о себе, приводит к экспериментированию с собственно! самостоятельностью, появляется «Я сам!», личное действие, гор дость за достижение. Негативизм в поведении связан с внешне не мотивированными требованиями самостоятельности. Часто про является в отказе от действия, даже начатого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Родители (а в редких случаях аналогичного поведения в детском саду - воспитатели) четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны для него совместные игры: предложите ему простейшие сюжеты, покажите, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).
В целом кризис трех лет объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим перевод личного действия в игровой план. В течении кризиса выделяются две линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослым игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Как правило, протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду. Кризис семи лет. Поведение характеризуется различными формами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением сферы интересов. Трудности в поведении (негативизм) касаются домашней ситуации. Кризис семи лет первый из критических возрастов, когда возможны вербальные формы помощи ребенку в проживании трудного периода. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и уклад. Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребенок через короткое время «забудет» о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, напомните ему об этом, мягко подчеркните сложность взрослой позиции, но и выразите надежду на то, что ребенок может с этим справиться. Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддерживайте интерес ребенка к широкому миру людей и вещей, давайте ему пищу для развития: водите ребенка в музеи, на экскурсии, не жалейте времени на разговоры об увиденном. Как и в предшествующие кризисы развития, старайтесь дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребен- ка. Не отказывайте ему в помощи, эмоционально поддерживайте, но останавливайте негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.
Подростковый возраст. На протяжении подросткового возраста в силу особых социальных условий его проживания может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. В целом их протекание разнится у разных детей, на симптоматику критического периода влияют многие обстоятельства: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности (время начала пубертата). Подростковый возраст (даже его стабильная фаза) характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Современный социум не предоставляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит, как правило, к затяжному характеру возрастного кризиса. Симптомы, близкие подростковым, можно обнаружить и у студентов, спустя один-два семестра после поступления в вуз. На рубеже младшего школьного и среднего школьного возрастов появляются симптомы предподросткового кризиса. Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду у окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т.п. В общении с родителями может еще некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения. Ребенок настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи., Реакция родителей, как и при всяком кризисе, должна сводиться к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребенком: при негативизме - твердый отпор и, если позволяют обстоятельства обсуждение требования, включение его в более широкий контекст -личных, семейных, иногда даже национальных или религиозны> ценностей. Осмысленно с подростками вести разговор и о права> родителей, о паритете прав и обязанностей членов семьи и т.д.
Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержке, если он i этом нуждается или сам просит об этом. Новые формы поведенш требуют от ребенка огромного эмоционального напряжения, по этому он нуждается в защите и помощи. Негативное, прОтестно< поведение ни в коем случае не должно быть поводом для отказа ] помощи. Взрослый должен приложить все усилия для того, чтобь подросток смог дифференцировать собственное отношение к раз ным жизненным ситуациям, обнаружить их разный смысл и различную эмоциональную окраску. Многие разновидности подросткового девиантного поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ребенок может посещать студии, кружки, секции. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребенок при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер (мест) общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов. Как правило, трудные ситуации возникают у детей подросткового возраста не только с родителями, но и с учителями, протест-ное поведение обнаруживает себя не только дома, но и в школе. К сожалению, практика показывает, что кризисное поведение становится для учителей таким же испытанием, как и для родителей. Профессиональная подготовка оказывается недостаточна или малоэффективна в ситуациях общения с подростком. Ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема - необъективность или несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей - не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом - составить представление о себе через взгляд окружающих. Принципы ведения диалога с подростком учителя и родителей сходны. Абсолютно неэффективны диалоги в тематике, предлагаемой ребенком. Лучше, если это возможно, перевести спор в иной контекст - более общий, менее однозначный. Как и при негативизме в адрес родителей, осмысленно обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований и т.д. В отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая регламентация требований и соответствующих оценок.
Подростковый возраст - время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой - проектной -формой деятельности подростков. Такие разработки существуют уже в практике образования. Их суть сводится к созданию условий для свободного авторского действия на учебном, ftQ привлекательном для подростка материале. При возможности строить собственное авторское действие, т.е. осуществлять замысел и реализацию проектов, возникают наиболее адекватные условия для превращения исполнительского (результативного) действия в пробующее. Такое превращение обеспечивает полноценное и адекватное задачам возраста развитие в подростковом возрасте. При таких условиях проба переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной деятельности, общение со взрослым становится партнерским, позиции взрослого и ребенка меняются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемое™ подростков, но неприменимое в индивидуальной коррекции. Кризисы взрослости имеют отличия от детских возрастных кризисов, главное из них состоит в том, что они преимущественно происходят во внутреннем плане личности. Человек, переживающий кризис, строит пробующие действия по самоосознанию относительно своих собственных позиций и установок, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, в частности, заметных изменений в поведении может и не быть. Хотя близкие люди могут обнаружить повышенную тревожность, критичность относительно собственных внешних и внутренних достижений, неустойчивость поведения, симптомы разочарованности и т.д. В этих случаях показаны различные формы психотерапевтической помощи. Практическая психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанным разделом. Причина такого явления состоит в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологических основаниях. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достигает своей цели. Коррекция трудновоспитуемое™ ребенка в кризисе проводится, если условия протекания кризиса не обеспечивают решение задач развития. Весьма часто коррекции требуют родительские (учительские) ответы на вызывающее поведение детей. Стратегия коррекции заключается в трансформации детского действия в пробующее, а для этого действие переводится в иной контекст. Начиная с возрастного кризиса семи лет, возможна вербализация - обсуждение с ребенком возникающих проблем. Вопросы для самостоятельной работы 1. Назовите причины возникновения синдрома трудновоспитуемое™. 2. Перечислите цели участников взаимодействия при возрастном кризисе. | 3. Проанализируйте содержание действий участников взаимодействия. 4. Охарактеризуйте особенности поведения взрослых при кризисах детскс 5. Чем определяются направления коррекционной работы в критически Рекомендуемая литература 1. Акимова М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственног 2. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997. 3. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. - М., 1991. 4. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые иссле 5. Мухина В. С. Возрастная психология (от рождения до старости). - М., 6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дуб 7. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М., 1997. 8. Штерн В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Психология под ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во введении к данной книге было сказано, что возрастной кризис - термин неопределенный. Теперь стало возможно дать определение возрастного кризиса. Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильногс периода в субъектную способность индивида. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза - открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическа? фаза - мифологизация новой идеальной формы, конфликт межд} желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей ис комой взрослости; посткритическая фаза - дифференциация отно шения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастной развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым син дромом - трудновоспитуемостью. Таким образом, понятие «возрастной кризис» возникает ка] следствие развития основных положений культурно-историческо! теории. Это не означает, что в других исследовательских парадиг мах это понятие не может возникнуть. Может. Но тогда следуе провести такую же подробную работу «выведения» этого поняти как следствия исходных исследовательских позиций. Например при двухфакторной (средовой и биологической) модели об> словленности развития кризис есть момент в жизненном цикл организма, когда средовой фактор способен вызвать эффею т. е. момент своеобразной синхронизации средовых и биологич< ских влияний. Сложность определения понятия «возрастной кризис» связан с особенностями психологического знания, которое никогда и может быть простым описанием реально существующих явленш Чем более тонкие, собственно человеческие аспекты мы тучаеъ тем важнее обнаружить одновременно и исследовательскую поз! цию, и само исследуемое явление. Поэтому данное учебное пособие, во всяком случае, по ceoeN замыслу есть не только совокупность сведений о возрастных криз) сах, но пример именно такого взгляда на психологическую науку. СОДЕРЖАНИЕ Введение. Раздел!. Два типа возрастов: стабильный и критический........................ 5 Глава 1. Общее представление о возрасте.......................................................... 5 Психологические теории онтогенеза.................................................. 5 Определения возраста. Периодизация психического развития.. 7 Возраст и его определение в культурно-исторической теории 12 Возраст и его определение в теории деятельности...................... 17 Глава 2. Исследования критических возрастов в отечественной психологии.................................................................................................. 23 Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии........................................................ 23 Развитие концепции о критических периодах в отечественной психологии......................................................................................... 29 Глава 3. Исследования проблем онтогенеза в западных теориях развития....................................................................................... 37 Проблема перехода в западных исследованиях........................... 37 Новые направления в исследованиях онтогенеза........................ 42 Глава 4. Современное состояние проблемы переходных возрастов......... 50 Возрастной кризис и проблема трудновоспитуемое™............... 50 Представление о культурном возрасте............................................ 54 Глава 5. Экспериментально -психологические исследования возрастных кризисов................................................................................ 62 Возрастные кризисы детства.............................................................. 62 Возрастные кризисы отрочества....................................................... 75 Возрастные кризисы взрослости....................................................... 81 Раздел II. Психологический смысл критических возрастов.................. 87 Глава 6. Психологические особенности возрастных новообразований.. 87 Представление об акте развития....................................................... 87 Общий анализ возрастных новообразований................................ 89 Двухтактность формирования новообразования......................... 92 Динамика отношения ребенка 6-7 лет к учебным ситуациям........................................................................................... 97 Глава 7. Содержание возрастных кризисов.................................................... 103 Содержание критического возраста: субъективация способности 103 Механизм субъективации. Проба................................................... 105 Особенности поведения детей в переходные периоды.............. ПО Глава 8. Структура возрастного кризиса........................................................ 143 / Переход в новый возраст..................................................................... 143 Социальная ситуация развития в кризисе..................................... 145 Структура возрастного кризиса....................................................... 147 Переход к подростковому возрасту и временная перспектива 153 Представление о собственной взрослости.................................... 156 Глава 9. Практическая психология возрастных кризисов.......................... 164 Причины возникновения трудностей.............................................. 165 Цели участников взаимодействия................................................... 166 Содержание действий участников ситуации............................... 167 Цели и способы коррекции................................................................ 171 Направления и типы коррекционной работы.............................. 172 Заключение............................................................................................................... 179
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|