Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




лен «перекосом» другого урока в иную сторону, так что общая рав­нодействующая процесса будет «правильной». Если же «перекос» учебного курса — это плохо.

Наконец, рассматриваемая технология предписывает вычлене­ние межпредметных идей. Итогом рассматриваемого построения учебного процесса являются особо ценные межсистемные способы мышления (здесь необходимы интегрированные курсы).

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на крупноблочной основе.

Такая технология является альтернативной тем технологиям, ко­торые ориентируют на последовательное построение обучения. Пос­леднее хорошо иллюстрируется таким примером, как последователь­ное изучение личных, определенно-личных, обобщенно-личных, нео­пределенно-личных, безличных предложений в курсе русского языка. Оно осуществляется в течение целого ряда уроков. Поскольку меж­ду предложениями можно усмотреть закономерность — нарастание определенности, то это позволяет все предложения изучать на од­ном уроке, что даст лучшие результаты.

Крупноблочная технология (научная разработка Н. Эрдниева и В. Шаталова) предполагает ряд интересных в дидактическим отно­шении приемов; например, объединение нескольких правил, опре­делений, характеристик в одном определении, одной характеристи­ке, что увеличивает их информированную емкость.

Крупноблочная технология имеет свою двухлинейную логичес­кую структуру урока: повторение «по связи» осуществляется в те­чение всего урока и служит своевременным фоном, на котором изу­чается новый материал.

Этой технологией предъявляются свои требования к использова­нию в обучении наглядных средств. Речь идет о сбережении во вре­мени и пространстве ассоциативно связанных схем, чертежей, диаг­рамм. На этом (симметрия, полусимметрия, асимметрия) основаны получившие распространение опорные сигналы. Объединение мате­риала в очень крупные блоки (вместо 80-100 учебных тем — 7-8 блоков) может привести к новой организационной структуре учеб­ного процесса. Вместо урока основной организационной единицей может стать учебный день (биологический, литературный). Созда­ется возможность более глубокого погружения учащихся в изучае­мый предмет. Четыре урока, например, литературы по 30 минут. У М. Щетинина трижды-четырежды повторяются в течение учебного года предметные недели.

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на опережающей основе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Классическая дидактика ориентирована на обучение от извест­ного к неизвестному: иди, так сказать, вперед, глядя назад. Новая дидактика, не отрицая пути движения от известного к неизвестно­му, в то же время обосновывает принцип перекрестной деятельнос­ти учителя, на линии которой располагаются опережающие зада­ния, опережающие наблюдения и опережающие эксперименты как разновидности опережающих заданий, изложенных с элементами опережения. Перечисленное в совокупности называют опережени­ем; оно способствует эффективной подготовке учащихся к восприя­тию нового материала, активизирует их познавательную деятель­ность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагоги­ческие функции.

Идею опережения, положенную в основу обучения С. Лысенко-вой, С. Соловейчик назвал гениальной. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, характерной для крупноблочного обу­чения, опережающая технология имеет трехлинейную структуру урока. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая для дидактики система понятий, раскрывающая сущность опережения (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

Способный и опытный учитель видит будущее, знает не только свой предмет, каким-то шестым чувством чувствует, как настроены его ученики, стремится работать по опережающей системе.

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на проблемной основе.

Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они мо­гут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс «в зону ближайшего развития» (Л. Выготский, Л. Занков). Этим и обладает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.

Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию. Проблемная тех­нология приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой.

Обратим лишь внимание на то, что логическая структура про­блемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехли­нейный), а более сложный спиралеобразный, «криволинейный» вид. Логика учебного процесса здесь проявляется очень зримо. Если в282

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...